И.Бэлза Концертные этюды вариации Ноты

Концерт для фортепиано

произведения композитора Игоря Бэлзы для фортепиано

 

 

Ноты к этюдам и вариациям
Игорь Бэлза
Концертные этюды вариации

для фортепиано
"Музыка", 1989г.
номер 14387

содержание:

 

Имя автора предлагаемого сборника Игоря Федоровича Бэлзы широко известно в нашей стране и за рубежом. Композитор, ученый, публицист, музыкально-общественный деятель. Определить основную область его деятельности чрезвычайно сложно — столь обширно и значительно все им созданное.

Рядом с именем И. Ф. Бэлзы трудно назвать имя другого современного советского ученого-гуманитария, творческие интересы которого были бы столь многообразны, а познания в различных областях истории культуры и литературы столь глубоки. Он — автор ряда ценнейших литературоведческих трудов — исследований о Пушкине, Данте (с 1960 года И. Ф. Бэлза — член Пушкинской комиссии АН СССР, с 1966 — член Дантовской комиссии АН СССР, обеих — со дня их основания, с 1968 — главный редактор сборников "Дантовские чтения"). Одним из первых советских литературоведов ученый опубликовал работы о творчестве М. Булгакова.
Обширна деятельность Игоря Федоровича в области музыковедения. Сотни его работ опубликованы в нашей стране, за рубежом, переведены на многие иностранные языки. Среди них — "Очерки развития чешской музыкальной культуры", "История чешской музыкальной культуры" в 2-х томах, "История польской музыкальной культуры" в 3-х томах, "Исторические судьбы романтизма и. музыка", "Пушкин и Мицкевич в русской музыке", монографии о Шопене, Скрябине, Дворжаке, Монюшко, Огиньском, Марии Шимановской и др.

Многогранная и плодотворная деятельность И. Ф. Бэлзы отмечена различными учеными, почетными и лауреатскими званиями. Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, он известен еще и как почетный доктор философии Карлова университета в Праге (1967), почетный доктор Музыкальной академии имени Ф. Шопена в Варшаве (1983), почетный член Общества имени Ф: Шопена (ПНР, 1976), почетный член Общества имени Г. Венявского (ПНР, 1967), почетный член Плоцкого научного общества (ПНР, 1980), почетный член Союза польских музыкантов-исполнителей (1960), почетный член Общества имени Б. Сметаны (ЧССР, 1957), почетный член Общества имени А. Дворжака (ЧССР, 1958), член правления Международного общества имени Ф. Шопена в Вене (1979), лауреат премии Общества польско-советской дружбы (1957) и др.
На протяжении всей своей творческой деятельности И. Ф. Бэлза ведет большую научно-педагогическую работу. Среди его учеников — известные композиторы и музыковеды.

Игорь Федорович Бэлза родился 8 февраля 1904 года в древнем польском городе Кельце (в то время — территория Российской империи) в русской семье. В 1925 году он окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Б. Лятошинского. В 1925 — 1941 годах молодой музыкант преподает в Киевской консерватории композицию, инструментовку, полифонию, историю музыки, в разные годы руководит музыкальным отделом Киевской киностудии, заведует музыкальным сектором издательства "Мистецтво". С 1942 года И. Ф. Бэлза живет и работает в Москве. Профессор Московской консерватории, главный редактор Музгиза (ныне — издательство "Музыка"), руководитель музыкального отдела газеты "Советское искусство", заведующий сектором культуры соцстран Института истории искусств АН СССР, руководитель группы по изучению истории культуры славянских стран Института славяноведения и балканистики АН СССР — таков далеко не полный перечень творческих обязанностей, выполняемых И. Ф. Бэлзой в разное время.
На протяжении всей своей многогранной деятельности Игорь Федорович не прекращает композиторского творчества. Его перу принадлежит 5 симфоний, симфонические увертюры, камерно-инструментальные ансамбли, струнный квартет, 5 сонат для фортепиано, вокальные сочинения, музыка к кинофильмам (в частности, к известному фильму А. Довженко "Арсенал", вошедшему в золотой фонд лучших советских фильмов).

