Альбом классического вальса

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О КОМПОЗИТОРАХ

Вальсы ноты для фортепиано



Библиотека пианиста любителя
Нотные сборники для фортепиано

 

 

ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ

 

 

Кристиан СИНДИНГ (1856-1941) - норвежский композитор. Музыкальное образование получил сначала в Осло, затем в Лейпцигской консерватории. Позднее совершенствовался по композиции в Мюнхене и Берлине. В 1885 году в Осло состоялся концерт из произведений Синдинга. С этого же года композитор постоянно живет в Норвегии. В 1916 году Синдинг получил государственную пенсию как „крупнейший национальный композитор после Грига".
Синдинг - виднейший представитель скандинавского романтизма. В его творчестве опора на народный мелос сочетается с влиянием немецких композиторов Шумана, Вагнера. Наибольшей популярностью пользуются миниатюры для фортепиано лирического характера. Среди произведений Синдинга 2 оперы („Титандр", „Священная гора"); 4 симфонии; концерты с оркестром (один для фортепиано и три для скрипки); пьесы для скрипки с оркестром; фортепианный квинтет, 3 фортепианных трио; многочисленные инструментальные произведения; кантаты, хоры, песни (свыше 200); пьесы для фортепиано.

Эдуард МАК-ДОУЭЛЛ (1861-1908) - американский композитор и пианист; по происхождению шотландец. Музыкальное образование получил в Парижской и Франкфуртской консерваториях. Одно время занимался по фортепиано у Т. Кареньо. Первые же сочинения молодого композитора вызвали горячее одобрение Ф. Листа, дружба с которым продолжалась до самой его смерти (1886). С 1888 года Мак-Доуэлл живет и работает в' США, усиленно занимается композицией, много концертирует, преподает. С 1896 года по 1904 год руководит музыкальным отделом Колумбийского университета в Нью-Йорке.
Главное место в творчестве Мак-Доуэлла принадлежит фортепианной и вокальной миниатюре. Большинство этих произведений (как и все симфонические сочинения композитора) программны. Они основаны на ярких образах американского фольклора, быта, литературы, что является причиной популярности и в наши дни. Мак-Доуэлл по праву считается основоположником американской профессиональной музыкальной школы. Им написаны: симфонические поэмы „Гамлет и Офелия", „Ланселот и Элен", „Ламия", „Сарацины и красавица Алда"; 2 сюиты для симфонического оркестра; 2 фортепианных концерта (второй концерт с большим успехом исполнял В. Клайберн во время своих гастролей в СССР); сонаты, сюиты, идиллии, поэмы, этюды, многочисленные миниатюры для фортепиано; песни, романсы, дуэты, хоры; переложения оркестровых сочинений (в том числе Бородина, Римского-Корсакова) и др.

Рихард ШТРАУС (1864-1949) - немецкий композитор и дирижер. Музыкальное дарование проявилось очень рано. С четырех лет Штраус обучается игре на фортепиано и скрипке. Уже в юношеском возрасте им написаны две симфонии. После знаменательной встречи с X. Бюловым работает в оркестровой капелле Мейнингена. Это способствовало совершенствованию его дирижерского мастерства. Плодотворной была дружба с А. Риттером (дирижером, поэтом и композитором, страстным поклонником и пропагандистом творчества Вагнера) - Штраус развивает в своем творчестве традиции программного симфонизма Листа, Берлиоза и музыкальной драмы Вагнера. Как дирижер Штраус выступал во многих странах Европы, в 1898-1918 годах он главный дирижер Берлинской оперы, 1919-1924 годах — главный дирижер Венской оперы.
Произведения Штрауса отличаются яркой образностью музыкального языка, большим, увлекательным темпераментом, блестящей оркестровкой, богатством и разнообразием колорита. Его перу принадлежат: 15 опер („Саломея", „Электра", „Кавалер роз", „Молчаливая женщина" и др.); балеты „Легенда об Иосифе", „Взбитые сливки"; 2 симфонии, симфонические поэмы („Дон-Жуан", „Смерть и просветление", „Тиль Уленшпигель", „Так говорил Заратустра" и др.), „Домашняя симфония", „Альпийская симфония"; камерно-инструментальная музыка; романсы, песни, хоры; фортепианные пьесы и др.

Эркки МЕЛАРТИН (1875-1937) - финский композитор, дирижер и пианист. Музыкальное образование получил в Хельсинкской консерватории, которую окончил по классу композиции. С 1901 года преподаватель (в 1911—1922 годах директор) Хельсинкской консерватории.
Meлартин обращается к различным музыкальным жанрам, однако наибольшую популярность приобрели его фортепианные и вокальные миниатюры, проникнутые финскими народно-песенными интонациями и танцевальной ритмикой; большое влияние на творчество оказала музыка Э. Грига. Среди произведений Мелартина опера „Айно"; балет „Голубой жемчуг"; 8 симфоний, 3 поэмы, 5 сюит для симфонического оркестра; концерт для скрипки с оркестром; камерно-инструментальные произведения; свыше 400 пьес для фортепиано; около 300 песен и романсов; музыка к спектаклям.

