Мастера советской эстрады
Леонид Утесов, Клавдия
Шульженко
выпуск 1
Песни для голоса в сопровождении фортепиано (баяна, гитары)
Составитель В. Судовых
номер 13267
"Музыка", 1986г.
содержание:
Леонид Утесов
Это было ранним летним утром 1934 года. Широко распахнулись
ворота колхоза «Прозрачные ключи» и из них появился Утесов —Костя Потехин
— герой первой советской музыкальной комедии «Веселые ребята». Вот он
начинает свою песню, и вместе с ним все поет вокруг: деревянный настил
мостка превращается в ксилофон, железная ограда парка звенит колокольчиками,
глиняные крынки и макитры на плетне звучат как набор ударных инструментов.
Песню подхватывают все окружающие — сопротивляться веселому ритму марша,
который с таким неподдельным задором пел этот, по словам И. Бабеля, «заряженный
электричеством парень», было невозможно.
И буквально в день премьеры фильма «Марш» И. Дунаевского сошел с экрана
и влился в жизнь. Тысячи и тысячи зрителей узнали и полюбили эту песню
вместе с его первым исполнителем.
Много лет спустя композитор признался: «Для широкой публики получается
так, что Дунаевский возник неожиданно и сенсационно после выхода фильма
„Веселые ребята". Но для тех, кто меня близко знает, эта „неожиданность"
была нормальнейшим образом подготовлена долгими годами работы в театре».
Эти слова справедливо могут быть отнесены н к человеку, с которым Дунаевского
связывала большая творческая дружба, — Леониду Осиповичу Утесову.
Его актерская биография началась на любительской сцене — еще в годы учения
в Одесском коммерческом училище, куда юный Утесов попал, уступив настоянию
родителей. Но уже в ту пору главным его увлечением, занимавшим все время,
в том числе и отпущенное на постижение бухгалтерских премудростей, была
музыка —пение в ученическом хоре, репетиции в оркестре, уроки игры на
скрипке.
Семнадцати лет, в сезон 1912/13 года Утесов становится актером профессионального
театра, и эта маленькая труппа провинциального города, игравшая одноактные
комедии, скетчи и миниатюры, явилась первой ступенькой длинной лестницы
различных театральных коллективов, в которых молодой артист прошел свои
«университеты». Здесь ему приходилось делать все: петь куплеты, танцевать,
конферировать, читать рассказы, исполнять роли в опереттах и водевилях.
Но что бы ни делал Утесов, его властно влечет стихия музыки. Любовь к
музыке, желание свести воедино то, чем он овладел за годы работы в театре,
а затем и на эстраде, привели его к мысли о создании театрализированного
джаза.
Зрители, пришедшие в марте 1929 года в Ленинградский Малый
оперный театр, с интересом встретили новый утесовский коллектив, разыгравший
необычное эстрадное представление. Главным его героем стал Леонид Утесов,
вызвавший восхищение яркостью и разносторонностью своего таланта.
Утесов дирижировал, и это становилось своеобразным актерским действом,
призванным помочь зрителю распознать «характер» того или иного музыкального
инструмента, Затем брал скрипку и начинал лирический диалог с музыкантами,
но уже в следующем номере, исполнив куплет в веселой песенке, играл на
экзотической джаз-флейте и переходил к мелодекламации, исполняя романтическое
стихотворение Э. Багрицкого «Контрабандисты», он пел нежный вальс «Чакита»,
полный грусти романс «Где б ни скитался я». И во всем этом, как никогда
прежде, проявились артистичность Утесова, его обаяние, умение установить
контакт со слушателем, вести с ним разговор от сердца к сердцу —те черты,
которые стали определяющими в сценическом облике певца.
В репертуарных поисках Утесова неоценимую услугу" оказал Дунаевский, написавший для Теаджаза (за четыре года до «Веселых ребят»!) несколько больших песенно-оркестро-вых рапсодий на темы народных песен — «Русскую», «Украинскую» и другие, по ходу исполнения которых Утесов пел «Уж ты сад, ты мой сад», «Из-за острова на стрежень», «Мисяцу ясный», свадебные песни, распространенные на юге России. Этот первый опыт использования народных мелодий в джазе, поразивший необычностью, оказался весьма плодотворным и в дальнейшем получил в утесовских программах успешное развитие. Дунаевский написал музыку к комедии «Музыкальный магазин», премьеру которой Утесов со своим оркестром сыграл в 1932 году, а финальная песня из этого спектакля—«Счастливый путь», на протяжении десятилетия оставалась в его репертуаре.
Произведения Дунаевского «Марш», «Сердце», «Каховка» и другие
вошли в программы Утесова «Песни моей Родины», спетые им в тридцатых годах.
Здесь впервые «увидели свет» многие замечательные создания композиторов-песенников.
