III СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ
ноты для фортепиано к танго
Этот ветеран «Старой гвардии» прожил долгую жизнь.
Он родился в 1884 и умер в 1969 году в возрасте 85 лет, из которых почти
шестьдесят были целиком отданы танго, — самая длительная артистическая
карьера композитора, пианиста и дирижера среди всех тангерос — его современников.
Он пережил и «героическую» эпоху «Старой гвардии», и «золотые» 20-е годы
танго, новаторские течения 30-х годов, до- и послевоенные искания композиторов
и исполнителей танго, идя в ногу со временем и не старея как артист. Он
сотрудничал с лучшими исполнителями, руководил лучшими танговыми коллективами,
выступал в самых престижных заведениях Буэнос-Айреса и Монтевидео. Наконец,
Фирпо оставил после себя свыше 200 произведений — значительно больше,
чем очень и очень многие его коллеги.
Здесь мы остановимся лишь на том периоде артистической деятельности Роберто
Фирпо, который связан с эпохой «Старой гвардии», то есть до 1920 года.
О следующих этапах его творческой биографии будет, по мере необходимости,
сказано в других разделах нашего повествования.
Роберто Фирпо довольно поздно начал серьезно заниматься музыкой. Лишь
в 19 лет он стал брать уроки гармонии и фортепиано
у известного в то время маэстро Альфредо Бевилакуа, однако быстро делал
успехи и уже через два года владел инструментом в достаточной степени,
чтобы выступать в ансамблях. Его дебют состоялся в 1907 году в описанном
нами кафе «Ла марина» на перекрестке улиц Суарес и Некочеа в Боке (позже
Фирпо перешел в соседнее кафе «Лас флорес»). Успех побудил Фирпо в том
же году организовать собственное трио с Хуаном Карлосом Басаном (кларнет)
и Франсиско Пости-льони (скрипка) и попытать счастье в престижном «Хансене».
Успех вновь сопутствовал Фирпо и новорожденному ансамблю. В 1910 году
Фирпо (с другим составом, включавшим бандонеон) выступает в кафе «Эль
сентенарио» на главной улице Буэнос-Айреса — Авениде де майо, а в 1912
году — в кафе «Иг-лесиас» на знаменитой в истории танго улице Корриентес
— своего рода «столице танго» в центре города, улице, неоднократно воспетой
поэтами и композиторами танго. К этому времени Фирпо уже автор многих
танго, пользующихся успехом у публики, в том числе написанного в 1912
году оркестрового танго «Рассвет», остающегося, наряду с его другим инструментальным
танго «Арга-ньярас» (1913), самым популярным и репертуарным в его наследии.
Между 1913 и 1917 годами Фирпо со своим оркестром осуществил ряд образцовых
записей танго, собственных и других авторов, для фирм «Эра» и «Одеон насьо-наль»,
а в 1917 году он сотрудничает с известным впоследствии кинорежиссером
Хосе Агустином Феррейрой, озвучивая его немой фильм «Девушка из предместья».
В том же году Фирпо с ансамблем гастролировал в Монтевидео, где впервые
исполнил «Кумпарситу» Херардо Матоса
Родригеса.
Одной из выдающихся заслуг Роберто Фирпо была осуществленная им около 1913 года радикальная реформа прежнего традиционного инструментального состава тангового ансамбля. Фирпо окончательно закрепил в типовом креольском оркестре фортепиано в качестве инструмента, цементирующего в фактурном, гармоническом и ритмическом плане весь состав. Гитара при этом постепенно вытесняется «за ненадобностью». Та же участь со временем постигает и флейту, поскольку фортепианные пассажи и глиссандо звучат гораздо ярче и эффектнее флейтовых. Введение фортепиано — и это самое важное его следствие — положило начало формированию различных стилей в аранжировках и исполнении танго. Отныне каждый ансамбль обретал свое индивидуальное лицо. Следующий решительный шаг в этом направлении был сделан лишь через десять лет и связан с именем другого великого реформатора танго Хулио де Каро. Но то была уже иная эпоха.
О композиторском почерке Роберто Фирпо можно сказать то же, что и о любом другом из ветеранов «Старой гвардии»: он неповторимо индивидуален. Танго Фирпо так же не похожи на танго Вильольдо, как танго Вильольдо решительно не схожи с танго Франсиско Канаро или Висенте Греко. Их объединяет только одно: присущий всем яркий креольский акцент, но выражен этот акцент у каждого композитора по-своему. Для стиля Фирпо характерно (и танго «Рассвет» показательно в этом отношении) тяготение к спокойному, ровному движению, без подчеркнуто острой ритмической игры и при неизменном выдвижении на первый план мелодического начала. Танго Фирпо по преимуществу лиричны, нередко сентиментальны; им равно не свойственны ни суровый драматизм Агустина Барди, ни вулканический динамизм Эдуардо Ароласа.