В.Кузнецов - Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями

Пособия

В книге рассматриваются практические вопросы организации учебно-воспитательной и творческой работы в эстрадных оркестрах и ансамблях, В первой главе дается краткий исторический обзор становления и развития советской музыкальной эстрады. Предназначается для руководителей самодеятельных эстрадных музыкальных коллективов и ансамблей.

 

 

Как работать с самодеятельным ансамблем
В.Кузнецов
Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями

"Музыка", 1981г.

содержание:

 

ОТ АВТОРА
Эстрадные оркестры и ансамбли пользуются в нашей стране -большой популярностью. Они звучат на концертных эстрадах, торжественных вечерах, народных гуляниях, в парках, клубах и Дворцах культуры.
Наряду с профессиональным эстрадным искусством широкое распространение получила самодеятельная музыкальная эстрада, охватывающая многообразные жанры и стили, постоянно обновляющаяся по мере развития современных средств выразительности, достижений звукоакустической техники. С каждым годом увеличивается количество самодеятельных эстрадных оркестров и ансамблей. Многие из них успешно выступили на смотрах и конкурсах Первого всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся, активно участвовали в культурно-массовых мероприятиях клубов и Дворцов культуры.
Широкая популярность самодеятельной музыкальной эстрады связана с тем, что она, как никакой другой жанр музыкального искусства, моментально реагирует на все важнейшие события современности. Однако литературы, освещающей опыт работы с эстрадными оркестрами и особенно с ансамблями, пока чрезвычайно мало.
Изучение и обобщение опыта работы лучших руководителей самодеятельных эстрадных музыкальных коллективов показывает, что правильно организованный учебно-воспитательный и творческий процесс способствует не только росту художественно-исполнительского мастерства участников, но и их идейно-нравственному и эстетическому воспитанию, формированию социальной активности.
Цель данного пособия — систематизировать основные принципы организации и методики учебно-воспитательной и творческой работы в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях, раскрыть наиболее типичные вопросы и специфические черты, связанные с практической деятельностью в этом музыкальном жанре.

Пособие состоит из десяти глав. В первой главе дается краткий исторический очерк развития эстрадной музыки в нашей стране. Во второй — общее понятие об инструментах эстрадных -оркестров и ансамблей, наиболее типичных составах, встречающихся в самодеятельности, основных исполнительских группах и их функциях. В третьей главе рассматриваются вопросы создания самодеятельного эстрадного коллектива, отбора участников, распределения по инструментам, организационного оформления коллектива, выбора актива. В четвертой главе, посвященной учебно-воспитательной и творческой работе, раскрываются основные направления этого процесса, принципы формирования репертуара эстрадных оркестров и ансамблей, его роль в идейно-нравственном и эстетическом развитии участников самодеятельности и слушателей. Пятая глава содержит методические указания и приемы работы с начинающими музыкантами, обучения их музыкальной грамоте, игре на музыкальных инструментах. Здесь же освещаются вопросы овладения штрихами, исполнительской манерой, характерной для эстрадной музыки, обучения искусству импровизации. Шестая глава посвящена групповым занятиям в эстрадных оркестрах и ансамблях, методическим указаниям по их организации, методике формирования и совершенствования динамического, агогического, темпового и ритмического ансамбля, чувства свинга — одного из главных и специфических элементов исполнительского мастерства в эстрадных оркестрах и ансамблях. В седьмой главе рассматриваются основные типы музыкальных репетиций, их специфика и задачи, особенности методики репетиционного процесса в зависимости от уровня мастерства самодеятельных музыкантов, состава инструментов, задач, которые решает данный коллектив, основные этапы работы над музыкальным произведением.

 

 

Восьмая глава знакомит с системой самостоятельных работ участников коллектива, их видами. Здесь раскрывается методика различных видов работы с фонограммой дома и на репетиции. В девятой главе раскрывается понятие «музыкальный эстрадный номер», его специфика. Особое внимание уделено созданию аккомпанемента солистам — вокалистам и инструменталистам, основным этапам подготовки музыкального номера. В десятой главе рассматриваются виды концертов, театрализованных представлений и т. д., вопросы методики составления концертных, программ.

Методика для музыкальных руководителей Скачать пособие