Селим ПАЛЬМГРЕН (1878-1951) - финский композитор, дирижер и пианист. Окончил Хельсинкскую консерваторию по классу композиции. Позднее совершенствовался в игре на фортепиано у Ф. Бузони. Много концертировал как дирижер и пианист в странах Европы и Америки. С 1939 года Пальмгрен профессор композиции в Музыкальной академии имени Сибелиуса.
Творчество Пальмгрена проникнуто финским национальным колоритом. Особенной популярностью пользуются его мужские хоры и программные фортепианные миниатюры (циклы „Финские лирические пьесы", „Свет и тени" и др.). Пальмгрену принадлежат также; опера „Даниэль Юрт"; сюиты („Из Финляндии", „Времена года" и др.), „Пастораль", „Баллада", „Весенняя увертюра" для симфонического оркестра; 5 фортепианных концертов;
„Фантазия" для скрипки с оркестром; хоры, кантаты; обработки народных песен; многочисленные фортепианные пьесы и др.

Бела БАРТОК (1881-1945) - крупнейший венгерский композитор, пианист, исследователь народной музыки. Первоначальное музыкальное образование получил у родителей (музыкантов-любителей), брал уроки у Л. Эркеля, затем окончил Будапештскую музыкальную академию по фортепиано и композиции. В 1907—1934 годах Барток был профессором Будапештской музыкальной академии, много выступал с исполнением собственных произведений во Франции, Англии, Германии, США, СССР. В 1934 году работал в Венгерской академии наук. С приходом к власти фашистов в Венгрии вынужден был эмигрировать и с 1940 года жил в Нью-Йорке. Барток - прогрессивный деятель венгерской культуры, отдавший свои силы пропаганде народного музыкального искусства. В 1948 году ему посмертно присуждена премия имени Кошута, в 1955 году -Международная премия мира.
Барток является крупнейшим собирателем и исследователем народной музыки стран Юго-Восточной Европы, Азии, Африки. Им опубликовано множество сборников народной музыки различных стран, исследования о музыкальном фольклоре. Интересный мелодический рисунок, смелые гармонии, оригинальные ритмы отличают творческий стиль Бартока, выработанный на основе народной музыки. Среди его произведений опера „Замок герцога Синяя борода"; балеты „Чудесный мандарин", „Деревянный принц"; скерцо, бурлеска, 2 сюиты, 2 картины, концерт для симфонического оркестра; музыка для струнных, ударных и челесты; 3 концерта для фортепиано с оркестром; фортепианный квинтет, б струнных квартетов; огромное количество пьес для фортепиано (в том числе знаменитый цикл „Микрокосмос" — своеобразная школа современной детской музыки); песни, хоры; обработки народных песен.

Золтан КОДАЙ (1882-1967) - венгерский композитор, дирижер, собиратель и исследователь венгерского фольклора, педагог, видный ученый и музыкально-общественный деятель. Музыкальное образование получил в Академии имени Ф. Листа (Будапешт). Одновременно закончил философский факультет Будапештского университета. В 19Q0 году Кодай сблизился с Б. Бартоком. и вместе с ним вел работу по собиранию и исследованию венгерского музыкального фольклора, особое внимание уделяя крестьянской песне. Творческой задачей Кодая было претворение народных традиций в профессиональной музыке. Поэтому наряду с исследованиями в области фольклора, он тщательно изучает новую западную музыку. Для этого предпринимает поездки в Берлин и Париж. Возвратившись на родину, Кодай начинает свою многостороннюю музыкальную деятельность. С 1907 года преподаватель, а позднее профессор класса композиции Академии музыки в Будапеште. Совместно с Бартоком продолжает работу по исследованию народной музыки (лично Кодаем собрано, свыше 3500 народных песен), много концертирует, дирижируя собственными произведениями, пишет большое, количество теоретических работ и музыкально-критические статей. Наряду с Бартоком Кодай является основоположником современной венгерской композиторской школы.
Для творчества Кодая характерны глубокое проникновение в национальную венгерскую музыку, яркость музыкальных образов, красочность музыкальной палитры, большое мастерство изложения, виртуозная инструментовка, лаконичность форм. Его произведения - „откровение венгерской души" (Барток). Кодай вел большую музыкально-общественную работу, был трижды удостоен премии имени Кошута. Им созданы: оперы „Хари Янош" „Секей-асая прядильня", „Чинка Панна"; симфония; концерт для оркестра; „Венгерский псалом" и „Короткая месса" для хора, солиста и оркестра; камерно-инструментальные ансамбли; вокальные и хоровые произведения; сочинения для фортепиано, органа; музыка для кино; огромное количество музыковедческих работ, критических статей и др.

