Золотой репертуар пианиста
Предшественники и современники И.С. Баха
Легкие пьесы
для фортепиано
Только для информации!!!
содержание:
И.А.Браудо (1896 — 1970) был замечательным органистом, клавесинистом, пианистом-солистом, ансамблистом, истинным знатоком старинной музыки, учителем многих поколений петербургских педагогов и музыкантов, исполнявших старинную музыку на разных инструментах. Пять десятилетий его имя собирало в концертные залы Петербурга, Москвы, Риги, Таллина, Минска, Еревана и других городов огромное множество почитателей его таланта. В Прибалтике, Германии, Польше, Чехословакии, Франции его ценили как крупнейшего специалиста в области органного исполнительства и органостроения, как опытного клавириста, владеющего тайнами искусства старых мастеров. Велика была впечатляющая сила его интерпретации старинной музыки. Его трактовки, в которых одномоментно сочетались принцип строгости построения формы и принцип свободы произнесения музыки, создавали волнующее впечатление подлинности.
Яркая, насыщенная событиями и свершениями деятельность профессора Браудо
вошла в историю отечественной и в особенности петербургской культуры.
Сын вице-директора Российской Публичной библиотеки, он — по традиции тех
лет, той среды русской интеллигенции, в которой родился и рос, — получил
разностороннее образование и был склонен его умножать и разветвлять. У
него было много учителей в Петербурге, Москве, Киеве (среди них — пианисты
С.Майкапар, А.Страхова, Н.Ильенковский, П.Романовский, М.Баринова, Ф.Блуменфельд,
И.Миклашевский, органисты Я.Хандшин, А.Гольденвейзер, Н.Ванадзин), во
Франции (Л.Вьерн, Ш.Видор) и Германии (Ф.Хайтман, А.Ситтар, Г.Рамин),
и за каждым именем стоит школа и пласт традиции. Вот, наверное, откуда
его изумительное мастерство стилиста и его педагогический "метод
вариантов". Добавим к этому медицинский факультет и философские семинары
в Московском университете, математический факультет Одесского университета.
Склонность к философским умозаключениям, внимание к физиологии движения,
апелляции к математической логике — все это нашло претворение не только
в его практической, но и в научной деятельности, в сравнительно небольшом
числе статей и книг, до сих пор (как книга "Артикуляция") не
имеющих аналогов в нашем музыкознании.
Помимо книги, статей и эссе, И.А.Браудо оставил несколько сборников органных
пьес и полифонических произведений.
Мы предлагаем удобный в пользовании сборник избранных, наиболее распространенных
в педагогической практике инвенций И.С.Баха — двухголосных и трехголосных
(синфоний) — с комментариями И.А.Браудо.
В данном сборнике мы пользуемся следующими обозначениями и указаниями.
Указания метронома, даваемые перед каждым произведением, соответствуют:
первое — исполнению произведения, второе (в скобках) — первым шагам его
разучивания. Указания эти не являются, конечно, точными определениями
единственно правильного темпа. Они указывают, во-первых, на ту область,
в которой каждому исполнителю целесообразно искать верный, по его внутреннему
убеждению, темп, или же, во-вторых, на тот весьма размеренный темп, в
котором целесообразны первые шаги разучивания произведения. Примененный
хотя бы в течение нескольких дней, этот медленный темп оказывается полезным
и избавляет школьника от ряда заблуждений в дальнейшем.
Что касается обозначения штрихов, то в настоящей редакции широко использована
наклонная черточка, указывающая на цезуру между двумя разделами мелодии.
Когда целесообразно сделать ясным начало мелодии, редактором применена
"брошенная" лига.
Динамические оттенки, обозначенным словами (piano, forte и т.д.), относятся
ко всем голосам. Оттенки, обозначенные буквами (р, f), относятся лишь
к одному голосу полифонической ткани.
Цифра в кружке обозначает номер нотного примера в комментариях к пьесе.
И. Браудо