Легкие пьесы - ноты для фортепиано

КОММЕНТАРИИ

Пьесы

МЛАДШИЕ КЛАССЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

 

С. ШЕЙДТ
Вариации на нидерландскую песню (C-dur)

 

 

Своеобразная польза этой пьесы заключается в том, что она содержит обширный полифонический материал (задержания, имитации, штриховые контрасты) при очень простом гармоническом складе.
Музыка темы и вариации очень просты. Однако следует отнестись с полным вниманием ко всем деталям голосоведения.

Три раздела темы помечены буквами А, В, С. Эти обозначения помогут ученику проследить за разработкой указанных трех разделов темы в вариациями.
I вариация. Legato в левой руке противопоставляется цветистым штрихом в правой. Два верхних голоса содержат ритмические и интонационные имитации.
Варьированное изложение второго колена (т. 25) представляет большую трудность. Если эти такты затруднительны даже при весьма неспешном темпе, то, чтобы не потерять для ученика этой весьма полезной пьесы, можно сделать значительные облегчения — убрать нижний голос в терциях восьмыми и шестнадцатыми (терции четвертными сохраняются); также можно снять бас на четвертой четверти в тактах 26 и 28.
III вариация играется сильно и торжественно. В ней ученик вслушивается в разнообразные ритмы.
Нужно обратить внимание на имитации в тактах 1—3, а затем 9—11.
Целесообразно подчеркивать вступающие после двух тактовых пауз группы тенора и баса.
Пьесу можно использовать частично (скажем, тему и одну вариацию), с тем чтобы впоследствии сыграть ее в более полном виде.

 

А. РЭЗОН "Эхо" (d-moll)

 

 

Эта прелестная пьеса полезна тем, что обращена к звуковому воображению ученика и требует поисков значительного количества красок.
"Эхо" начинается задумчивыми, спокойными аккордами, исполняемыми в глубоком легатиссимо. Этой краске соответствуют затем в течение всей пьесы двухголосные (или иногда трехголосные) созвучия сопровождения.
Мелодии, исполняемые правой рукой, с шестого такта располагают тремя красками. Две краски, естественно, нужны для исполнения эха. Первый голос играется свободно и довольно звучно. Второй отражает его в глубоком pianissimo. Затем вступает третий голос, исполняемый не слишком громко, но, в отличие от первых двух, не legato, а постоянным marcato. Чередованию этих трех голосов и посвящена вся пьеса.
Трудно назвать темп, объединяющий все разнообразие и свободу мелодий. Указанный в начале темп больше всего будет касаться вступления. Затем к нему будет постоянно и с известной неуклонностью возвращаться третий голос.
Два других голоса, то есть вызывающий эхо и откликающийся, должны быть исполнены с большой свободой. Поучительность этой пьесы и состоит в постоянном чередовании свободной игры с возвращающимся третьим голосом.
Следует дать возможность каждому из перекликающихся голосов естественно идти к последней интонации, к последнему своему тону.
Трели над третьей четвертью и точкой в этой пьесе следует начинать с нижней ноты и останавливать на четвертой четверти:

Скачать ноты к пьесам

В тех случаях, когда четвертая четверть ударяется в левой руке, трель может быть остановлена и перед четвертой четвертью:

Ноты для фортепиано

 

И.ПАХЕЛЬБЕЛЬ Фугетта (C-dur)

 

 

Эта пьеса — хорошая школа на пути к стаккатированной фуге. Прекрасная подготовка к футе Баха c-moll (из I тома), которую, надо надеяться, учащийся через пару лет сможет разучивать.
Обратим внимание, что знаки, маркирующие сильные времена среди стаккатированных последовательностей, никоим образом не должны превратиться в обращающие на себя внимание акценты. Должны быть слышны не акценты, а ритмически точно исполняемая музыка.
Следует иметь достаточно внимания к четвертям: их необходимо полностью выдерживать и играть tenuto (но без силового акцента).
Украшения:

Скачать нотные сборники

 

Т. МУФФАТ Фугетта (a-moll)

 

 

