Андрей Петров - биография, жизнь и творчество

Петров А. ноты



Андрей Петров хорошо знаком слушателям. Опера «Пётр Первый», балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», «Пушкин», симфонические произведения и песни быстро завоевали популярность.
Сборник включает статьи о балетах, опере, концертных произведениях, песнях
известного советского композитора.

 

 

Скачать книгу

Андрей Петров
Сборник статей
под общей редакцией М.С. Друскина
“Музыка”, 1981г.
(pdf, 16 Мб)

Сборник включает статьи о балетах, опере, концертных произведениях, песнях известного советского композитора. Предназначается для музыкантов-профессионалов и любителей музыки

 

 

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Произведения Андрея Петрова хорошо знакомы слушателям в нашей стране и за ее пределами, Опера «Петр Первый», балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», «Пушкин», симфонические произведения и песни быстро завоевали популярность, стали репертуарными, Естественно, что назрела потребность в многостороннем анализе творчества известного композитора, народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР.
В предлагаемой книге впервые предпринята попытка с различных сторон дать целостное представление об идейно-художественных исканиях и достижениях крупного мастера советской музыки. За исключением статьи, посвященной опере, изложение в остальных статьях придерживается хронологического принципа: произведения рассматриваются в аспекте творческой эволюции композитора. В заключении помещена беседа с Андреем Петровым, в которой композитор высказывает свои эстетические взгляды, поясняет, какие задачи ставил перед собой, когда обращался к тому или иному жанру музыкального искусства.
В книге помещен список основных сочинений А. Петрова, приведены сведения об их первых исполнениях.
Издание иллюстрировано фотографиями, запечатлевшими композитора в обстановке концертных выступлений, в его встречах с деятелями советской и зарубежной культуры, Большое место отведено сценам из спектаклей советских и зарубежных театров, исполнителям песен.

Творчество Андрея Павловича Петрова завоевало широкое признание; его музыка звучит в театре и концертном зале, на эстраде, по радио, в кино. Своими разными гранями она отвечает эстетическим запросам и любителей музыки, и музыкантов-профессионалов.
С первых же своих произведений композитор обратил на себя внимание свежестью дарования, целеустремленностью идейно-художественных исканий, незаурядной восприимчивостью к стилевому и жанровому многообразию современного искусства, причем не только музыкального. В разных проявлениях уже тогда просвечивала индивидуальность одаренного автора, активно реагирующего на требования современности.

С годами все более возрастал интерес к творчеству и личности Андрея Петрова. К середине 60-х годов, переступив порог своего тридцатилетия, он занял одно из видных мест в советской музыкальной культуре и как отмеченный большим талантом композитор, и как крупный деятель, избиравшийся на ответственные посты творческими организациями, общественными и партийными органами.
Творческая судьба Андрея Петрова сложилась, однако, не просто, а кое в чем и необычно.
Он вырос в семье, где по материнской линии прочно закрепились художественные традиции. Его дед П. К. Ваулин — мастер керамики, неоднократно выставлявший свои работы на выставках, и, в частности, принимавший участие в постройке монументальной мечети, голубые купола которой хорошо видны с набережной Невы, находился в дружеских отношениях с художниками М. Врубелем и П. Кузнецовым, скульптором А. Матвеевым. Мать А. Петрова— художник, ее сестра — сотрудник Эрмитажа, специалист по античному искусству, тогда как брат — А. П. Ваулин — композитор. В 1920— 1923 годах А. П. Ваулин принимал деятельное участие в строительстве советской музыкальной культуры; тогда же сблизился с Б. В. Асафьевым.

