Г. Скороходов - Звезды советской эстрады

Эстрада



Пособия, книги, музыкальная литература в pdf

 

Скачать книгу

Г. Скороходов
Звезды советской эстрады
очерки об эстрадных певцах, исполнителях советской лирической песни
“Советский композитор”, 1986г
(pdf 8 Мб)

содержание:

 

От автора. О чем эта книга

Эта книга о звездах. Понятие «звезда» по отношению к советским артистам — певцам, музыкантам, танцовщикам и т. д. — вошло в наш обиход сравнительно недавно: одно-два десятилетия назад. Сегодня оно распространено повсеместно. О звездах советского балета пишут газеты и журналы, звездам эстрады посвящаются фильмы (вспомним хотя бы работу режиссера Веры Строевой «Веселые звезды»), о звездах советской оперы рассказывают циклы радиопередач. Ежегодно в столице проводится один из самых представительных фестивалей искусств, названный «Московские звезды». В его концертах принимают участие Надежда Павлова и Людмила Зыкина, Ансамбль скрипачей Большого театра и Муслим Магомаев, Елена Образцова и танцевальный ансамбль «Березка», Игорь Ильинский и вокально-инструментальный ансамбль «Песняры». Широта диапазона «Московских звезд», их щедрое разнообразие и яркий талант вызывают удивление и восхищение советских и зарубежных зрителей.
Считается, что сам термин «звезда» иностранного происхождения: одни ведут его начало от французской «этуали», другие — английского «стар».

Есть, правда, и иная точка зрения: в появлении этого термина «повинны» не иностранцы, а наши соотечественники — критики и рецензенты русской прессы начала века, и возник он как следствие удачной метафоры. Сначала, мол, писали: «Взошла новая звезда русской сцены» или «Талант г-жи NN сияет, как звезда первой величины», а затем уподобление этого артиста небесному светилу стало привычным, потеряло оттеночность сравнения и превратилось в обиходное выражение русской дореволюционной журналистики. Со страниц же советской печати термин в свое время изгнали ввиду того, что, во-первых, он был опорочен пошлостью шантанных примадонн, во-вторых, в нем усматривали налет буржуазного искусства. Демонстративный отказ от «звезд» являлся еще одним свидетельством решительного разрыва с теми зрелищами, что услаждали русскую буржуазию.
Войдя в наш сегодняшний быт, термин этот не просто возродился, а приобрел новое качество, определяющее суть его содержания.

Если за рубежом и в наши дни в погоне за модой звездой нередко нарекают эстрадного исполнителя, имеющего бурный, но зачастую быстро проходящий успех, — успех, созданный с помощью всех средств массовой информации, иной раз разительно несоответствующий дарованию дебютанта, то в представлении наших зрителей и слушателей понятие «звезда» прежде всего связано с высоким уровнем мастерства артиста, отдающего свой талант благородным целям советского искусства. Звезды советского балета, оперы, эстрады, цирка — это мастера своего жанра, лучшие его представители, известность, популярность, слава которых выражают существенные черты того или иного периода развития культуры в нашей стране.
Эта книга об эстрадных певцах. Певец на эстраде, если заглянуть в ее недавнюю историю, 30 — 40-е годы, — это и И. С. Козловский, исполняющий в сопровождении эстрадного оркестра старинный романс «Я встретил вас», и В. В. Барсова, неизменно включавшая в программы своих эстрадных выступлений Вальс Мюзетты из оперы Д. Пуччини «Богема», и Л. А. Русланова с ее обширным репертуаром русских народных песен, припевок, страданий, частушек, и Л. О. Утесов, разыгрывающий на эстраде вместе со своим джазом песенку «Пароход» — шуточные куплеты влюбленного, и И. П. Яунзем, которая принесла на эстрадные подмостки песни народов нашей страны и мира, до той поры малоизвестные широкому кругу слушателей.
Этот диапазон и разножанровость пения на эстраде — от оперной арии до народных песен, от старинного романса до сатирического куплета — типичны и для наших дней. Они — показатель больших возможностей советской эстрады.