В песнях-воспоминаниях о гражданской войне, о Красной Армии, о боевой
армейской дружбе, появившихся в репертуаре Утесова в годы, когда пламя
военного пожара все ближе подкатывалось к рубежам нашей страны, ярко зазвучала
тема защиты Родины, сыновней верности ей. Сочетанием гражданственности
и лиризма отмечены песни, которым Утесов дал жизнь, — «Полюшко-поле» Л.
Книппера —В. Гусева, «Партизан Железняк» М. Блантера — М. Голодного, «Тачанка»
К. Листова—М. Рудермана, «Казачья-кавалерийская» В. Соловьева-Седого —
А. Чуркина, «Два друга» С. Германова— В. Гусева, «То не тучи грозовые—облака»
Дм. и Дан. Покрасс— А. Суркова и другие.
Именно в эти годы сложился образ героя утесовских песен — человека, влюбленного
в жизнь, отличающегося душевной чистотой, готового мгновенно откликнуться
на радость и печаль, умеющего глубоко, по-настоящему чувствовать. Это
был не столь уж распространенный случай, когда лирический герой песен
совпал, слился с личностью исполнителя. Вот отчего, что бы ни пел он,
для миллионов его слушателей никогда не существовало дистанции между певцом
и человеком, от лица которого Утесов вел свой песенный рассказ.
По песням, спетым Утесовым в грозные годы Великой Отечественной войны,
можно было бы составить своеобразную военную летопись. Они позволяют проследить
не только событийный, но и эмоциональный ряд военной хроники, начиная
с первых дней сражений и кончая днем победным.
Искусство певца в ту пору стало мужественнее, суровее. В его песенных программах военных лет по-новому воплотились любовь и ненависть, лютая злоба к врагу и нежность сына, для которого невыносимы страдания матери-Родины, но который обладает достаточной силой, чтобы защитить ее. В песнях Утесова появились новые грозные интонации, предрекавшие неизбежность возмездия, ожидающего фашизм, и ликующая гордость человека, глубоко верящего в то, что «придет на нашу улицу праздник».
Одной из любимых песен Утесова в те годы была баллада Б.
Мокроусова и А. Жарова «Заветный камень» (первоначальное название — «Камень
Севастополя»). «Если есть „царь-пушка" и „царь-колокол", — говорил
Утесов, — то „Заветный камень" я бы назвал „царь-песня"». А
поэт Жаров, высоко оценивший утесовскую интерпретацию, не раз подчеркивал,
что именно благодаря Утесову, впервые спевшему эту балладу на эстраде,
по радио, записавшему ее на пластинку, она приобрела всенародную известность.
В песнях, спетых за свою большую жизнь, народный артист СССР Леонид Осипович
Утесов смог выразить время — в этом его главная заслуга, его творческий
подвиг. «Ротный запевала» советской песни не случайно сделал своим девизом
слова поэта:
Пришел я в эту жизнь, чтоб петь
И чтобы ты запел со мною!
Начало творческой биографии Клавдии Шульженко, как и Леонида
Утесова, связано, с театральными подмостками и композитором Дунаевским.
Случайное совпадение? Отчасти— да, но в основном, думается, здесь есть
своя закономерность.
Неполных семнадцати лет Шульженко поступила в труппу знаменитого режиссера
Н. И. Синельникова, возглавлявшего Харьковский драматический театр. На
экзамене ей аккомпанировал в ту пору начинающий Дунаевский, сразу распознавший
в юной абитуриентке певческий талант.
Много лет спустя, уже в 50-е годы, композитор, внимательно следивший за
творчеством Шульженко, назовет ее «выдающимся эстрадным мастером с ярко
выраженным исполнительским дарованием». А те, кто знал Дунаевского, помнят,
как редко он употреблял превосходную степень в своих оценках.
Годы работы в театре не прошли для Шульженко даром. Начиная в 1928 году
свою певческую карьеру, актриса знала, что должна, прежде всего, играть
песни, не только рассказывая о героях, но и показывая их.
В репертуарных поисках молодой певице помогли друзья. Начинающий
украинский композитор Юлий Мейтус с поэтом Евгением Брейтигамом написали
для Шульженко музыкальную новеллу-шутку «На санках», впервые исполненную
певицей на эстраде. Не стесняемая строгим ритмическим рисунком, Шульженко
сумела сыграть характер героини новеллы— скромной, застенчивой и лукавой
девушки.
К певице вскоре приходит признание. Ее манера исполнения, артистизм, репертуар,
который отличался самобытностью и оригинальностью, были по достоинству
оценены слушателями. Но той замечательной и непревзойденной Клавдией Шульженко,
которую полюбили и которой неизменно восхищались миллионы почитателей
эстрадного искусства, она стала не сразу. Этому предшествовал труд, огромный
и повседневный.
Кропотливо работала певица над каждой новой песней: беседовала
с поэтами и композиторами, обсуждая музыкальные фразы и поэтические строфы,
отыскивая наиболее полно отвечающие замыслу варианты. Рождение лучших
песен в репертуаре Шульженко неизменно возникало в таком творческом содружестве.