В этой высокоинтеллигентной петербургско-ленинградской художественной среде воспитывался Андрей. Мальчик любил рисовать, хотел стать писателем, сочинял рассказы, музыкой стал заниматься- сравнительно поздно: игрой на рояле с восьми лет, потом, с десяти,— четыре года на скрипке. Занимался без особой охоты — по-прежнему влекла к себе литература. Внезапно, в возрасте четырнадцати лет, пробудился интерес к музыкальному искусству, причем не к исполнительскому, а к композиции. Через год он был принят в музыкальное училище, где не сразу раскрылся его талант.
Впечатления детских лет наложили известный отпечаток на его будущее композиторское творчество: «зримое» в нем своеобразно переплеталось с «повествовательным». Отсюда — конкретная образность, новеллистическая увлекательность изложения, тяга к программности.
А. Петров с благодарностью вспоминает учителей: С. Я. Вольфензона в музыкальном училище и О. А. Евлахова в консерватории. Первый терпеливо заставлял юношу усваивать основы теории музыки, в том числе композиции, а тот нетерпеливо рвался вперед, тогда как консерваторский профессор — Орест Александрович — был учеником Д. Шостаковича и приобщал студента к школе крупнейшего мастера советского музыкального искусства.
Поначалу начинающего композитора более всего пленял Чайковский — Андрей Петров и по сей день остался верен этой первой любви. Затем, благодаря Евлахову, пришло увлечение Шостаковичем, а потом Прокофьевым, художественная индивидуальность которого, по-видимому, наиболее близка Петрову — прежде всего, по мироощущению. Но в сфере выражения трагического в музыке осталось сильным воздействие Шостаковича.
Отсчет своей творческой биографии Петров ведет с симфонической поэмы «Радда и Лойко» (1954, по новелле М. Горького) —дипломной работы, написанной в год окончания Ленинградской консерватории; поэма многократно исполнялась в концертах и по радио. В сочинении, созданном в традициях программной, романтически возвышенной музыки Чайковского, Петров утвердил себя как профессиональный композитор. Избранное для этого произведения наименование «поэма» часто встретим в его сочинениях. Случайно ли такое пристрастие? Очевидно, нет. Поэмой в музыке обозначается явная или скрытая программность, а поэмностыо как методом изложения предопределяется романтический строй чувствований, его пафос, драматическая устремленность.

Следующая веха — балет «Берег надежды» (1959). Манера письма композитора во многом изменилась: явно слышатся влияния иных стилевых тенденций — импрессионистских (в первую очередь — Равеля) и экспрессионистских (преимущественно через призму Шостаковича). В первом масштабном и зрелом произведении для театра Петров решает важнейшие в его творческой биографии проблемы овладения современными средствами музыкальной выразительности. (Напомню, что в год премьеры балета композитор еще не достиг 30-летнего возраста.)
Эволюция Андрея Петрова как художника, чуткого к веяниям современности, отчетливее проясняется в контексте общего процесса развития советской музыки. Во второй половине 50-х годов и в последующие десятилетия существенно расширился идейно-образный кругозор нашего искусства, что, естественно, затронуло и его стилистику. Это сказалось в разных сферах музыкального творчества.
Так, явилось закономерным усиление жизнеутверждающей красочности импрессионизма. (Ранее, одним из первых, ему отдал дань Арам Хачатурян, а вслед за ним другие композиторы Закавказья и РСФСР.) Углубилось лирико-психологическое начало, нередко в драматическом претворении (традиция Шостаковича!). Еще стремительнее прорывался энергически экспрессивный, динамичный напор (традиция Прокофьева!). Заново были освоены художественные открытия Стравинского, Бартока, Хиндемита. Перечень примет нового можно умножить.
Неведомые дотоле черты открылись и в песне, звучащей в быту: она приобрела иной, «эстрадный» облик. Изменился интонационный строй, иными стали и исполнительские средства, вокальные и инструментальные. В ряду тех композиторов, которые способствовали ее обновлению, Петров стал одним из первых, и музыка к кинофильмам снискала ему повсеместную популярность («Человек-амфибия», 1960; «Путь к причалу», 1962; «Я шагаю по Москве», 1963, и другие).
Примерно пять лет он почти исключительно отдал разработке этой сферы. Но затем наступил кризис. Собственно говоря, никаких внешних причин для кризиса иё было. Петров и впредь мог успешно работать только в этом жанре: слава молодого композитора-песенника упрочивалась. Но постепенно он осознавал необходимость применения своих сил в иных жанрах музыкального искусства, что с особой остротой ощутил в 1964 году, когда Д. Д. Шостакович— тогдашний руководитель Союза композиторов РСФСР — порекомендовал его кандидатуру на пост председателя ленинградской композиторской организации. Согласно признанию А. Петрова, это самый критический момент в его биографии. Он должен был оправдать доверие Дмитрия Дмитриевича, завоевать авторитет, для чего следовало расширить сферу творческих исканий. Но главное — ему надлежало так поступить из чувства ответственности художника перед самим собой. Требовалось незаурядное мужество, чтобы преодолеть соблазн надежного успеха и, сойдя с проторенной, хорошо утоптанной дорожки, избрать более сложные пути, чреватые возможными срывами и неудачами. По сути дела, надо было вернуться к тому, с чего начал заканчивавший консерваторию студент, то есть к собственно симфонической музыке, и в соответствии с возросшими эстетическими критериями — на более высоком уровне мастерства.

