Аргентинское танго - ноты для фортепиано

III СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

Вальсы, танго, фокстроты



ноты для фортепиано к танго

 

 

Агустин Барди

 

 

Агустин Барди родился в том же 1884 году и в том же сельском местечке Лас-Флорес в провинции Буэнос-Айрес, что и Роберто Фирпо; выступать публично, оба как пианисты, они тоже начали одновременно и в одних и тех же кафе на эскинах Суареса и Некочеа в Боке. Во всем же остальном они были решительно не схожи. Барди никогда не имел собственного ансамбля и не дирижировал другими оркестрами. Он не сделал ни одной грамзаписи. Если Фирпо брал уроки музыки у профессионального маэстро, то Барди во всех отношениях, и как композитор, и как пианист, сформировался в полном смысле слова как самоучка; лишь в возрасте 40 лет, будучи уже автором многих известных танго, он приступил к занятиям гармонией и контрапунктом под руководством Хосе Спадавеккиа, священника и учителя музыки. Наконец, в отличие от Фирпо, Барди никогда не посвящал себя музыке целиком и профессионально, то есть не делал музыку средством существования. С юности он работал железнодорожником, что в то время, в годы стремительного освоения Пампы и связанного с этим бурного строительства железных дорог, считалось «надежным заработком». Тем не менее влечение к музыке не оставляло Барди в продолжение всей жизни, и он находил время и для выступлений в ансамблях, и для композиции. Свое первое танго «Висентино», посвященное его другу Висенте Греко, Барди сочинил в 1912 году. Поскольку в то время он не знал нотной грамоты, на нотную бумагу его танго перенес флейтист ансамбля Карлос Эрнани Макки. После 1921 года Барди прекратил выступления в ансамблях и все свободное время отдавал творчеству. Его перу принадлежат несколько десятков танго.

Лучшее в наследии Барди создано им после 1920 года, то есть после эпохи «Старой гвардии», когда он нашел блестящих интерпретаторов своей музыки в лице Хулио де Каро и Анибаля Троило, но уже в ранних танго ярко проявился его индивидуальный, безошибочно различимый стиль. Среди всех ветеранов «Старой гвардии» Барди выделялся сознательно подчеркнутой «креольской тенденцией» в наиболее ярком и характерном ее проявлении. В своих танго 20-х годов он стремился воскресить дух танго начала века, танго столичных окраин и пригорода, с очень сильным влиянием музыкального фольклора пампы — таких ее жанров, как милонга, эстило, ведалита. Биограф Барди Луис Адольфо Сьерра приводит следующие красноречивые слова музыканта: «Я всегда чувствую танго с привкусом пампы, как если бы традиционная креольская чувствительность была привнесена в музыку большого города»5. Характерны уже самые названия многих танго Барди, отражающие реалии пампы и сельского быта: «Лассо», «Одинокий вол», «Репейник», «Табунщик», «Чиманго» (хищная степная птица), «Родео» (любимое развлечение гаучо типа корриды, в которой быка не убивают, а валят на землю) и т. п. Быть может, именно этот, непривычный в танго, «привкус пампы» явился причиной того, что лишь немногие танго Барди стали популярными у широкой аудитории. Но коллеги-тангерос оценивали музыку Барди очень высоко. Тот же Луис Адольфо Сьерра говорит по этому поводу: «Любой без исключения музыкант, которому предложили бы назвать трех наиболее предпочитаемых им авторов танго, непременно назвал бы в числе этих трех Агустина Барди». После смерти Барди (он умер в 1941 году) его памяти посвятили свои танго Орасио Сальган («Дон Агустин Барди») и Освальдо Пульезе («Прощай, Барди»).

Подавляющее большинство танго Барди является инструментальными пьесами, предназначенными для танца или для слушания, хотя его перу принадлежит и ряд танго-романсов (мы встретимся с ними в дальнейшем). Индивидуальному почерку Барди свойственны графически прямолинейный рисунок мелодии, с частыми хроматизмами, острый, четко акцентированный ритм, прихотливая игра синкоп, нередкие отклонения в соседние тональности внутри периодов. Эти черты мы находим и в танго |«Последнее свидание»!, написанном предположительно (точной датой мы не располагаем) около 1920 года. Танго «Последнее свидание» известно со словами Франсиско Гарсиа Хименеса, но это не танго-романс, а типичное для стиля Барди инструментальное танго, к которому позже были подтекстованы стихи — весьма выразительные, хорошо гармонирующие с суровым, драматическим колоритом музыки. Они стоят того, чтобы привести хотя бы их начальные строфы:

Тенью
Проходит призрак разлуки.
Любовь и горечь в груди,
И впереди
Тоска и муки.
Губы,
Что созданы для лобзанья,
Еле слышно шепчут мне,
Как в тяжком сне,
Слова прощанья.

Сад наш,
Вчера лишь мы поверяли
Тебе о счастье мечты.
Сегодня ты
Приют печали.
Тополь,
На чьей коре так недавно
Клятвы верности в любви
Писали мы, и ты прости!.