Каждая песня для Шульженко — доверительный разговор со слушателями о сокровенном:
о любви, радостной, счастливой, и о той, что заставляет страдать; о дружбе;
больших человеческих привязанностях, без которых не прожить на свете.
Певица как бы заставляла задуматься об истинных человеческих ценностях.
Песни в исполнении Шульженко воспринимаются как своеобразный спектакль,
лирический, глубоко эмоциональный, полный драматизма или юмора, иронии,
шутки. Каждый акт этого спектакля — куплет песни, и в каждом куплете певица
умела передать тончайшие нюансы настроения героев своих маленьких пьес,
позволяя слушателю познакомиться с ними ближе, узнать и полюбить их.
Эта особенность искусства Клавдии Шульженко проявилась уже на Первом всесоюзном
конкурсе артистов эстрады, где певица исполнила лирическую «Записку» Н.
Бродского — П. Германа, жизнерадостную «Челиту» Фернандеса на стихи Н.
Лабковского и пронизанную мягким юмором песню С. Тартаковского на стихи
М. Исаковского «Девушка, прощай!». Строгое жюри, в состав которого входили,
кстати, Дунаевский и Утесов, удостоило Шульженко звания лауреата.
Мастерство нового лауреата получило высокую оценку и у критики — статьи
и рецензии отмечали умение певицы передать в своих песнях мир ярких, высоких
чувств, отразить — вне зависимости от того, поет ли она о соотечественнице
или о зарубежной «Челите» — мироощущение современников. А Государственный
Дом звукозаписи, едва завершился конкурс, впервые пригласил Шульженко
записать в сопровождении джаза под управлением Якова Скоморовского серию
пластинок, принесших ей вскоре всесоюзную популярность.
С началом Великой Отечественной войны Шульженко надела солдатскую шинель
— вместе со своим ансамблем она добровольцем вступила в ряды Советской
Армии, чтобы внести свой вклад в борьбу с фашизмом. С той поры теме солдатской
дружбы, рожденной в боях, певица навсегда сохранила верность.
В суровые месяцы блокады Ленинграда она делила с защитниками
города все тяготы и невзгоды, помогала им своим искусством, как бы опровергая
изречение, возникшее сотни лет назад: «Когда говорят пушки, музы молчат».
Никогда еще, пожалуй, так не нужна была людям песня, как в ту тяжелую
пору. Только за первый год героической обороны города Ленина певица дала
пятьсот концертов.
Шульженко выступала по нескольку раз в день: перед солдатами близ передовой,
в нетопленном цеху перед рабочими, ремонтирующими для фронта танки, на
льду Ладожского озера — знаменитой «Дороги жизни». Выступала с риском
для жизни — концерты нередко прерывались артиллерийским обстрелом или
налетом вражеской авиации. Преодолевая усталость, она пела «об огнях-пожарищах,
о друзьях-товарищах», о синем платочке, который как символ счастья и веры
в победу пронесла сквозь всю войну,
О солдатской дружбе, о радости возвращения к мирному труду Шульженко рассказала
в сюнте «Сказ о солдате» В. Соловьева-Седого и А. Фатьянова, первой исполнительницей
которой она явилась. Премьера сюиты состоялась в 1947 году и была посвящена
тридцатилетию советской власти.
Особую популярность из «Сказа о солдате» завоевал лирический монолог-исповедь
«Где же вы теперь, друзья-однополчане?», в котором актриса сумела передать
гамму разнообразных настроений: сердечность и суровую нежность, мужскую
сдержанность и ожидание, тоску по человеку, с которым столько прожито
в то суровое время, когда терялся «трудным верстам счет». Песня эта надолго
сохранилась в репертуаре певицы и вошла в программу ее юбилейного концерта,
состоявшегося в апреле 1976 года.
Этот концерт, приуроченный к семидесятилетию народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко, явился творческим отчетом певицы, в который она включила песни и появившиеся в тридцатые годы, и рожденные в период войны, и созданные в первые послевоенные годы, и написанные почти накануне юбилея. Но что бы ни пела она в тот вечер —«Давай закурим» М. Табачникова ~ И. Френкеля, «Молчание» И. Дунаевского — М. Матусовского, «Вальс о вальсе» Э. Колмановского— Е, Евтушенко или «Возьми гитару» А. Лепина—М. Пляцковского — за песнями «о времени и о себе» вставала история ее страны, народа, с которым актриса жила одной жизнью, думала и чувствовала, как он, отстаивала общие идеалы.
«Редким искусством владеет Клавдия Шульженко: быть нужной
людям независимо от их возраста, — писала народная артистка СССР Мария
Максакова. — Шульженко занимает на эстраде особое место. Есть различные
категории эстрадных певцов, жанровые виды и подвиды. И есть она ~ безошибочно
узнаваемая среди любого множества голосов, манер, стилей. Сила таких талантов,
как Шульженко,— в особом, только им присущем обаянии, в блеске индивидуальности».
Глеб Скороходов