Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями

Глава 10



Методическое пособие для руководителей самодеятельных эстрадных музыкальных коллективов и ансамблей

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Итогом учебно-воспитательной работы в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях является концертное выступление. Это важное событие в духовной жизни коллектива. Концертное выступление доставляет радость, переживание, гордость, позволяет увидеть значимость своих занятий музыкальным творчеством, еще более укрепляет и расширяет кругозор, способствует формированию общественной активности. Концерт, как и репетиционный процесс, оказывает большое воспитательное воздействие. Целевая установка репетиций на концертное выступление изменяет сам характер музыкально-познавательной деятельности оркестрантов: вызывает положительное отношение к занятиям в оркестре или в ансамбле, пробуждает интерес, изменяет мотивы обучения музыкально-исполнительскому искусству.

Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов — дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные.
Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения.
Тематические концерты проводятся в клубах в связи с праздниками, юбилейными датами.
В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концерты — разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей. В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал.
В качестве примера приведем фрагменты программы театрализованного концерта самодеятельного эстрадного ансамбля «Атлантика» из Мурманска. Пролог концерта построен как вокально-инструментальная композиция «Мы с песней росли и мужали». В него вошли фрагменты песен и инструментальных мелодий, характеризующих основные этапы развития нашей страны: революционных песен, песен гражданской войны, первых пятилеток, Великой Отечественной войны, послевоенного периода.
Каждый фрагмент пролога имел свою четкую режиссерскую разработку: мизансцену, свет, характер исполнения, логический переход от одной эпохи к другой. Заключительный фрагмент пролога подводил к основным событиям современности и служил своеобразной связкой к первому эпизоду программы — «Край морошковый», в который вошли песни: «Край морошковый», «Уходят парни в море», «Моряцкие мили», «Я живу у моря». С помощью театрализации четыре номера с музыкальными переходами слились в единый эпизод с четкой идейной направленностью и художественной образностью, рассказывающий о городе Мурманске, о трудовом подвиге моряков и рыбаков.

В настоящее время стали популярны концерты политической песни, зонг-митинги.
Концерт-митинг — публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Специфика данного концертного жанра заключается в своеобразии содержания номеров и организационно-методическом построении программы. Таким концертам присуща особая действенность, опирающаяся на активность зрителя, открытая агитационность, которая проявляется в репертуаре и оформлении мероприятия. Основная задача концерта-митинга — оказать немедленное мобилизующее влияние на слушателей, эмоционально зажечь, заставить активно действовать. Особенностью данного жанра является то, что он сочетает музыку и выступление участников самодеятельности и мастеров профессионального искусства, очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни-протесты, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды и т. д.
В настоящее время получают широкое распространение самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы— один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельности. Нередко руководители ограничиваются только установлением порядка имеющихся номеров вместо того, чтобы выстроить концерт, придать ему динамическую и законченную форму. При составлении программы руководителю эстрадного коллектива следует обратиться за консультацией к режиссеру, а если есть возможность, привлечь его еще раньше, в период подготовки номера. Режиссер поможет драматургически выстроить номер, определить необходимые мизансцены, поставить смысловые акценты в тексте песен, разработать характер сценического поведения музыкантов при исполнении инструментальных пьес, вместе с художником продумать детали оформления номера, костюма исполнителя. Если в клубе нет режиссера, руководитель должен познакомиться с принципами построения программы.

Один из важных принципов составления эстрадной программы — от серьезного к развлекательному. Начинать концерт целесообразно с номеров гражданского содержания, а ближе к концу дать более популярные.
Следующий важный момент составления программы: концерт должен идти по нарастающей линии так, чтобы восприятие зрителей поддерживалось усиливающейся «ударностью» номеров, то есть номера, вызывающие наиболее бурную реакцию зрителей, исполнять ближе к концу программы. Самое же завершение концерта требует наиболее эффектной и впечатляющей точки.
В методической литературе указывается еще одно важное условие построения программы — принцип контраста. Поэтому руководитель должен заботиться о контрастности номеров. Стыки между номерами разных жанров должны подбираться с большой осторожностью, чтобы помочь оттенить контрастом номера. Рецептов сочетания номеров дать невозможно. Каждая программа, каждое выступление имеют свою специфику, и руководителю приходится все время заново продумывать варианты исполнения в зависимости от содержания, места выступления, зрителей.
Следует также учесть, что расположение наиболее веселых, зрелищных номеров ближе к концу программы вовсе не означает, что первая часть концерта (независимо — дивертисментного или-тематического характера) должна быть очень серьезной, а вторая— сплошным развлечением. Соотношение контрастов и пиков, разрядок и переключений заставляет перемешивать номера, придерживаясь тенденции облегчения программы по мере приближения к финалу.

 

 

После подготовки отдельных номеров или самостоятельной программы руководитель совместно с администрацией клубного учреждения решает ряд организационных вопросов, связанных с проведением концертных выступлений.
Концерты самодеятельного эстрадного коллектива должны проходить не только в залах клубов и Домов культуры, но и обязательно в рабочих коллективах — в цехах, на полевых станах и т. д. Это вносит весомый вклад в дело культурного обслуживания трудящихся, а у участников (ими в основном является молодежь) воспитывает уважение и интерес к рабочим профессиям,, уверенность в полезности своего увлечения искусством.
Необходимо практиковать также отчетные концерты самодеятельного коллектива, которые проходят 1—2 раза в год. Готовить их надо особенно тщательно, воспитывая тем самым у самодеятельных артистов чувство ответственности перед слушателями.
Творческие отчеты самодеятельных коллективов должны проходить в торжественной обстановке. Реклама, теплые слова в адрес коллектива, сказанные со сцены, различные формы морального и материального поощрения будут способствовать дальнейшей успешной деятельности.

Учитывая многообразие форм концертной практики самодеятельных эстрадных музыкальных коллективов, следует еще раз подчеркнуть необходимость жанрового и тематического разнообразия репертуара оркестров и ансамблей. Это обеспечит коллективам широкий диапазон их деятельности. Интересно можно выстроить и решить сценически собственную концертную программу, принять участие в тематическом концерте, посвященном праздничной дате, провести танцевальный вечер в клубе.
Действенным стимулом творческого совершенствования самодеятельного эстрадного музыкального коллектива является его участие в различного рода смотрах и конкурсах. Однако участие в конкурсах необходимо соизмерять с творческими и воспитательными задачами самодеятельности в целом и данного коллектива конкретно. Конкурсы ни в коем случае не могут быть самоцелью, подготовка к ним не должна определять направление, подменять или нарушать планомерный ход учебно-воспитательного процесса.

 

 

Рассмотренные в методическом пособии наиболее общие вопросы организации и элементы учебно-воспитательного процесса в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях следует использовать в тесной взаимосвязи.
Применение той или иной формы занятий, методических приемов работы с оркестром или ансамблем зависит от индивидуальности руководителя, его квалификации и практического опыта. Он сам определяет порядок чередования индивидуальных, групповых и коллективных форм занятий или одновременное применение их на репетиции. В каждом конкретном случае это во многом зависит также от сложности музыкального произведения, квалификации музыкантов и исполнительского уровня коллектива в целом.
Методика учебно-воспитательной работы — процесс творческий, развивающийся. Ищущего, экспериментирующего руководителя самодеятельного эстрадного музыкального коллектива ждут в этой области свои открытия и достижения.