Ильмари ХАННИКАЙНЕН (1892-1955) - финский композитор и пианист; родился в семье известного композитора и хорового дирижера Пекка Ханникайнена. Музыкальное образование получил в Хельсинкской и Венской консерваториях. В игре на фортепиано совершенствовался в Петербурге у А. Зилоти и в Париже у А. Корто. С 1912 года вел класс фортепиано в Хельсинкской консерватории, с 1939 года профессор класса фортепиано Академии имени Сибелиуса; по праву считается одним из самых выдающихся педагогов-пианистов Финляндии. В составе трио, совместно с братьями Арво (скрипка) и Тауно (виолончель), много концертировал в разных странах Европы.
Творчество Ханникайнена проникнуто большой любовью к финской природе и народной музыке. К его произведениям относятся: опера „Праздник жнецов"; „Финские мелодии и танцы" для симфонического оркестра, оркестровая сюита „Танец пчел"; фортепианный концерт; камерные и вокальные произведения; пьесы для фортепиано и др.

Пауль ХИНДЕМИТ (1895-1963) - крупнейший немецкий композитор, альтист, дирижер. Музыкальное образование получил во Франкфуртской консерватории, которую окончил по классу скрипки и композиции. В 1921-1929 годах Хиндемит как альтист известного квартета Амара концертирует в различных странах Европы, пропагандируя свои произведения. В 1927 - 1935 годах профессор композиции Берлинской высшей музыкальной школы. В1935 году в связи с приходом к власти в Германии фашистов эмигрирует сначала в Турцию, затем в США, с 1954 года живет и работает в Цюрихе. Педагогическую и композиторскую деятельность Хиндемит совмещал с исполнительской, выступая как дирижер собственных произведений в Европе ,.и Америке.
Композитор огромной продуктивности, Хиндемит написал множество произведений едва ли не во всех музыкальных жанрах. Его композиторский стиль (конструктивно-линеарно-полифонический), вначале вызывавший возмущение академических кругов, с годами значительно проясняется. Во многих своих сочинениях Хиндемит затрагивает большие философские и гуманистические темы. Среди созданного композитором свыше 10 опер (в их числе знаменитая детская опера „Мы строим город"); 6 балетов; 4 симфонии (самая известная „Питсбургская"), симфонические поэмы и сюиты; много инструментальных концертов с оркестром; оратория, хоры, реквием („Американский реквием" на слова У. Уитмена); много произведений для различных инструментов; учебники по композиции, гармонии, книга „Мир композитора".

Франсис ПУЛЕНК (1899-1963) - французский композитор и пианист.-Музыкальное образование получил в Парижской консерватории* В начале 20-х годов вошел в творческую группу молодых французских композиторов, известную под названием „Шестерка", выступавшую против господствовавших в то время течений импрессионизма.
Для раннего творчества Пуленка характерна некоторая надуманность, увлечение модернистскими „новшествами". Но сквозь излом и гротеск его ранних сочинений уже пробивались естественные человеческие чувства. Ясная мелодика (в стиле Скарлатти и Гайдна), четкость гармонического языка, лаконичность формы — основные черты новаторского стиля Пуленка- В конце 30-х годов он примыкает к Народной музыкальной федерации, тесно связанной с прогрессивным антифашистским движением Народного фронта. В годы фашистской оккупации активно участвует в движении Сопротивления. В эти годы композитор пристально изучает и обрабатывает французские народные мелодии, создает на их основе крупные вокальные и хоровые произведения на слова П. Элюара, Л. Арагона, Гарсиа Лорки. Искусству Пуленка этих лет присущи яркость настроений, жизнерадостность, прочная народная основа мелодического языка, рельефность и гибкость интонаций, глубина содержания и тонкий психологизм музыкальных образов. Его перу принадлежат: оперы „Непонятый жандарм", „Сосцы Тиресия", „Диалоги кармелиток", „Человеческий голос"; балеты „Милочки", „Утренняя серенада", „Примерные звери"; симфониетта; концерты с оркестром для клавесина, для фортепиано, для двух фортепиано, для органа; кантаты, хоры, песни; камерно-инструментальная музыка; многочисленные произведения для фортепиано; музыка для театра, кино и др.

Огюст Мари ДЮРАН (1830—1909) — французский композитор, органист и музыкальный издатель. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, которую окончил по классу органа. В 1849- 1874 годах был органистом целого ряда церквей в Париже. В 1870 году основал совместно с Шеневерком издательскую фирму „Дюран и Шеневерк" (с 1934 года стала фирмой „Дюран и К0"); фирма получила мировую известность, публикуя в основном произведения французских композиторов.
В творчестве Дюрана наиболее примечательны фортепианные миниатюры. Удобные для исполнения пианистами-любителями, они окрашены разнообразными лирическими настроениями и, не претендуя на особую глубину содержания, отличаются богатством фактуры, тонкой отделкой деталей. Среди других сочинений Дюрана мессы, песни, пьесы для фисгармонии.


