Аргентинское танго - ноты для фортепиано

III СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

Вальсы, танго, фокстроты



ноты для фортепиано к танго

 

Доминго Санта Крус

 

 

Талантливый композитор танго и бандонеонист, не имевший в свое время себе равных, Доминго Санта Крус родился в 1884 году в Буэнос-Айресе. В юности он работал на Западной железной дороге, где в результате несчастного случая получил увечье, на всю жизнь сделавшее его хромым (отсюда его фамильярное среди тангерос прозвище Эль рент — Хромой). Согласно распространенной версии, отец Доминго Санта Круса — Хосе Санта Крус, любитель-аккордеонист, участвовавший в так называемой Войне тройственного союза против Парагвая (1864-1870), имел при себе в походе бандонеон — один из первых (если не самый первый) завезенных в Аргентину, которым он развлекал солдат у бивачных костров. Отец обучил сына игре на этом инструменте, и со временем Доминго Санта Крус стал бандонеонистом-виртуозом. Он первым утвердил бандонеон в качестве ведущего мелодического голоса в танговых ансамблях, также первым ввел в практику варьирование отдельных разделов танго в репризах и славился как непревзойденный импровизатор на своем инструменте. Начав в 1905 году с выступлений в скромных кафе окраинных баррио Бока и Барракас, Санта Крус позже имел огромный успех как солист и ансамблист в лучших заведениях центральных баррио Буэнос-Айреса. В 1916 году он совершил гастрольную поездку в Монтевидео в составе квартета со своим братом Хуаном (фортепиано), Мануэлем Фирпо (2-й бандонеон) и Лусиано Риосом (гитара). В последние десять лет жизни сломленный тяжелой болезнью Санта Крус был вынужден отказаться от концертной деятельности и посвятил себя преподаванию игры на своем любимом инструменте. Он имел многочисленных учеников. Скончался Санта Крус в 1931 году.

Доминго Санта Крус не делал грамзаписей, и о его исполнительском мастерстве мы можем судить лишь по отзывам современников. После смерти маэстро Эктор Батес собрал ряд таких свидетельств. Вот одно из них: «Где бы он (Доминго Санта Крус. — П. П.) ни выступал, всюду ему сопутствовал триумф, всюду ему аплодировали. Его исполнение восхищало, его техника была такова, что те, кто имели счастье слышать его игру, в один голос уверяли, что ничего подобного они никогда не слышали. В импровизированных вариациях на бандонеоне, в чем он явился пионером, никто не мог превзойти его. Немало есть свидетелей, утверждающих, что многие танго, ныне знаменитые, вышли из-под его пальцев во время подобных импровизаций. Вышли, да — но. под другими названиями и приписывались другим авторам. Это был настоящий паладин танго.».

Творческое наследие Доминго Санта Круса невелико по объему: не больше десятка танго, польки (в том числе полька «Амелия», столь популярная, как мы помним, в салоне «Мария ла Баска»), ряд инструментальных пьес (эстило, марш и другие). Лучшее его произведение, ставшее хрестоматийным, — танго «Гражданский союз"»), написанное в 1904 году и посвященное Мануэлю Апарисио, лидеру партии консерваторов «Национальный гражданский союз», — отсюда название. (Парадоксальным образом в годы президентства Иполито Иригойена, лидера партии «Гражданский радикальный союз», радикалы, не знавшие обстоятельств написания и посвящения танго Доминго Санта Круса, присвоили его популярную мелодию в качестве своего гимна!) В музыкальном плане танго «Гражданский союз» сочетает в себе отчасти черты хабанеры (1-й раздел) и милонги (2-й раздел), но это и не то, и не другое: это уже типичное креольское танго начального периода, по общему характеру близкое к написанному годом ранее танго «Эль портеньито» Анхеля Вильольдо.