Четыре фугетты Муффата — нетрудные полифонические пьесы, не использованные в педагогической практике. Они являются прекрасной подготовкой к более трудным многоголосным сочинениям. При изучении их надо иметь в виду следующее обстоятельство. Фугетты, формально говоря, четырехголосны. Однако при увеличении голосов сложение фугетт все более и более принимает характер аккордовых последовательностей. Несмотря на это, в аккордовом сложении поучительно прослушивать детали голосоведения.
В первой фугетте отметим две прелестные ритмические модификации темы. В четвертом такте (в басу) первый тон темы удлинен из восьмой в четверть с точкой. Еще интереснее ритмическое видоизменение следующего вступления баса (т. 7). Тема вступает канонически на второй восьмой такта, и первый ее тон — четверть.
После восходящего затакта в теме осуществляется нисходящее интонационное движение. В согласии с этой направленностью движется и противосложение. Проследим, например, за ходом сопрано: начиная от ля в такте 1, сопутствуя альту, тенору и басу, оно плавно спускается до до в такте 5.
Если принять во внимание, что вступления голосов с темой идут в снижающемся порядке (сопрано, альт, тенор, бас), то станет ясно, что снижение сопрано как бы реализует в мелодической форме общий образ успокоения, характерный для фугетты.
Иногда общая тенденция снижения выражается в ровных поступенных шагах (они отмечены знаком —).

 

Т. МУФФАТ Фугетта (a-moll)

 

 

Вторая фугетта представляет яркий контраст предыдущей. Основной характер темы сильный, стремительный. Однако необходимо сразу же предостеречь ученика, чтобы он не думал, что характер полностью зависит от темпа, то есть что, чем скорее он играет, тем ярче будет впечатление стремительности. Имеет место противоположное. Тема сохранит стремительный и уверенный характер, если ритм ее шестнадцатых и восьмых будет ясен. Если ускорение темпа сопровождается известной потерей ясности, то с ускорением темпа будут падать сила и уверенность, а следовательно, и стремительность движения. (В клавирной музыке, не знающей употребления педали, под стремительным движением понимается движение вполне расчлененное во всех своих деталях, а не движение суммарно безудержное.)
Необходимо подчеркнуть также, что репетиция в теме должна производить не колористическое впечатление, а впечатление вполне четкого, ясного ритма.
Редактор не отрицает возможности смены пальцев на репетируемой ноте. Но ему кажется, что эта смена более применима в целях достижения максимальной быстроты. В данном случае ясности ритмической фигуры легче добиться, репетируя одним пальцем. Важно, чтобы и восьмые и последующие шестнадцатые (в т. 2) исполнялись тем же темпом.
Повторяю, учить эту фугетту нужно очень сдержанно. Правильным темпом будет тот, в котором у ученика все ясно выходит.

 

Т. МУФФАТ Фугетта (a-moll)

 

 

Третья фугетта —и снова новый характер: широкий, уверенный, сильный и сдержанный распев.
Эта строгость и сдержанность подчеркнуты разрешением кадансирующих голосов в созвучие пустой квинты (без терции!).

 

Т. МУФФАТ Фугетта (a-moll)

 

 

Четвертая фугетта имеет скорбный характер. Тема — хроматические нисходящие шаги. Скорбная тема сопровождается противосложением, несущим в себе долю утешения. Нетрудно убедиться, что в этом противосложении содержится двухдольный ритм, который в течение всей фугетты уравновешивается трехдольностью темы:

Ноты к пьесам на фортепиано

Описанные колебания между двухдольным и трехдольным ритмом характерны для всей старинной музыки, и хорошо, что ученик в легкой фугетте встретится с этим типичным оборотом.

 

Г. ГЕНДЕЛЬ Менуэт (B-dur)

 

 

Выписанные повторения служат благодарным материалом для изучения различных способов штриховки, а также инструментовки трехголосия. В первых восьми тактах staccato басов помогает прослушать средний голос. При повторении восьмитакта артикулирование баса и среднего голоса меняется: они исполняются максимально продленным поп legato. Те же приемы применяются и ко второму колену.
Изменения динамики и штрихов баса дают ученику богатый материал для того, чтобы вслушиваться в двухголосие, исполняемое правой рукой.
Украшение:

Фортепиано, пьесы, ноты