Бенжамен ГОДАР (1849-1895) - французский композитор и скрипач. Музыкальное Образование получил в Парижской консерватории, впоследствии став профессором композиции.
Из огромного творческого наследия Годара, который сочинял во многих музыкальных жанрах, в репертуаре исполнителей удержались лишь фортепианные миниатюры
(мазурки, вальсы и др.). Эти пьесы носят несколько салонный характер, им свойственны тонкое мелодическое изящество, тщательность отделки фактуры. Годаром создано также 7 опер (наиболее известная „Жоселен"); 5 симфоний; концерты для фортепиано, для скрипки с оркестром (в том числе „Романтический" - № 2); камерно-инструментальная музыка; свыше 100 песен; музыка для театра; многочисленные фортепианные пьесы и др.


Мориц МОШКОВСКИЙ (1854-1925) - польский пианист, композитор и педагог. Первоначальное музыкальное образование получил во Вроцлаве у своего отца, известного фортепианного педагога, затем учился в Дрездене. Окончил Берлинскую консерваторию по классу фортепиано; в дальнейшем член Берлинской академии искусств. С 1873 года много концертировал по городам Европы. С 1897 года жил и работал в Париже, где занимался композиторской и педагогической деятельностью (среди его учеников И. Гофман).
Как композитор Мошковский проявил себя в основном в области фортепианной музыки. В своих многочисленных фортепианных пьесах он не стремится к большой глубине содержания. Виртуозно-эффектные, удобные по фактуре, они полезны в педагогической практике. Особой популярностью до наших дней пользуются его „Испанские танцы", „Концертный вальс", „Юмореска", „Концертные этюды" и другие пьесы для фортепиано. К сочинениям Мошковского (помимо уже упомянутых) относятся: опера „Боабдиль, король мавров"; балет „Лаурин"; симфоническая поэма „Жанна д' Арк", 2 сюиты, „Фантастическое шествие" для симфонического оркестра; концерт для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром; инструментальные пьесы; песни и др.

 

 

РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ

 

 

Александр Николаевич СКРЯБИН(1871-1915) - великий русский композитор и пианист. Родился в семье дипломата; мать композитора была хорошей пианисткой. С детства Скрябин был помещен в кадетский корпус, где не остались незамеченными выдающиеся музыкальные "способности будущего композитора. Занимаясь у лучших московских педагогов: Н. Зверева, В. Сафонова, А. Аренского, С. Танеева, он в 1892 году блестяще окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано и по композиции; в дальнейшем профессор Московской консерватории по классу фортепиано (1898—1903). Много концертировал как пианист, исполняя свои произведения в России и за рубежом (в том числе Голландии, Англии, США, Германии) в 1893—1898 годах и все последние годы своей жизни. Умер Скрябин в Москве.
Творчество Скрябина, развивающееся в эпоху общественных потрясений, революции 1905 года и последовавшей за ней реакции, представляет собой сложное явление. Ясно ощутимы два периода. Первый (примерно до 1906 года) отличается оптимистически-волевыми образами. Произведения этого периода обладают редкой завершенностью, лаконизмом изложения, остротой контрастных музыкальных образов мрака и света, хрупкостью лирических линий, ощущением встревоженности, взволнованности. Во втором периоде просматривается постепенный отход от реалистического метода, усиление черт субъективизма, мистического символизма. Это выразилось также в усложненности музыкального языка, внешней остроте ритмических и мелодических приемов. Перу Скрябина принадлежат более 180 произведений. Среди них 3 симфонии, симфонические поэмы „Мечты", „Поэма экстаза", „Поэма огня" („Прометей" — с фортепиано, хором и световыми эффектами); концерт для фортепиано с оркестром; множество фортепианных сочинений (в их числе 10 сонат, 90 прелюдий, 26 этюдов, 19 поэм, 21 мазурка).