В настоящем сборнике в связи с 85-летием со дня рождения И. Ф. Бэлзы публикуются его Концертные этюды и Вариации.
Концертные этюды соч. 9 (1929 — 1932) — это, по существу, четыре поэмы для фортепиано.
Цикл создан в 1929 году под впечатлением рисунков знаменитого английского графика Обри Бердсли и первоначально содержал пять программных пьес Вскоре, 12 февраля 1930 года, он прозвучал в Москве в исполнении Е. М. Сливака и в том же году был издан в Лейпциге (без третьей пьесы). В 1932 году И. Ф. Бэлза сделал вторую редакцию цикла, озаглавив его Концертными этюдами и оставив в нем четыре произведения. В этом виде сочинение опубликовано издательством "Музыка" и известно пианистам.
В трактовке жанра этюда композитор следует традиции Шопена и — особенно — Скрябина, под воздействием которого находились многие музыканты первой трети XX века. В то же время в стилистическом отношении Концертные этюды обнаруживают яркую творческую индивидуальность автора, самостоятельность музыкального мышления. Все пьесы цикла достаточно лаконичны по форме и рельефны по характеру музыкального высказывания. Преобладающие типы художественной образности — картинность и повествовательность. Обращает на себя внимание многослойность фортепианной фактуры. С чисто пианистической точки зрения, как прием, используются преимущественно двойные ноты, разложенные аккорды, октавы, аккордовая техника; очень эффектно изложен этюд № 4.

Вариации соч. 24 (1949) написаны под впечатлением трагической смерти Л. А. Половинкина и посвящены его памяти. Масштабность замысла произведения сочетается с компактностью структуры. Суровый пафос, романтическая взволнованность, богатство и разнообразие фактурных приемов — все это делает данное сочинение достойным внимания современных исполнителей и слушателей. Характерная особенность этого вариационного цикла состоит еще в том, что и в самой теме, и в каждой из девяти вариаций примечательную конструктивную функцию выполняет нашедшая широкое применение в композиторской практике XIX — XX веков интонационная ячейка В-А-С-Н. Она возникает в меняющемся мелодико-гармоническом контексте, чаще всего на "поворотных" этапах развития композиционно-логического целого и служит, таким образом, одним из важнейших формообразующих факторов в этом интереснейшем образце отечественной фортепианной музыки середины нашего столетия.
Надо полагать, что настоящий сборник будет с интересом воспринят пианистами, педагогами, учащимися и позволит им украсить свой репертуар представленными здесь произведениями замечательного советского музыканта и деятеля культуры Игоря Федоровича Бэлзы.
С. ДОРЕНСКИЙ

Играть на пианино Скачать ноты

 

Сочинения для пианино
Игорь Бэлза
Избранные сочинения

для фортепиано
"Музыка", 1984г.
номер 12682

содержание:

 

В сборник, публикуемый издательством «Музыка» к восьмидесятилетию со дня рождения известного советского ученого, историка музыки и композитора Игоря Федоровича Бэлзы, вошли его избранные фортепианные сочинения, создававшиеся на протяжении почти шестидесяти лет.

Широкую известность принесла Игорю Федоровичу его научно-исследовательская деятельность в области истории культуры, в первую очередь — музыкальной. Свыше 400 работ И. Ф. Бэлзы опубликовано в нашей стране и за рубежом, переведено на многие иностранные языки. Среди его книг выделяются монографии о Скрябине, Шопене, Дворжаке, Огиньском, Марии Шимановской, трехтомник «История польской музыкальной культуры», двухтомник «История чешской музыкальной культуры», сборники «О славянской музыке» и «О музыкантах XX века», а также работы о Данте, Пушкине, Гофмане и Булгакове.

