И.Бэлза Концертные этюды вариации Ноты

Концертный репертуар пианиста

произведения композитора Игоря Бэлзы для фортепиано

 

 

Ноты к этюдам и вариациям
Игорь Бэлза
Концертные этюды вариации

для фортепиано
"Музыка", 1989г.
номер 14387

содержание:

 

Имя автора предлагаемого сборника Игоря Федоровича Бэлзы широко известно в нашей стране и за рубежом. Композитор, ученый, публицист, музыкально-общественный деятель. Определить основную область его деятельности чрезвычайно сложно — столь обширно и значительно все им созданное.

Рядом с именем И. Ф. Бэлзы трудно назвать имя другого современного советского ученого-гуманитария, творческие интересы которого были бы столь многообразны, а познания в различных областях истории культуры и литературы столь глубоки. Он — автор ряда ценнейших литературоведческих трудов — исследований о Пушкине, Данте (с 1960 года И. Ф. Бэлза — член Пушкинской комиссии АН СССР, с 1966 — член Дантовской комиссии АН СССР, обеих — со дня их основания, с 1968 — главный редактор сборников "Дантовские чтения"). Одним из первых советских литературоведов ученый опубликовал работы о творчестве М. Булгакова.
Обширна деятельность Игоря Федоровича в области музыковедения. Сотни его работ опубликованы в нашей стране, за рубежом, переведены на многие иностранные языки. Среди них — "Очерки развития чешской музыкальной культуры", "История чешской музыкальной культуры" в 2-х томах, "История польской музыкальной культуры" в 3-х томах, "Исторические судьбы романтизма и. музыка", "Пушкин и Мицкевич в русской музыке", монографии о Шопене, Скрябине, Дворжаке, Монюшко, Огиньском, Марии Шимановской и др.

Многогранная и плодотворная деятельность И. Ф. Бэлзы отмечена различными учеными, почетными и лауреатскими званиями. Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, он известен еще и как почетный доктор философии Карлова университета в Праге (1967), почетный доктор Музыкальной академии имени Ф. Шопена в Варшаве (1983), почетный член Общества имени Ф: Шопена (ПНР, 1976), почетный член Общества имени Г. Венявского (ПНР, 1967), почетный член Плоцкого научного общества (ПНР, 1980), почетный член Союза польских музыкантов-исполнителей (1960), почетный член Общества имени Б. Сметаны (ЧССР, 1957), почетный член Общества имени А. Дворжака (ЧССР, 1958), член правления Международного общества имени Ф. Шопена в Вене (1979), лауреат премии Общества польско-советской дружбы (1957) и др.
На протяжении всей своей творческой деятельности И. Ф. Бэлза ведет большую научно-педагогическую работу. Среди его учеников — известные композиторы и музыковеды.

Игорь Федорович Бэлза родился 8 февраля 1904 года в древнем польском городе Кельце (в то время — территория Российской империи) в русской семье. В 1925 году он окончил Киевскую консерваторию по классу композиции Б. Лятошинского. В 1925 — 1941 годах молодой музыкант преподает в Киевской консерватории композицию, инструментовку, полифонию, историю музыки, в разные годы руководит музыкальным отделом Киевской киностудии, заведует музыкальным сектором издательства "Мистецтво". С 1942 года И. Ф. Бэлза живет и работает в Москве. Профессор Московской консерватории, главный редактор Музгиза (ныне — издательство "Музыка"), руководитель музыкального отдела газеты "Советское искусство", заведующий сектором культуры соцстран Института истории искусств АН СССР, руководитель группы по изучению истории культуры славянских стран Института славяноведения и балканистики АН СССР — таков далеко не полный перечень творческих обязанностей, выполняемых И. Ф. Бэлзой в разное время.
На протяжении всей своей многогранной деятельности Игорь Федорович не прекращает композиторского творчества. Его перу принадлежит 5 симфоний, симфонические увертюры, камерно-инструментальные ансамбли, струнный квартет, 5 сонат для фортепиано, вокальные сочинения, музыка к кинофильмам (в частности, к известному фильму А. Довженко "Арсенал", вошедшему в золотой фонд лучших советских фильмов).

В настоящем сборнике в связи с 85-летием со дня рождения И. Ф. Бэлзы публикуются его Концертные этюды и Вариации.
Концертные этюды соч. 9 (1929 — 1932) — это, по существу, четыре поэмы для фортепиано.
Цикл создан в 1929 году под впечатлением рисунков знаменитого английского графика Обри Бердсли и первоначально содержал пять программных пьес Вскоре, 12 февраля 1930 года, он прозвучал в Москве в исполнении Е. М. Сливака и в том же году был издан в Лейпциге (без третьей пьесы). В 1932 году И. Ф. Бэлза сделал вторую редакцию цикла, озаглавив его Концертными этюдами и оставив в нем четыре произведения. В этом виде сочинение опубликовано издательством "Музыка" и известно пианистам.
В трактовке жанра этюда композитор следует традиции Шопена и — особенно — Скрябина, под воздействием которого находились многие музыканты первой трети XX века. В то же время в стилистическом отношении Концертные этюды обнаруживают яркую творческую индивидуальность автора, самостоятельность музыкального мышления. Все пьесы цикла достаточно лаконичны по форме и рельефны по характеру музыкального высказывания. Преобладающие типы художественной образности — картинность и повествовательность. Обращает на себя внимание многослойность фортепианной фактуры. С чисто пианистической точки зрения, как прием, используются преимущественно двойные ноты, разложенные аккорды, октавы, аккордовая техника; очень эффектно изложен этюд № 4.

Вариации соч. 24 (1949) написаны под впечатлением трагической смерти Л. А. Половинкина и посвящены его памяти. Масштабность замысла произведения сочетается с компактностью структуры. Суровый пафос, романтическая взволнованность, богатство и разнообразие фактурных приемов — все это делает данное сочинение достойным внимания современных исполнителей и слушателей. Характерная особенность этого вариационного цикла состоит еще в том, что и в самой теме, и в каждой из девяти вариаций примечательную конструктивную функцию выполняет нашедшая широкое применение в композиторской практике XIX — XX веков интонационная ячейка В-А-С-Н. Она возникает в меняющемся мелодико-гармоническом контексте, чаще всего на "поворотных" этапах развития композиционно-логического целого и служит, таким образом, одним из важнейших формообразующих факторов в этом интереснейшем образце отечественной фортепианной музыки середины нашего столетия.
Надо полагать, что настоящий сборник будет с интересом воспринят пианистами, педагогами, учащимися и позволит им украсить свой репертуар представленными здесь произведениями замечательного советского музыканта и деятеля культуры Игоря Федоровича Бэлзы.
С. ДОРЕНСКИЙ

Играть на пианино Скачать ноты