Аргентинское танго - ноты для фортепиано

III СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

Вальсы, танго, фокстроты



ноты для фортепиано к танго

 

Эдуардо Аролас

 

 

Одна из самых ярких и своеобразных фигур в «Старой гвардии», окруженная ореолом легенд, романтик в жизни и в музыке; композитор четко выраженной «креольской тенденции», сразу нашедший свой индивидуальный стиль, писавший музыку с необычайной легкостью (за 32 года жизни и 15 лет творчества Аролас создал 120 произведений); музыкант, далеко опередивший свое время в сфере ритмических, гармонических и мелодических находок, ставших впоследствии привычными атрибутами танго, «авангардист» в лучшем и самом точном значении этого слова, по выражению одного из критиков; бандонеонист-виртуоз, поражавший и восхищавший современников своей ярко эмоциональной темпераметной игрой, получивший выразительное прозвище «тигр бандонеона», —таким вошел и остался в истории танго Эдуардо Аролас. «Как Эваристо Карриего и Карлос де ла Пуа среди поэтов, — говорит Орасио Феррер, — как Габино Эсейса и Хосе Бетинотти среди пайядоров милонги, как Анхель Вильольдо, Карлос Гардель и Энрике Сантос Диссеполо среди тангерос, его (Ароласа. — П. П.) имя, его бандонеон, его танго и его романтический образ. сияют в мифологическом созвездии на небосклоне Буэнос-Айреса»9.
Сын французских иммигрантов (его настоящее имя Лоренсо Арола), Эдуардо Аролас родился в 1892 году в Буэнос-Айресе. Он получил некоторое музыкальное образование, занимаясь теорией и гармонией у маэстро Хосе Бом-бига, дирижера духового оркестра, выступавшего в Боке, но главным образом врожденная музыкальность, артистическая интуиция и художественный вкус Ароласа позволили ему достичь того, чего он достиг. Бандонеоном он овладел самостоятельно и дебютировал в 1906 году в кафе «Ночное увеселение» в Боке, чье название он дал своему первому танго. Бесчисленные кафе, кафетины, кабаре, рестораны, танцевальные салоны Буэнос-Айреса и Монтевидео, от самых скромных до самых фешенебельных, слышали его бандонеон, и всюду Аролас был желанным гостем, всюду его исполнение сопровождалось возгласами восторга и криками «брависсимо!». Сохранились свидетельства профессиональных музыкантов, слышавших Ароласа. «Он играл от души, — вспоминал Энрике Дельфино, — вкладывая все свое сердце в меха бандонеона. Слушая его, я всегда думал, что его инструмент слишком мал для такого большого сердца». Педро Лауренс, сам выдающийся бандонеонист, говорил об Ароласе: «Это был превосходный, великий исполнитель. Он создал свой стиль. Та фразировка, которая сегодня (сказано в 1954 году. — П. П.) считается современной, была найдена Ароласом еще в 1920 году».
Свое первое танго «Ночное увеселение» Аролас сочинил в 1908 или 1909 году, последнее — «Плас Пигаль» — между 1922 и 1924 годами, находясь в Париже. Уже в первом танго Аролас не только в полной мере проявил свою индивидуальную манеру, но и добился неслыханного успеха: на обложке «Ночного увеселения», изданного в 1911 году Хуаном Балерио с юмористическим рисунком самого Ароласа (Аролас занимался живописью и был талантливым рисовальщиком), указано, что данное издание является 28-м (!). Из 118 танго, расположенных между «Ночным увеселением» и «Плас Пигаль», издано всего лишь около двух десятков. Все они обладают общим стилистическим («арола-совским») единством, но каждое в то же время имеет свои ритмические и мелодические особенности, свою «изюминку». Помещенные в Нотном приложении танго «Гитара» (1916) и танго-милонга «Динамит» (1918) дают представление о характере творчества их автора. В композиционном плане Аролас расширил прежнюю двухчастную структуру танго, окончательно утвердил в нем контрастный средний раздел (трио), что также стало впоследствии обычным в инструментальных танго.

С 1922 года Эдуардо Аролас поселился в Париже, где с огромным успехом исполнял свои танго в «Кабаре паризьен», в «Эрмитаже», в различных кафе Монмартра. Он умер в 1924 году в «столице мира», в госпитале «Бишар», — не от руки убийцы, как рассказывает нередко повторяемая в литературе очередная легенда, а от туберкулеза легких, подорвав свое от природы слабое здоровье богемной жизнью и алкоголем. Его образ композитора и человека запечатлен в посвященых его памяти танго «Аролас» и «Тигр бандонеона» Хулио де Каро, «Бандонеон Ароласа» Педро Лауренса, «Его звали Эдуардо Аролас» Энрике Доминго Кадикамо. В 1954 году прах Эдуардо Ароласа был перевезен в Аргентину.