Помимо звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и ученой степени доктора искусствоведения, Игорю Федоровичу Бэлзе присвоена степень почетного доктора философии Карлова университета в Праге. На протяжении многих лет он является председателем Дантовской комиссии и членом Пушкинской комиссии Академии наук СССР, избран членом- многих научных, литературных и музыкальных обществ Польши и Чехословакии и членом правления Международного общества им. Шопена в Вене. Научную, педагогическую и общественную деятельность автор неизменно сочетает с композиторской, сыгравшей важную роль в его жизни.
Родился И. Ф. Бэлза в древнем польском городе Кельце в русской семье. Детские годы композитора прошли в Варшаве. Музыкальное образование он получил в Киевской консерватории, которую окончил в 1925 году по классу композиции Б. Н. Лятошинского, ученика и друга Р. М. Глиэра. Восприняв у своего учителя традиции танеевской школы, Игорь Федорович сохраняет им верность на протяжении всей творческой жизни.
И. Ф. Бэлза написал ряд оркестровых сочинений: четыре симфонии, увертюру, два ноктюрна и эпитафию памяти своего учителя Б. Н. Лятошинского, поэму «Анчар» для баса с оркестром, концерт для органа с оркестром, струнный квартет, две сонаты для виолончели и фортепиано. Им написаны свыше двадцати романсов на слова Шекспира, Шевченко и русских поэтов, музыка к нескольким кинофильмам (в частности, фильм «Арсенал» А. П. Довженко, выпущенный в 1928 году, — один из первых немых фильмов, к которому специально была написана музыка). Помимо сочинений, вошедших в публикуемый сборник, композитором написаны для фортепиано две сонаты, четыре импровизации, легенда, два ноктюрна, полонез, вариации и концерт для фортепиано с оркестром. Произведения Бэлзы начали издаваться с 1929 года.
Еще в студенческие годы композитора его фортепианным творчеством заинтересовался профессор Киевской консерватории, ученик Сафонова и Бузони, композитор и пианист Г. Н. Беклемишев, который исполнил транскрипцию Анданте из органного концерта. С этого времени произведения И. Ф. Бэлзы вошли в репертуар многих исполнителей. Большую творческую поддержку композитору оказывал и Н. Я. Мясковский, благодаря которому многие сочинения Игоря Федоровича зазвучали на концертной эстраде в нашей стране и за рубежом.
В начале войны И. Ф. Бэлза переехал в Москву, вошел в состав профессуры Московской консерватории, а с 1954 года работает в системе Академии наук СССР.

Отличаясь эмоциональной напряженностью и лаконичностью, сочинения композитора свидетельствуют о несомненном воздействии Скрябина. Эмоциональность эта сочетается с интеллектуализмом музыки, проявляющимся в полифонизацин музыкальной ткани, в том насыщении ее элементами тематизма, которое позволяет достичь, выражаясь словами Танеева, «прочности фактуры». Творческая индивидуальность композитора, проявлявшаяся уже в ранних сочинениях, становилась с годами все более отчетливой.
Композиторскому творчеству И. Ф. Бэлзы присущи высокое профессиональное мастерство, искренность эмоционального выражения и глубина содержания. Как образы произведений, так и интонационный строй свидетельствуют, что эта музыка создана автором, неизменно сохраняющим славянский характер своего творчества и верность национальным традициям русской музыки. Несомненно, широкие круги любителей музыки найдут много интересного, знакомясь с предлагаемым сборником, где гармонично сочетаются высокая художественность и самобытный пианистический стиль.
Заслуженный артист РСФСР, профессор А. Наседкин

Ноты к сочинениям Бэлзы Скачать ноты

 

Литература о Второй симфонии Бородина
Библиотека слушателя концертов
Игорь Бэлза
Вторая симфония Бородина
«Богатырская»

"Государственное музыкальное издательство", 1960г.

Ссылки по теме:

А.Бородин