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873-1943) -великий русский композитор, пианист и дирижер; родился в музыкальной дворянской семье. Музыкальное образование получил сначала в Петербургской, затем в Московской консерватории, которую окончил по классу фортепиано у Н. Зверева и А. Зилоти (1891), по классу композиции у С. Танеева и А. Аренского (1892; Большая золотая медаль). По окончании консерватории Рахманинов выступал как пианист в Москве и других городах России. Его исполнительское искусство - новый этап в развитии мирового пианизма. Дальнейшее развитие лучших традиций русской фортепианной школы нашло свое воплощение в реалистической убедительности художественной трактовки, в мощи темперамента и виртуозном размахе, в певучести игры Рахманинова. В 1897-1898 годах Рахманинов дирижирует Московской частной оперой С. Мамонтова, в 1904-1906 годах становится дирижером Большого театра. В 1917 году уезжает сначала в Париж, затем в Швейцарию и окончательно оседает в США. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал ряд концертов в фонд Советской Армии.
Творчество Рахманинова явилось одной из вершин русской музыкальной классики. Для его музыки характерны широкая напевность, волевая патетика, суровая лирика, мощный, острый ритм, своеобразие и богатство гармонического языка, яркая национальная форма. Композитором написаны: оперы „Алеко", „Франческа да Рими-ни", „Скупой рыцарь"; кантата „Весна" для баритона, хора и оркестра; поэма „Колокола" для хора, солистов и оркестра; 3 симфонии, фантазия „Утес", „Каприччио на цыганские темы", симфоническая поэма „Остров мертвых", „Симфонические танцы", „Три русские песни" для симфонического оркестра; 5 концертов (пятый — „Рапсодия на тему Паганини**) для фортепиано с оркестром; свыше 70 романсов; фортепианное трио, соната для виолончели и фортепиано; множество произведений для фортепиано (в том числе сонаты, 2 цикла прелюдий, 2 цикла этюдов-картин) и др.

Игорь Федорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971) - крупнейший русский композитор и дирижер. Родился в семье замечательного оперного певца Федора Стравинского, в доме которого бывали Ф. Достоевский, Н. Римский-Корсаков, В. Стасов, П. Чайковский. Отец определил его на юридический факультет Петербургского университета. Лишь в 20 лет композитор смог систематически заняться музыкой под руководством Н. Римского-Корсакова. В 1910 году Стравинский по приглашению С. Дягилева уезжает в Париж для сочинения балетов для Русских сезонов. Позднее, в период первой империалистической войны, живет в Швейцарии, Франции; с 1939 года окончательно обосновывается в США. В 1962 году в связи со своим восьмидесятилетием Стравинский приезжал в СССР.
Творческая жизнь композитора проходила на пересечении различных идейных, философских и художественных течений. В мускульно-моторной энергии музыки Стравинского запечатлелись не только противоречия нашего века, но и сама современность во многих своих сложных проявлениях. Наблюдается три периода в его творчестве: от импрессионизма — к неоклассицизму и затем — к конструктивизму, додекафонии и серийной технике. Сам композитор отмечает две кризисные точки в своей биографии: первая — когда нарушились контакты с родиной (1914—1915), вторая — необходимость приспособления к условиям существования в США, Однако во всех периодах творчества доминирует русское начало его музыки. Среди огромного музыкального наследия композитора оперы „Соловей", „Мавра", „Царь Эдип", „Похождения повесы"; балеты „Жар-птица", „Петрушка", „Весна священная", „Пульчинелла", „Аполлон Мусагет", „Поцелуй феи", „Игра в карты", „Орфей", „Агон", мелодрама-балет „Персефона" хореографическая кантата „Свадебка", балетные пантомимы „Байка про лису.", „Сказ о беглом солдате и черте"; вокально-симфонические произведения (в том числе „Симфония псалмов"), 3 симфонии, „Ода-триптих", „Черный концерт", „Фантастическое скерцо", „Фейерверк" для симфонического оркестра; концерты для фортепиано, для скрипки с оркестром, для двух фортепиано с камерным оркестром; камерно-инструментальная музыка; вокальные произведения, фортепианные пьесы.

 

 

СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ

 

 

Николай Яковлевич МЯСКОВСКИЙ (1881-1950) -крупнейший советский композитор, педагог, музыкальный критик. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории по классу композиции; с 1921 года был профессором Московской консерватории (класс композиции). Выдающийся педагог, Мясковский сыграл огромную роль в становлении советской композиторской школы, Среди его учеников (их около 100) такие известные советские композиторы, как А. Хачатурян, Д. Кабалевский, В. Шебалин, В. Мурадели, Н. Пейко, Е. Голубев, Б. Мокроусов, Н. Будашкин, А. Эшпай. Мясковский - народный артист СССР, лауреат Государственных премий, награжден орденом Ленина.
Мясковский по праву считается основоположником советского симфонизма. В симфониях композитора нашли глубокое и яркое воплощение идеи и образы советской действительности. Им создано: 27 симфоний; увертюры, „Славянская рапсодия" для симфонического оркестра; концерты для скрипки, для виолончели с оркестром; 13 квартетов; кантаты „Киров с нами" и „Кремль ночью", хоры, романсы, песни; большое число инструментальных, фортепианных произведений (в том числе 9 сонат, циклы „Причуды", „Воспоминания", „Незатейливые вещицы", „Пожелтевшие страницы", множество детских пьес) и др. Велика роль критического наследия Мясковского; его статьи, рецензии стали подлинной школой для нынешнего поколения музыковедов.