Первая такая попытка —симфоническая сюита «Песни наших дней» (1964)—не удовлетворила автора. Зато следующее сочинение явилось этапным. Это — также симфоническая «Поэма памяти павших в годы блокады Ленинграда» (1966; снова поэма!). Произведение знаменует решающую веху в становлении художественной зрелости композитора. Обогатилась палитра выразительных средств, резче обозначилась драматическая струя (отчасти она проявилась ранее — в некоторых сценах балета «Берег надежды»). Путь от нее ведет к «Патетической поэме памяти В. И. Ленина» для баса, двух фортепиано и ударных (1969; опять поэма!) и к произведениям 70-х годов. В это время четко выявился образно-стилистический склад музыки А. Петрова.
Ему чужд догматизм в любых проявлениях, он не сторонник замкнутых в себе, герметичных художественных систем. Но наделенный редким даром к «вслушиванию», в зависимости от конкретного идейно-художественного замысла А. Петров свободно ими пользуется. Среди современных композиторов его привлекают те, у которых сохраняются извечные компоненты музыкального искусства: мелодия, гармония, ритм. Сохраняясь, однако, видоизменяются. У одних его привлекает яркая рельефность тематизма, у других — пластичная живописность, и превыше всего он ценит открытую эмоциональность, непосредственность высказывания. Это, по его словам, необходимая предпосылка подлинно правдивого реалистического искусства.
70-е годы — новый этап в творческой биографии А. Петрова. В центре три значительных произведения для музыкального театра; балет «Сотворение мира» (премьера — 1971 год), опера «Петр Первый» (1975; в концертном исполнении в виде своеобразной галереи «Фресок» — 1972 год), балет «Пушкин», представляющий собой двухчастную вокально-поэтическую симфонию (1979; за год до того —ее концертный вариант).
Первое произведение — притча; в ее основе общеизвестный сюжет, которому композитор' придал актуальное современное звучание. Второе относится к типу исторической оперы, В третьем осуществлена смелая попытка музыкально-сценического воплощения образа гениального поэта с помощью синтеза различных средств выразительности: речевых (чтение стихов), вокальных (хоровых и сольных), симфонических. Итак, хореографически решенная притча, опера с достоверными реалиями исторического прошлого и, наконец, романтическая, в более условном плане задуманная поэма. («Размышления о поэте» — обозначил свой балет композитор.)
Несмотря на, казалось бы, кардинальные__ различия сюжетов и их воплощений, между двумя последними произведениями можно усмотреть черты общности. Прежде всего: и тут и там — русская действительность, даже более того — специфичная, «петербургская». Над всем главенствует неповторимая в своей исторической миссии личность — государственный деятель или бессмертный творец художественных ценностей. В сложном клубке социальных противоречий эта личность является центром и притяжения и одновременно отталкивания в борьбе с враждебными силами. Противоречия же словно единым узлом скреплены судьбой народа.

