Поют лауреаты ленинского комсомола
Александр Ворошило

Эстрада



Эстрадные исполнители, песни, ноты, очерки

 

АЛЕКСАНДР ВОРОШИЛО
Очерк

 

 

У Александра Ворошило счастливая судьба. Его имя хорошо знают любители оперной музыки— разнообразный круг слушателей — рабочие и интеллигенция, колхозники и учащиеся. И это вполне объяснимо. Певцу — одному из ведущих баритонов Большого театра Союза ССР —присущи широта творческих интересов, поэтому Ворошило не только выступает в главных ролях оперного репертуара, но и исполняет в сольных концертах, по радио и телевидению романсы Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Рахманинова, камерные произведения западных композиторов. Пожалуй, наибольшую популярность у массового слушателя певец снискал интересной трактовкой песен С. Туликова, А. Пахмутовой, Д, Тухманова, Г. Мовсесяна и других. И действительно, на протяжении целого ряда лет трудно представить себе сколь-нибудь крупную концертную программу, посвященную праздничным торжествам, без участия в ней Александра Ворошило. Зрителям полюбился обаятельный артист, по-спортивному стройный, пластичный, очень органичный на сценической площадке. «Ворошило прекрасный партнер, чуткий и внимательный,— говорит о коллеге народный артист СССР Владимир Атлантов.— С ним приятно и, я бы сказал, радостно выступать в спектаклях. Я особенно это оценил во время совместных выступлений в «Отелло», «Иоланте», «Пиковой даме», «Дон Карлосе» и других».

Сегодня Ворошило — известный всей стране певец, ведущий солист прославленного Большого театра, искусству которого рукоплескали слушатели Болгарии и ФРГ, Италии и Швеции, Греции и Австралии и многих других стран. Но спросите артиста — мечтал ли он об этом? И он ответит, что ни в детстве, ни в юношестве даже не помышлял о карьере певца, а уж о Большом театре и думать не думал. Песни, конечно, нравились— их частенько пели в многодетной семье Ворошило. Да н как не петь, коль живешь на Украине, славной певческими традициями. Но Саше в школьные годы больше нравилось играть на аккордеоне — в то время на любой танцплощадке главной фигурой был человек с перламутрово-переливающимся под электрическими огнями музыкальным инструментом.
Но вот позади школа. Окончательный выбор жизненного пути еще не сделан. Александр пытался вместе с друзьями поступить на физмат, но не прошел по конкурсу — тогда все хотели быть физиками. И Саша стал токарем на заводе горно-шахтного оборудования в Днепропетровске, где работал прокатчиком его отец. Пришла пора идти в армию.

Очень общительный, легко сходящийся с людьми Саша стал душой армейской самодеятельности. Выступая за свою часть и пел, и плясал, и разыгрывал сценки, Как-то незаметно для себя стал ротным запевалой. Демобилизовавшись, вернулся на завод и уже не смог жить без самодеятельности. Ему посоветовали учиться — и он сдал экзамены на дирижерско-хоровое отделение музучилища. Здесь вчерашнему солдату пришлось несладко — его, великовозрастного студента, не имевшего музыкальной подготовки, да еще подзабывшего общие предметы, легко обходили юные «школята». Словом, в хороших студентах он не числился. К тому же долго не могли установить-—тенор у него или баритон. Так бы слабо он и учился, но на втором курсе появился в училище Анатолий Васильевич Бойко и, оценив вокальное дарование юноши, категорично заявил: «Тебе надо поступать в Одесскую консерваторию».
Определилась судьба будущего артиста, ставшего учеником замечательного педагога — профессора Ольги Николаевны Благовидовой. Среди ее учеников — нынешние коллеги Ворошило по Большому театру Белла Руденко и Людмила Шемчук.