Яков Степанович СТЕПОВОЙ (Якименко) (1883-1921)-советский композитор и педагог. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории, которую окончил по классу композиции у Н. Римского-Корсакова и А. Лядова.
В своем творчестве Степовой тяготел к миниатюрности форм. Наибольшую популярность приобрели его фортепианные пьесы (вальсы, прелюдии и др.), отмеченные высоким профессионализмом, мягкостью красок, тонким лиризмом, законченностью деталей. Перу Степового принадлежат также хоры, романсы, песни (среди них антирелигиозные); детские пьесы для фортепиано; обработки украинских народных песен и др.

Анатолий Яковлевич ЛЕПИН (1907-1984) - советский композитор. Музыкальное образование получил в Московской консерватории, окончив историко-тёоретическое отделение и композиторское (класс Ан. Александрова). Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР, автор Государственного гимна Латвийской ССР.
Творчеству Лепина присущи светлое оптимистическое восприятие действительности, богатство мелодических интонаций, ясность гармонического языка, упругая ритмическая организация. Среди его произведений опера „Рассвет"; балеты „Лайма", „Джунгли большого, города", „Песня о Гайявате"; оперетты „Лучший день ее жизни",
„У голубого Дуная", „Однажды весной", „Где-то на окраине", „Заочное свидание", „Фортуна"; мюзикл „Золушка хочет домой"; кантата-сюита „Дорога героев"; „Симфония победы", симфоническая поэма „Утро Африки"; 3 концерта для фортепиано с оркестром; хоры, песни; пьесы для фортепиано; музыка для театра и кино (особой популярностью пользуется музыка к кинофильмам „Здравствуй, Москва!" и „Карнавальная ночь").

Евгений Кириллович ГОЛУБЕВ (1910-1988) - советский композитор, педагог. Окончил с отличием Московскую консерваторию (1936) по классу композиции у Н. Мясковского, по фортепиано занимался у С. Фейнберга. Народный артист РСФСР, профессор кафедры композиции Московской консерватории. Среди его учеников Г. Григорян, Т, Николаева, С. Стемпневский, А. Холминов, Г. Шантырь, А. Шнитке, А. Эшпай.
Творчество Е. Голубева опирается на лучшие традиции русской классической музыки, отличается высоким интеллектуализмом, углубленностью чувств, тонким лиризмом, многообразием мелодических линий и интонаций. Блестящая техническая оснащенность и тонкое полифоническое мастерство делают музыку Голубева заметным явлением современного искусства. Композитором написаны: балет „Одиссей"; оратории „Возвращение солнца", „Герои бессмертны", „Октябрьская кантата", „На смерть поэта" (слова М. Лермонтова); 7 симфоний, 2 сюиты, „Торжественная увертюра" и другие сочинения для симфонического оркестра; концерты с оркестром — для фортепиано (3), для скрипки, для альта, для виолончели; 3 квинтета, 18 квартетов; фортепианные произведения (в том числе 6 сонат, „Украинская рапсодия", цикл „В Старой Рузе", „Детский альбом"); инструментальные сонаты и пьесы; хоры, романсы; обработки народных песен; музыка к спектаклям, радиопостановкам.

Серафим Сергеевич ТУЛИКОВ (р. 1914) - советский композитор. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции у В. Белого. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени Глинки.
Основное место в творчестве Туликова занимает песня. Высокая гражданственность, глубокая идейная убежденность, светлое мироощущение, многообразие мелодических образов (от фанфарно-призывных до окрашенных тонким лиризмом) - основные черты песенного творчества Туликова. Его песни не раз завоевывали первые премии на Международных фестивалях демократической молодежи. Перу композитора также принадлежат: оперетта для детей „Баранкин, будь человеком!"; симфония, „Русская увертюра", увертюра „Месть", „Интермеццо", торжественный казахский марш „Амангельды" для симфонического оркестра; „Концертная сюита", „Молодежная
увертюра" для оркестра народных инструментов; сочинения для эстрадного оркестра; свыше 200 песен и романсов, хоры; фортепианные пьесы; музыка для театра, радио, кино и др.

Карен Суренович ХАЧАТУРЯН (р. 1920) – советский композитор. Музыкальное образование получил в Московской консерватории, которую окончил по классу композиции у Н. Мясковского (занимался также у В. Шебалина и Д. Шостаковича). Учился в аспирантуре (1949-1952) у Н. Мясковского и Ю. Шапорина. Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Московской консерватории.
Для творчества композитора характерны свежесть тематического материала, логичность музыкального развития, ясность гармонического мышления, убедительность драматургической концепции. Среди его произведений балет „Чипполино"; оперетта „Простая девушка"; оратория „Миг истории", кантаты „Цвети и здравствуй молодость!", „У вербы одинокой"; 2 симфонии, симфониетта, 7 сюит, увертюры для симфонического оркестра; сочинения для духового оркестра („Концертный марш", „Состязание", „Марш милиции" и др.); камерно-инструментальная музыка (в том числе квартет, сонаты для скрипки, для виолончели и фортепиано), „Ария" для камерного оркестра; сюиты для эстрадного оркестра; пьесы для фортепиано; романсы, песни; музыка для театра, кино. К. Хачатурян является автором Государственного гимна Сомали.

