произведения для фортепиано композитора Исаака Альбениса
ОТ РЕДАКЦИИ
Выдающийся испанский композитор и пианист Исаак Альбенис представляет собой примечательное явление в истории европейской музыкальной культуры. Творчество его, в высшей степени яркое, темпераментное, хотя и не всегда ровное, глубоко своеобразно; в лучших своих произведениях оно органично сочетает блеск, живость и красочность испанской народной музыки с великолепным профессионально-композиторским мастерством.
Альбенис прожил сравнительно небольшую, но насыщенную бурными событиями артистическую жизнь. Он родился 29 мая 1860 года в Каталонии. С четырех лет начал обучаться игре на фортепьяно, сперва у себя на родине, затем в Париже (у французского пианиста и педагога Мармантеля), куда переехал вместе с матерью. Родители Альбениса пытались определить его в одну из консерваторий (Парижскую, Мадридскую), но их планам не суждено было осуществиться. В возрасте девяти лет Альбенис бежит из дому и начинает вести кочевую жизнь артиста. Напрасно стремились родители вернуть его домой, напрасно прибегали они к помощи властей; мальчик проявил невиданное упорство и отстоял свое право на самостоятельную жизнь. Уже в ранней юности мы видим его концертирующим в различных городах Южной Америки, Англии, Германии, Испании.
Во время своих странствий Альбенис всячески стремился пополнить свое музыкальное образование. Так, в Лейпциге он занимался у С. Ядассона (по композиции) и К. Рейнеке (по фортепьяно), в Брюсселе—у Ф. Геварта (по композиции) и Л. Брассена (по фортепьяно); в Будапеште он встречает Ф. Листа и берет у него уроки.
Концертная деятельность приносит Альбенису широкую популярность; он славится и как превосходный интерпретатор романтических сочинений (особенно Шумана и Листа) и как блестящий импровизатор.
В 1894 году Альбенис после ряда напряженных гастрольных поездок окончательно оставляет карьеру виртуоза и поселяется в Париже. Здесь его творчество, благодаря упорному труду и тесному общению с французскими музыкантами, достигает высшего расцвета; оно получает признание у таки. тонких мастеров и ценителей музыкального искусства как К. Дебюсси и П. Дюка.
К сожалению, здоровье Альбениса, подорванное бурной жизнью уже с юных лет, в конце 1890-х годов заметно ухудшилось. Последние годы жизни Альбенис провел в страданиях: он так и не смог излечиться от тяжелого недуга, который в конце концов приковал его к постели. В возрасте 49 лет Альбенис умер, находясь в небольшом курортном городке на юге Франции.
Перу Альбениса принадлежит множество сочинений (около 500). Композитор пробовал свои силы в различных жанрах; он писал оперы, симфонические произведения, романсы, фортепьянные пьесы. Не все в этом обширном творческом наследии одинаково ценно в художественном отношении. Немало здесь есть поверхностного, салонного, просто неудачного, но много и поистине замечательного, национально-самобытного, яркого.
Особенно выделяются своими художественными достоинствами сборники фортепьянных пьес, отображающие песни и пляски, пейзажи, жизнь городов и сёл Испании. Среди этих сборников наиболее значительным — и по размеру и по содержанию — является сюита «Иберия», получившая свое заглавие по древнему наименованию Испании.
«Иберия» состоит из четырех тетрадей; в каждую тетрадь входит по три пьесы, в которых разрабатываются те или иные испанские танцевальные жанры.
Название первой пьесы «Воспоминание», представляющей собой как бы музыкально-поэтический эпиграф ко всему циклу, свидетельствует о твердом намерении автора воплотить в звуках красочные образы своей родины. Вторая пьеса («Порт»), в которой причудливо перемежаются различные танцевальные ритмы, отображает картину жизни одного из портовых городов Испании; третья пьеса — картину торжественного религиозного шествия в Севилье.
Четвертая пьеса цикла (первая во второй тетради)— «Ронденья» — представляет собой один из вариантов испанского фанданго, получившим свое название ронденья — от города Ронда в Андалузии; пятая пьеса (вторая во второй тетради) — «Альмерия» (по имени порта на юге Испании) — воссоздает ритм испанского народного танца «тарантас», шестая пьеса (третья во второй тетради) — «Триана» (по названию цыганского предместья в Севилье) — разрабатывает своеобразный, повышенно страстный стиль испанской народной музыки, «фламёнко», созданный в основном испанскими цыганами.
Седьмая пьеса цикла (первая в третьей тетради) — «Альбайсин» (по имени цыганского квартала Гренады, расположенного возле старинной арабской крепости Альгамбры) — построена на ритме меланхолически-страстного народного танца булериа, излюбленного испанскими цыганами; восьмая пьеса (вторая в третьей тетради)—«Поло»—представляет собой андалузскую песню и грустный андалузский танец (характерна авторская ремарка, рекомендующая исполнять эту пьесу так, словно она «прерывается рыданиями»); девятая пьеса (третья в третьей тетради) — «Лавапиес» (по названию одного из народных районов Мадрида) — построена на ритме веселого оживленного народного танца чулос (характерна авторская ремарка—«пьеса должна быть исполнена весело и непринужденно»).
Десятая пьеса цикла (первая в четвертой тетради) — «Малага» — основана на ритме народного испанского танца «малагенья»; одиннадцатая пьеса (вторая в четвертой тетради) — «Херес» (по названию андалузского города) воссоздает образ испано-цыганского танца солеарес; двенадцатая пьеса (третья в четвертой тетради) — «Эритана» (согласно авторской ремарке — название кабачка на окраине Севильи) — образ жизнерадостной «севильяны».
Большинство пьес «Иберии» уже давно входят в концертный репертуар пианистов и пользуются широкой популярностью у слушателей.
Спасибо Сергею за сборник!
Концертный репертуар пианиста
И.Альбенис
Триана
из сюиты "IBERIA" концертная обработка А.Зилоти
"ТРИТОН", 1934г.
номер т420
Deux morceaux caracteristiques
Spanish national songs
Op.164 for pianoforte by J.Albeniz
London
номер 1406
содержание:
И.Альбенис
Избранные вокальные сочинения
для голоса в сопровождении фортепиано
составитель Б.Духин
"Музыка", 1985г.
номер 13044
содержание:
тексты на испанском и русском языках