Разумеется, в годы учебы в консерватории на долю Александра выпало немало трудностей. Но, уже уверовав в правильность избранного пути, Ворошило с феноменальным упорством работал, совершенствуя вокальную технику, осваивал все более сложный репертуар.
Еще студентом молодой певец стал выступать на сцене Одесского оперного театра. Сначала небольшая партия Шарплеса в опере Пуччиии «Чио-Чио-Сан», потом партии Елецкого в «Пиковой даме» и Роберта в «Иоланте» П. Чайковского. Уже в роли Роберта Ворошило обратил на себя внимание, создав романтически приподнятый образ пылко влюбленного юноши. А вскоре Ворошило-Роберт так спел свою знаменитую арию, что все члены жюри Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки в Кишиневе во главе со знаменитой Ириной Архиповой поверили, что лучше «его возлюбленной» — Матильды—нет никого на свете и выдали молодому певцу диплом лауреата! Этот успех открыл ему дорогу на международный конкурс им. П, И. Чайковского. Александр возлагал большие надежды на это соревнование вокалистов. Готовился буквально дни и ночи, оттачивая конкурсную программу. Он добивался глубины чувства и вокальной легкости в раскрытии образной структуры произведений. А пример ему было брать с кого—в юности Сашу потряс фильм «Музыкальная история» с легендарным С. Я. Лемешевым в главной роли, который стал его кумиром. Юношу поразило то, что для Лемешева не существовало трудностей в пении — настолько легко и виртуозно он исполнял сложнейшие произведения. К этому стремился и солист Одесской оперы. Но непредвиденный случай свел на нет все его усилия —после гриппа было тяжелое осложнение. Певец стал терять слух — и это накануне открытия конкурса! Пел, почти не слыша себя. Естественно, ко второму туру его не допустили. Удар судьбы был слишком тяжелым. На какое-то время показались бессмысленными и ежедневный каторжный труд, и творческие устремления, и даже сам выбор профессии. Однако оптимистичной натуре артиста такое состояние оказалось несвойственным. Окунувшись в работу, он вновь воспрянул духом. А вскоре в преддверии юбилейного, двухсотого сезона в Большом театре было назначено прослушивание. Александр поразил всех полетностью красивого голоса, техническим совершенством, сценическим обаянием. Особенно удалась ему много раз петая ария Роберта из «Иоланты». Ворошило, минуя стажерскую группу, был зачислен солистом в труппу знаменитого московского театра.
За более чем десятилетнюю работу на сцене Большого театра А. Ворошило выступил в таких интересных и разноплановых партиях, как Онегин в «Евгении Онегине», Роберт в «Иолаите», Елецкий в «Пиковой даме», Ведеиецкий гость в «Садко», Наполеон и Фердинанд в операх С. Прокофьева «Война и мир» и «Обручение в монастыре», маркиз ди Поза в «Дои Карлосе» и Ренато в «Бал-маскараде» Д. Верди. Однако есть в этом ряду два образа, созданные Ворошило, справедливо считающиеся его вершинными достижениями. Это Яго в «Отелло» Д. Верди и Чичиков в «Мертвых душах» Р. Щедрина, «Пожалуй, больше чем в других ролях проявилось здесь его незаурядное дарование артиста оперного театра, умение ярко, просто, средствами вокально-сценического искусства чрезвычайно выразительно создать образ в таком сложном и условном жанре искусства, как опера»,— считает В, Атлантов.
Творчество А. Ворошило запечатлено в многочисленных записях на Всесоюзном радио, на грампластинках, выпущенных фирмой «Мелодия».

Певец —обладатель III премии XXI Международного конкурса вокалистов имени Марии Канилья в Барселоне, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки и Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване, премии Ленинского комсомола. В 1982 году артист удостоен высокого звания — народный артист РСФСР.
Александр Ворошило в расцвете творческих сил. Его планы — обширны. Он мечтает спеть новые оперные арии. Готовит новые программы романсов. Ждут своего прочтения и новые песни, которые ему охотно дарят композиторы.