Герман Германович ГАЛЫНИН (1922-1966)- советский композитор. Музыкальное дарование будущего композитора проявилось очень рано. Уже в пятнадцать лет Галы-нин руководит оркестром народных инструментов в детском доме, где он воспитывался. Свободно играя на разных инструментах оркестра, он делает переложения русских народных песен. В 1937 году Галынин был принят в Центральную музыкальную школу, а затем в Московскую консерваторию. В 1941 году, будучи студентом, ушел добровольцем в армию, где руководил художественной самодеятельностью, создал ряд массовых песен и музыку для театра. Окончил Московскую консерваторию в 1950 году по классу композиции (учился у Н. Мясковского, затем у Д. Шостаковича). Галынин - лауреат Государственной премии имени Глинки (посмертно).
Творчеству композитора присуща художественная законченность, мелодическая щедрость, свой характерный музыкальный язык и стиль изложения, ясность и определенность эмоций, четкая, классическая завершенность форм. Им созданы: оратория „Девушка и смерть"; „Эпическая поэма на русские народные темы", „Молодежная праздничная увертюра" для симфонического оркестра; 2 концерта для фортепиано с оркестром; 2 квартета, трио; инструментальные пьесы; хоры, песни; фортепианные произведения (в том числе „Кончерто-гроссо", сюита, 6 сонат, прелюдии, вариации); музыка для театра и др.

Фикрет Мешали Джамиль-оглы АМИРОВ (1922-1984) -советский композитор; родился в семье народного певца и тариста. Окончил Бакинскую консерваторию по классу композиции у Б. Зейдмана. Азербайджанский музыкальный фольклор изучал под руководством У. Гаджибекова. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии имени Ленинского комсомола АзССР.
Амиров интенсивно работал в самых различных музыкальных жанрах. Творческому почерку композитора присуща глубокая связь с азербайджанской народной музыкой. Важное место в творчестве Амирова занимает симфоническая музыка. Его симфонические мугамы явились удачным опытом симфонизации традиционных инструментальных форм, они имеют большое значение не только для азербайджанской музыки, но и для музыкального искусства народов советского и зарубежного Востока. Среди произведений Амирова оперы „Улдуз", „Севиль"; музыкальные комедии „Похитители сердец", „Радостная весть"; симфония „Памяти Низами", симфонические мугамы „Шур" и „Кюрд-овшары", симфоническая сюита „Азербайджан", „Симфонические танцы", „Азербайджанское каприччио" для симфонического оркестра; концерты для фортепиано с оркестром; хоры, романсы, песни; камерно-инструментальная музыка; произведения для фортепиано („Романтическая соната", вариации, прелюдии, „Детский альбом", „12 миниатюр" и др); обработки народных песен; музыка для театра и кино.

Кирилл Владимирович МОЛЧАНОВ (1922-1982) -советский композитор. Музыкальное образование получил в Московской консерватории, которую окончил по классу композиции у Ан. Александрова. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Творчеству Молчанова присущи высокие гражданственные позиции. Борьба против фашизма — основная тема оперного творчества композитора. Для его сочинений характерны простота, задушевность мелодий, общительная, доверительно обращенная к слушателям музыка, прочная связь с лучшими традициями русской классической музыки, высокий профессионализм. Молчановым написаны: оперы „Каменный цветок", „Заря", „Улица дель Корно", „Ромео, Джульетта и тьма", „Неизвестный солдат", „Русская женщина", „Зори здесь тихие"; балет „Макбет" (по Шекспиру); мюзикл „Одиссей, Пенелопа и другие"; кантата-поэма „Песня о дружбе"; 3 концерта для фортепиано с оркестром; романсы, песни; фортепианные произведения (в том числе цикл „Русские картины"); музыка для театра, кино и др.

