И.Альбенис Ноты для фортепиано


произведения длф фортепиано композитора Исаака Альбениса

 

 

Музыка Альбениса
И.Альбенис
Иберия

для фортепиано
"МУЗГИЗ", 1961г.
номер м27537г

содержание:

 

ОТ РЕДАКЦИИ

Выдающийся испанский композитор и пианист Исаак Альбенис представляет собой примечательное явление в истории европейской музыкальной культуры. Творчество его, в высшей степени яркое, темпераментное, хотя и не всегда ровное, глубоко своеобразно; в лучших своих произведениях оно органично сочетает блеск, живость и красочность испанской народной музыки с великолепным профессионально-композиторским мастерством.

Альбенис прожил сравнительно небольшую, но насыщенную бурными событиями артистическую жизнь. Он родился 29 мая 1860 года в Каталонии. С четырех лет начал обучаться игре на фортепьяно, сперва у себя на родине, затем в Париже (у французского пианиста и педагога Мармантеля), куда переехал вместе с матерью. Родители Альбениса пытались определить его в одну из консерваторий (Парижскую, Мадридскую), но их планам не суждено было осуществиться. В возрасте девяти лет Альбенис бежит из дому и начинает вести кочевую жизнь артиста. Напрасно стремились родители вернуть его домой, напрасно прибегали они к помощи властей; мальчик проявил невиданное упорство и отстоял свое право на самостоятельную жизнь. Уже в ранней юности мы видим его концертирующим в различных городах Южной Америки, Англии, Германии, Испании.
Во время своих странствий Альбенис всячески стремился пополнить свое музыкальное образование. Так, в Лейпциге он занимался у С. Ядассона (по композиции) и К. Рейнеке (по фортепьяно), в Брюсселе—у Ф. Геварта (по композиции) и Л. Брассена (по фортепьяно); в Будапеште он встречает Ф. Листа и берет у него уроки.

Концертная деятельность приносит Альбенису широкую популярность; он славится и как превосходный интерпретатор романтических сочинений (особенно Шумана и Листа) и как блестящий импровизатор.
В 1894 году Альбенис после ряда напряженных гастрольных поездок окончательно оставляет карьеру виртуоза и поселяется в Париже. Здесь его творчество, благодаря упорному труду и тесному общению с французскими музыкантами, достигает высшего расцвета; оно получает признание у таки. тонких мастеров и ценителей музыкального искусства как К. Дебюсси и П. Дюка.
К сожалению, здоровье Альбениса, подорванное бурной жизнью уже с юных лет, в конце 1890-х годов заметно ухудшилось. Последние годы жизни Альбенис провел в страданиях: он так и не смог излечиться от тяжелого недуга, который в конце концов приковал его к постели. В возрасте 49 лет Альбенис умер, находясь в небольшом курортном городке на юге Франции.
Перу Альбениса принадлежит множество сочинений (около 500). Композитор пробовал свои силы в различных жанрах; он писал оперы, симфонические произведения, романсы, фортепьянные пьесы. Не все в этом обширном творческом наследии одинаково ценно в художественном отношении. Немало здесь есть поверхностного, салонного, просто неудачного, но много и поистине замечательного, национально-самобытного, яркого.

Особенно выделяются своими художественными достоинствами сборники фортепьянных пьес, отображающие песни и пляски, пейзажи, жизнь городов и сёл Испании. Среди этих сборников наиболее значительным — и по размеру и по содержанию — является сюита «Иберия», получившая свое заглавие по древнему наименованию Испании.
«Иберия» состоит из четырех тетрадей; в каждую тетрадь входит по три пьесы, в которых разрабатываются те или иные испанские танцевальные жанры.
Название первой пьесы «Воспоминание», представляющей собой как бы музыкально-поэтический эпиграф ко всему циклу, свидетельствует о твердом намерении автора воплотить в звуках красочные образы своей родины. Вторая пьеса («Порт»), в которой причудливо перемежаются различные танцевальные ритмы, отображает картину жизни одного из портовых городов Испании; третья пьеса — картину торжественного религиозного шествия в Севилье.
Четвертая пьеса цикла (первая во второй тетради)— «Ронденья» — представляет собой один из вариантов испанского фанданго, получившим свое название ронденья — от города Ронда в Андалузии; пятая пьеса (вторая во второй тетради) — «Альмерия» (по имени порта на юге Испании) — воссоздает ритм испанского народного танца «тарантас», шестая пьеса (третья во второй тетради) — «Триана» (по названию цыганского предместья в Севилье) — разрабатывает своеобразный, повышенно страстный стиль испанской народной музыки, «фламёнко», созданный в основном испанскими цыганами.

Седьмая пьеса цикла (первая в третьей тетради) — «Альбайсин» (по имени цыганского квартала Гренады, расположенного возле старинной арабской крепости Альгамбры) — построена на ритме меланхолически-страстного народного танца булериа, излюбленного испанскими цыганами; восьмая пьеса (вторая в третьей тетради)—«Поло»—представляет собой андалузскую песню и грустный андалузский танец (характерна авторская ремарка, рекомендующая исполнять эту пьесу так, словно она «прерывается рыданиями»); девятая пьеса (третья в третьей тетради) — «Лавапиес» (по названию одного из народных районов Мадрида) — построена на ритме веселого оживленного народного танца чулос (характерна авторская ремарка—«пьеса должна быть исполнена весело и непринужденно»).
Десятая пьеса цикла (первая в четвертой тетради) — «Малага» — основана на ритме народного испанского танца «малагенья»; одиннадцатая пьеса (вторая в четвертой тетради) — «Херес» (по названию андалузского города) воссоздает образ испано-цыганского танца солеарес; двенадцатая пьеса (третья в четвертой тетради) — «Эритана» (согласно авторской ремарке — название кабачка на окраине Севильи) — образ жизнерадостной «севильяны».
Большинство пьес «Иберии» уже давно входят в концертный репертуар пианистов и пользуются широкой популярностью у слушателей.

Ноты в сборнике pdf Скачать ноты

Спасибо Сергею за сборник!