III СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ
ноты для фортепиано к танго
Под этим именем в историю танго вошли музыканты-тангерос, чья активная
и наиболее плодотворная творческая деятельность охватывает первые полтора
два десятилетия XX века, на протяжении которых ими были созданы произведения,
составившие фундамент и «золотой фонд» креольского танго. Следует сразу
оговорить, что указанные временные рамки этого периода достаточно приблизительны.
Так, «Дон Хуан» Эрнесто Понцио был написан до 1900 года, в то время как
старейшие по возрасту из ветеранов «Старой гвардии» Агустин Барди и Хуан
де Дьос Филиберто в полной мере творчески проявили себя уже после 1920
года. С другой стороны, мы вынуждены условно отнести к «Старой гвардии»
представителя поколения 1920-х годов Херардо Матоса Родригеса, поскольку
его знаменитая «Кумпарсита» была сочинена в 1917 году. Наконец, нужно
помнить (об этом мы говорили выше), что подавляющее большинство ветеранов
«Старой гвардии» продолжало творческую деятельность и в 20-х, и в 30-х
годах, — но это была уже другая эпоха в эволюции танго, когда тон задавали
следующие поколения тангерос — композиторов и исполнителей. Термин «Старая
гвардия», таким образом, следует понимать не только (и не столько) как
обозначение когорты авторов, творивших в определенные годы, но и как характеристику
конкретного этапа в истории танго — этапа, который мы определили (если
помнит читатель) как период максимально яркого расцвета танго в его наиболее
аутентичной, свободной от каких-либо влияний извне форме и наиболее чистом
креольском характере.
Перечень имен «старогвардейцев» очень велик, поэтому мы ограничимся сведениями о жизни и творчестве лишь некоторых наиболее выдающихся творцов креольского танго указанного периода. (Во избежание субъективного момента портреты-характеристики деятелей «Старой гвардии» расположены в хронологической последовательности дат их рождения.)