Андрей Яковлевич ЭШПАЙ (р. 1925) - известный советский композитор и пианист; родился в семье марийского композитора и фольклориста Я. А. Эшпая. В 1934 году поступил в Музыкальную школу имени Гнесиных (класс фортепиано В. Листовой). В период Великой Отечественной войны Эшпай был на фронте, служил в разведке, пройдя курс обучения в Институте военных переводчиков. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Е. Голубева (ранее занимался у Н. Мясковского), по классу фортепиано у В. Софроницкого, затем аспирантуру у А. Хачатуряна. Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР.
„Сила и обаяние музыки А. Эшпая в том, что она наполнена положительными эмоциями. Здесь нет отрицательных образов, гротеска, сатиры, но постоянно ощущается восхищение красотой. Лаконизм, четкость рисунка музыкальных тезисов. Естественность появления и растворения фольклорных интонаций в потоке симфонической музыки. Богатые оркестровые краски превращаются в равноправные по отношению к интонированию и ритмике средства выразительности, в „строительный материал". Полифония занимает все более значительное место в музыке Эшпая, не вытесняя, а скорее оттеняя ее красочность. Он по-своему интерпретирует джазовую ритмику и артикуляцию'(Балтии А. А. Река течет, берега остаются. Сов. музыка. № 5. 1975). Среди произведений Эшпая балеты „Ангара'; „Помните!" („Круг"); оперетта „Нет меня счастливей"; мюзикл „Любить воспрещается"; кантата „Ленин с нами"; 5 симфоний, „Мелодии горных и луговых мари", „Танцы на марийские темы", концерт для симфонического оркестра; концерты с оркестром - для фортепиано (2), для скрипки (2), для гобоя, „Венгерские напевы" для скрипки с оркестром; пьесы для органа Пассакалия памяти Н. Мясковского", прелюдии и др.); инструментальная музыка; пьесы для эстрадного оркестра; романсы, песни, хоры; фортепианные сочинения (сонатины, этюды, „Венгерская тетрадь", детские пьесы и др.); обработки народных песен; музыка для театра и кино. Эшпай - автор ряда
публицистических статей, воспоминаний. Неоднократно был председателем Международного конкурса пианистов имени П. И. Чайковского, а также председателем жюри I Всесоюзного конкурса имени С. В. Рахманинова. Почетный член Общества имени Ф. Листа (США).

Александр Николаевич ХОЛМИНОВ (р. 1925) - советский композитор. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Е. Голубева. Интересно работает в различных музыкальных жанрах; наибольшим успехом пользуются его вокальные произведения („Песня о Ленине", „Песня молодых", „Песня дружбы", цикл „Рабочая гордость" и др.). Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР.
Для творчества Холминова характерна прочная опора на лучшие традиции русской музыки. Его произведения отличаются широкой демократичностью, высоким профессионализмом, идейностью, народностью музыкальных образов. Мелодический язык сочинений Холминова выразителен, насыщен внутренней энергией и динамизмом. Перу композитора принадлежат: оперы „Оптимистическая трагедия", „Шинель" и „Коляска" (по Н. Гоголю), „Анна Снегина" (по С. Есенину), „Чапаев", „Двенадцатая серия" (по рассказу В. Шукшина); кантаты „Здравствуй, Родина!", „Ленин с нами", „Ради жизни на земле"; 3 симфонии, симфонические поэмы „Рожденные бурей", „Молодая гвардия", „Героическая"; „Сюита на русские темы" для хора и оркестра; 4 баллады для баса и симфонического оркестра; произведения для оркестра народных инструментов; хоры, песни, романсы; фортепианные пьесы; музыка для театра, кино и радио.

Родион Константинович ЩЕДРИН (р. 1932) - известный советский композитор, пианист и музыкально-общественный деятель; родился в семье музыканта. Музыкальное образование получил в Московском хоровом училище, затем в Московской консерватории по классу фортепиано у Я. Флиера и по классу композиции у Ю. Шапорина (у него же окончил аспирантуру). Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР.

Творчество Щедрина отличается богатством эмоций и музыкальных образов. Это и озорная шутка, тонкий юмор, мягкая лирика, и высокая гражданственность, масштабность концепций. Прочная связь с народной песней, блестящая техническая оснащенность, новаторство композиторских приемов делают музыку Щедрина значительным явлением современного искусства. Жанровый диапазон творчества композитора очень разнообразен. Им созданы: оперы „Не только любовь", „Мертвые души" (по Н. Гоголю); балеты ,Конек-Горбунок", „Кармен-сюита" (инструментальная транскрипиия партитуры Ж. Бизе), „Анна Каренина", „Чайка", „Дама с собачкой"; „Поэтория-концерт" для поэта в сопровождении оркестра, хора и женского голоса; оратория „Ленин в сердце народном", кантаты „Двадцать восемь", „Бюрократиада"; 3 симфонии, 2 концерта — „Озорные частушки" и “Звоны”, „Музыкальное приношение" (памяти И.-С. Баха), „Портреты" для симфонического оркестра; 3 концерта для фортепиано с оркестром; камерно-инструментальная музыка; романсы, песни, хоры; фортепианные произведения (среди них „24 прелюдии и фуги", „Полифоническая тетрадь", „Тетрадь для юношества", сонаты, пьесы, этюды); музыка для театра и кино. Щедрин - автор многочисленных публицистических и критических статей и рецензий. Участник жюри многих международных конкурсов композиторов и пианистов. Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (ФРГ).

А. Бакулов