Обращение к темам высокого гражданственного пафоса — в первую очередь, к русской теме—вызвало изменение в стилистике музыкального языка. Многое осталось от прежде найденного, а кое-что отпало, либо трансформировалось. Устойчиво сохранилась лирическая струя, однако все более усиливаются драматические, подчас трагедийные черты. Поэтичностью овеянная романтика порой наделяется буйной красочностью. Нередко сказывается мягкий юмор, также опоэтизированный. Разнородные образные сферы органично сплавлены. В соподчинении крайних полюсов душевных состояний, равно как в соотношении стилистических компонентов, есть соразмерность, а чувственно окрашенное восприятие жизни корректируется строго организованным интеллектом. Это и создает ощущение естественной гармоничности, которое присуще лучшим произведениям Андрея Петрова.
Гармоничность мироощущения — такова психологическая «доминанта» его творчества. И чем зрелее становился композитор, тем отчетливее и многостороннее она раскрывалась в своей полнокровной сущности.
М. Друскин

 

Скачать книгу скачать

 

Скачать книгу

Андрей Петров
автор: Л.С. Мархасев
"Композитор", 1995г.
(pdf, 19.7 Мб)

содержание:

 

Книга представляет собой увлекательный рассказ об известном советском композиторе, народном артисте СССР, лауреате Государственных премий А. П. Петрове и его музыке. Читатель познакомится с историей создания произведений композитора, написанных в различных жанрах, от опер и балетов до песен. Отдельная глава посвящена киномузыке.
Издание дополнено разделами, в которых говорится о новых сочинениях композитора.
Первое издание вышло в 1974 г.
Для самого широкого круга читателей.

От автора

Эта книга меньше всего музыковедческое исследование. Автор не решился бы соперничать с музыковедами в специальном анализе. Скорее это документальная повесть об Андрее Петрове и его музыке (даже нотные примеры взяты из его рукописей).
Андрей Петров - представитель того поколения советских, русских композиторов, к которому относятся Родион Щедрин и Александра Пахмутова, Андрей Эшпай и Гия Канчели, Сергей Слонимский и Борис Тищенко... В творчестве этих композиторов нашли свое интересное, самобытное воплощение мысли и чувства наших современников, людей 50—80-х годов.
Первое издание этой книги вышло давно — двадцать лет назад. Эти двадцать лет стали зрелой порой творчества Андрея Петрова.
Естественно, для второго издания были не только сделаны кое-какие сокращения, но и написаны новые главы.

Задача автора облегчилась тем, что с 1974 года появились специальные музыковедческие сборники и монографии о композиторской деятельности Петрова. Многократно умножилось и число статей, рецензий, отзывов, опубликованных о премьерных сочинениях композитора в различных газетах и журналах. Вышли из печати и книги самого Петрова: "Диалог о киномузыке (совместно с Н.Колесниковой) и сборник воспоминаний и статей композитора "Время. Музыка. Музыканты".
Все это автор постарался учесть при подготовке второго издания. Оно должно было выйти из печати в 1991 году. Тогда еще существовали Советский Союз, РСФСР, Ленинград, советская музыка и даже Союз советских композиторов. Когда все это ушло в прошлое, рухнуло и Ленинградское отделение издательства "Музыка", готовившее рукопись к печати.
И все же второе издание выходит. Автор оставил в нем все, как было в 1991 году. И это не только нежелание изменять своему герою или самому себе. Это еще уверенность в том, что и в то время было не только много плохого, но и немало хорошего.
Апрель 1994 года.

Скачать книгу скачать