Андрей Петров - Песни разных лет

Ноты для фортепиано к песням А.Петрова

 

 

Вступление

 

 

В этот сборник включены песни разных лет, написанные известным советским композитором, лауреатом Государственных премий СССР, народным артистом РСФСР Андреем Павловичем Петровым. Почти двадцать лет своей композиторской жизни он отдал песне, хотя не раз казалось, что Петров распрощался с песней, чтобы всецело посвятить себя созданию серьезных, крупных музыкальных произведений: балетов, оперы, вокально-симфонических сочинений.. Но песня не отпускала Андрея Петрова.
Советской песне повезло: она стала не только исповедью влюбленного сердца, но и музыкальным знаменем эпохи. По песне узнаем мы время. Светлый, жизнелюбивый, умный талант Андрея Петрова в нашей эмоциональной памяти навсегда связан с шестидесятыми годами. В этом сборнике представлена как бы ретроспектива лучших песен Андрея Петрова — от недавно написанных, современных «городских романсов» (их поют умудренные жизнью и одаренные поздней любовью герои «Служебного романа» середины семидесятых годов) туда, в прошлое, в середину шестидесятых, к веселому славному юноше, полюбившему легко и беспечно. Помните: «А я иду, шагаю по Москве..»? Для творчества сегодняшнего Андрея Петрова характерно обращение к большой поэзии. Высокая литература всегда значила для него не меньше, чем музыка. В серьезных сочинениях А. П. Петров с первых композиторских шагов равнялся на поэтические вершины. Теперь и в столь усложнившемся за последние годы песенном жанре он равняется лишь на первоклассные поэтические образцы.

Разные «штрихи к портрету» Андрея Петрова дает этот песенный сборник. Было время — музыкальную тему лирической песенки могли подсказать стремительные ритмы улиц, смех прохожих, просто солнце, лето, дождь, просто радостное ощущение счастья быть молодым.. Но и тогда, в пору безоблачной лирической юности, Андрей Петров писал проникнутые гражданским, патриотическим чувством песни, такие, как «На кургане». Мужая, взрослея, как композитор-гражданин, он обратился к песне — философской балладе, к песне интеллектуальной, сложной, проникнутой большими идеями наших дней. Теперь величавую гражданственность песен Андрея Петрова понимаешь особенно ясно, когда в дни всенародных праздников слышишь его «Обращение».

А. П. Петров много писал и пишет для кино. В одном из интервью он сказал: «Если б я не был композитором, я хотел бы стать кинорежиссером». Его вклад в нашу киномузыку значителен и самобытен. В этом сборнике мы находим не только ставшие классикой «Песню о друге» из кинофильма «Путь к причалу» и «Голубые города» из забытой картины. «Два воскресенья», но и ныне столь популярные «Зов синевы» и «Песню материнской любви» из советско-американского кинофильма «Синяя птица» или проникнутую сердечной русской напевностью песню на мелодию из кинокартины «Белый Бим Черное ухо». Удивительны неиссякаемость щедрого мелодического дара А. П. Петрова, его превосходное владение современной песенной формой. В песне «Голубые города» (ее пели космонавты, и мелодия ее стала позывными молодого сибирского города Ангарска) звучали такие слова:
Есть у нас один секрет:
На двоих нам сорок лет,
Как говорят, все впереди
Теперь Андрею Павловичу Петрову — пятьдесят. Но он остался лириком, романтиком, рыцарем песни. Как прежде, новые песни Андрея Петрова сходят с экрана, звучат по радио и телевидению, их любят и поют.
Песня не кончается. И новые песни Андрея Петрова — впереди.
Л. Мархасев