Сегодня, когда Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания Министерства культуры СССР предпринял первую попытку создать историю этого популярного вида искусства, проанализировать закономерности его развития, влияния и заимствования, взаимодействие с другими видами искусств, усиливается интерес и к рассмотрению отдельных страниц истории эстрадного искусства, отдельных жанров эстрады, появляются работы, ставящие локальные задачи, — проследить, например, особенности становления сатирического слова на эстраде, эволюцию эстрадных театров малых форм и т. д.
Подобная локальная цель и перед автором данной работы. Не стремясь рассмотреть все виды эстрадного пения, он предлагает вниманию читателей очерки о некоторых мастерах советской эстрады, исполнителях современной лирической, так называемой авторской песни. Такое преднамеренное сужение темы хотя и оставляет за пределами книги, к примеру, исполнительство фольклорных песен, в частности русских народных, прославленное Л. Руслановой, О. Ковалевой, Л. Зыкиной, О. Воронец и другими, но дает возможность подробнее и, автор надеется, глубже рассказать о певцах и их песнях, в которых отразились традиции романса — старинного и городского, о лирических песнях советских композиторов, которые неизменно раскрывали богатый и разнообразный мир чувств современника; песнях, само рождение которых зачастую было связано с теми, кто их пел, переживал с ними радости и огорчения — все, чем жизнь одаривала артиста.

Одним словом, эта книга о поющих звездах эстрады, посвятивших себя той ее специфической области, которую И. О. Дунаевский определил как «индивидуальный вокальный жанр».
Рассказывая о певцах и песнях, автор неоднократно обращается к истории граммофонной пластинки. Введение этого интересного, мало изученного материала, лежащего на первый взгляд в стороне от объявленной в названии темы, сделано преднамеренно. Объясняется оно не только тем, что автор в силу возрастных обстоятельств слушал некоторых певцов лишь в грамзаписи. Причины здесь более сложные.
Грамзапись была первым и долгие десятилетия единственным техническим средством, позволяющим запечатлеть человеческий голос. Черные граммофонные диски, появившиеся около ста лет назад, задолго до радио, звукового кино, не говоря уже о телевидении и магнитной ленте, позволили познакомиться с искусством пения в местах, удаленных от столичных концертных залов и гастрольных маршрутов, придали многим талантливым исполнителям такую известность, что ее (без страха впасть в преувеличение) можно назвать всеобщей.
Именно грампластинка, подобно пленке в кино, впервые позволила тиражировать искусство эстрадного певца, сделать это искусство доступным массам, распространить его влияние на небывало широкую аудиторию слушателей, то есть создала те условия, без которых сегодня немыслимо само понятие «звезда».

И наконец, поклонники грамзаписи еще в начале века назвали граммофон звучащим зеркалом времени. Несмотря на некоторую экстравагантность, в этом сравнении — суть явления, не утратившего значения и в наши дни: репертуар граммофонных дисков отразил вкусы, пристрастия, увлечения современников; по репертуару пластинок, тиражам записей в известной мере можно судить о модах, культурном и эстетическом уровне развития общества. И хотя высокий тираж не всегда синоним «знака качества» (на пластинки попадали и песни -«времянки», увлечение которыми вспыхивало мгновенно и улетучивалось столь же стремительно), знакомство с многочисленными каталогами грамзаписей убедительно свидетельствует, что большая часть эстрадных дисков была отдана замечательным мастерам эстрады, чья популярность была не однодневной. Именно поэтому сегодня записи эти, сделанные сорок и более лет назад, выпускаются уже на долгоиграющих пластинках, составляющих страницы своеобразной «звучащей истории» эстрадной песни и ее лучших исполнителей, речь о которых пойдет ниже.


Глава первая. «Я так любила Вас.»
В начале 20-х
Певица из Грузии
«Вы просите песен.»
Непохожая на других
Разнообразие таланта

Глава вторая. Секрет Утесова
От трапеции до джаза
В содружестве с Дунаевским

Глава третья. Звезды съезжаются на конкурс
Первый Всесоюзный
В поисках своей песни
Лауреаты

Глава четвертая. Певцы джаза
Александр Цфасман и его коллектив
Композитор, дирижер, певец
На пластинке и в жизни

Глава пятая. Песня не смолкла

Глава шестая. Когда мы вернулись домой
Костя Жигулев и другие
Новые имена нового конкурса

Глава седьмая. От вокального до вокально-инструментального
Рождение «Дружбы»
Семеро певцов и одна певица
Победа «Ариэля»
Они были первыми
«Песняры»

Глава восьмая. Старое и новое
Встречи с давними друзьями
О чем напомнили архивы?
Об одном юбилейном концерте

Глава девятая. Сегодня и завтра
Как формируется личность
Феномен Пугачевой (а вот нету феномена, кто то стащил Пугачеву, и книжка похудела на 15 страниц)
Поиск продолжается (да и страницы то же ищутся, присылайте!!!)

Скачать книгу Скачать книгу