III СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ
ноты для фортепиано к танго
Одна из самых ярких и своеобразных фигур в «Старой гвардии», окруженная
ореолом легенд, романтик в жизни и в музыке; композитор четко выраженной
«креольской тенденции», сразу нашедший свой индивидуальный стиль, писавший
музыку с необычайной легкостью (за 32 года жизни и 15 лет творчества Аролас
создал 120 произведений); музыкант, далеко опередивший свое время в сфере
ритмических, гармонических и мелодических находок, ставших впоследствии
привычными атрибутами танго, «авангардист» в лучшем и самом точном значении
этого слова, по выражению одного из критиков; бандонеонист-виртуоз, поражавший
и восхищавший современников своей ярко эмоциональной темпераметной игрой,
получивший выразительное прозвище «тигр бандонеона», —таким вошел и остался
в истории танго Эдуардо Аролас. «Как Эваристо Карриего и Карлос де ла
Пуа среди поэтов, — говорит Орасио Феррер, — как Габино Эсейса и Хосе
Бетинотти среди пайядоров милонги, как Анхель Вильольдо, Карлос Гардель
и Энрике Сантос Диссеполо среди тангерос, его (Ароласа. — П. П.) имя,
его бандонеон, его танго и его романтический образ. сияют в мифологическом
созвездии на небосклоне Буэнос-Айреса»9.
Сын французских иммигрантов (его настоящее имя Лоренсо Арола), Эдуардо
Аролас родился в 1892 году в Буэнос-Айресе. Он получил некоторое музыкальное
образование, занимаясь теорией и гармонией у маэстро Хосе Бом-бига, дирижера
духового оркестра, выступавшего в Боке, но главным образом врожденная
музыкальность, артистическая интуиция и художественный вкус Ароласа позволили
ему достичь того, чего он достиг. Бандонеоном он овладел самостоятельно
и дебютировал в 1906 году в кафе «Ночное увеселение» в Боке, чье название
он дал своему первому танго. Бесчисленные кафе, кафетины, кабаре, рестораны,
танцевальные салоны Буэнос-Айреса и Монтевидео, от самых скромных до самых
фешенебельных, слышали его бандонеон, и всюду Аролас был желанным гостем,
всюду его исполнение сопровождалось возгласами восторга и криками «брависсимо!».
Сохранились свидетельства профессиональных музыкантов, слышавших Ароласа.
«Он играл от души, — вспоминал Энрике Дельфино, — вкладывая все свое сердце
в меха бандонеона. Слушая его, я всегда думал, что его инструмент слишком
мал для такого большого сердца». Педро Лауренс, сам выдающийся бандонеонист,
говорил об Ароласе: «Это был превосходный, великий исполнитель. Он создал
свой стиль. Та фразировка, которая сегодня (сказано в 1954 году. — П.
П.) считается современной, была найдена Ароласом еще в 1920 году».
Свое первое танго «Ночное увеселение» Аролас сочинил в 1908 или 1909 году,
последнее — «Плас Пигаль» — между 1922 и 1924 годами, находясь в Париже.
Уже в первом танго Аролас не только в полной мере проявил свою индивидуальную
манеру, но и добился неслыханного успеха: на обложке «Ночного увеселения»,
изданного в 1911 году Хуаном Балерио с юмористическим рисунком самого
Ароласа (Аролас занимался живописью и был талантливым рисовальщиком),
указано, что данное издание является 28-м (!). Из 118 танго, расположенных
между «Ночным увеселением» и «Плас Пигаль», издано всего лишь около двух
десятков. Все они обладают общим стилистическим («арола-совским») единством,
но каждое в то же время имеет свои ритмические и мелодические особенности,
свою «изюминку». Помещенные в Нотном приложении танго «Гитара» (1916)
и танго-милонга «Динамит» (1918) дают представление о характере творчества
их автора. В композиционном плане Аролас расширил прежнюю двухчастную
структуру танго, окончательно утвердил в нем контрастный средний раздел
(трио), что также стало впоследствии обычным в инструментальных танго.
С 1922 года Эдуардо Аролас поселился в Париже, где с огромным успехом исполнял свои танго в «Кабаре паризьен», в «Эрмитаже», в различных кафе Монмартра. Он умер в 1924 году в «столице мира», в госпитале «Бишар», — не от руки убийцы, как рассказывает нередко повторяемая в литературе очередная легенда, а от туберкулеза легких, подорвав свое от природы слабое здоровье богемной жизнью и алкоголем. Его образ композитора и человека запечатлен в посвященых его памяти танго «Аролас» и «Тигр бандонеона» Хулио де Каро, «Бандонеон Ароласа» Педро Лауренса, «Его звали Эдуардо Аролас» Энрике Доминго Кадикамо. В 1954 году прах Эдуардо Ароласа был перевезен в Аргентину.