Аргентинское танго - ноты для фортепиано

III СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

Вальсы, танго, фокстроты



ноты для фортепиано к танго

 

Эрнесто Понцио

 

 

И среди ветеранов «Старой гвардии», и в числе тангеро следующих поколений было немало музыкантов, оставшихся в истории танго «авторами одного произведения». К ним относится Эрнесто Понцио — автор «Дона Хуана», о котором мы уже имели случай говорить выше.
Эрнесто Понцио родился в 1885 году в Буэнос-Айресе, в баррио Тьерра дель Фуэго (испанское название Огненной Земли), о нравах обитателей которого красноречиво говорила сложенная поговорка: «Баррио Огненная Земля обходи-ка стороной, земляк!» (Есть что-то символическое в том, что впоследствии Понцио пришлось провести несколько лет на этом «не столь отдаленном» острове). Отец Эрнесто Понцио, выходец из Неаполя, и его дядя были музыкантами — первый арфистом, второй скрипачом, и оба числились среди лучших исполнителей танго своего времени. Рано проявившиеся у Понцио способности к музыке позволили ему поступить в скрипичный класс Консерватории Буэнос-Айреса (ныне Консерватория «Альберто Вильяме»), но преждевременная смерть отца и необходимость помогать матери заставили его прекратить учебу и зарабатывать на жизнь скрипкой, выступая в кабачках и третьеразрядных ресторанах в баррио Абасто и Ретиро. Поскольку Понцио было в то время всего лишь тринадцать или четырнадцать лет, а скрипкой он уже тогда владел отлично, он был замечен и получил прозвище Е/ pibe Ernesto — Малыш Эрнесто, которое осталось за ним на всю жизнь.

Карьера Понцио как исполнителя танго была стремительной. Вскоре он в составе трио с Хенаро Васкесом (скрипка) и Луисом Тейссейре (флейта) выступает в «Хансене», затем с Эдуардо Ароласом (бандонеон) и Руперто Леопольдо Томпсоном (контрабас) в известном кафе «Де ла турка» на улице Некочеа в Боке, и наконец его скрипка звучит в салонах Лауры и Марии ла Баска. Понцио, судя по многочисленным и единодушным отзывам современников, был скрипачом-виртуозом. Особенно восхищали слушателей его звонкие, как колокольчики, pizzicato и необычайно артистичные движения смычком. Блестяще начатая карьера оборвалась неожиданным и драматичным образом. От природы человек большого сердца и нежной души, но в то же время вспыльчивый, ревнивый и чрезвычайно щепетильный в вопросах чести (как ее понимали в том мире, где царило танго), Понцио совершил убийство, — вступившись за честь женщины, по свидетельству одних, защищая друга, по показаниям других. В результате он был осужден на 15 лет и сослан в Ушуайю. (Надо полагать, что подобный инцидент был в бурной биографии Эрнесто Понцио не единственным, судя по тому, что знавший его Хорхе Луис Борхес любил вспоминать с неподдельной искренностью произнесенную Понцио сентенцию: «Я много раз сидел за решеткой, сеньор Борхес, но всегда за убийство»; воистину танго и кровь были неразлучны.)

Когда Понцио вышел на свободу (усилиями друзей удалось сократить срок его заключения), времена и танго уже достаточно изменились. Тем не менее поддержанный коллегами Понцио сумел вернуться к исполнительской деятельности. Вместе с Хуаном Карлосом Басаном он организовал «Типовой оркестр Старой гвардии Понцио - Басан», с которым выступал в «Луна-парке» и театре «Насьональ». На конкурсе оркестров танго, организованном в 1932 году газетой «Критика», оркестр Понцио - Басана занял второе место после находившегося вне конкуренции по своему уровню оркестра Хулио де Каро. В следующем году Понцио и Басан участвовали в театральном спектакле «От Габино до Гарделя» и в одном из первых аргентинских звуковых кинофильмов «Танго портеньо» (единственная сохранившаяся запись игры Понцио-скрипача). В 1934 году Эрнесто Понцио скончался от сердечного приступа.

Как композитор Понцио написал немного — не более полутора десятков танго. В его стиле отчетливо проступают два влияния: его собственного характера — вспыльчивого и неизменно веселого и городской милонги — дерзкой и насмешливой. Танго «Дон Хуан»! — показательный тому пример. Написанный в период начального ритмомелодического оформления креольского танго, «Дон Хуан» стилистически ближе к танго Мендисабаля, чем к первым танго Вильольдо. Некоторые исследователи (Орасио Феррер в их числе) называют датой сочинения «Дона Хуана» 1905 год, хотя большинство авторов указывают 1898 год (несмотря на то, что Понцио было тогда всего 13 лет). Мы придерживаемся мнения большинства, поскольку полагаем, что в 1905 году «Дон Хуан» не мог бы иметь того сенсационного успеха, которого он вполне заслуживал в 1898 году. Для своего времени «Дон Хуан» был огромным шагом вперед на фоне бесчисленных хабанер, андалусийских танго и милонг, одинаково именовавшихся «танго».