А. Бирмак - О художественной технике пианиста

Глава IV

О МЕТОДЕ ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Пособия по фортепиано



Ноты, пособия, литература по фортепиано

 

УСЛОВИЯ. ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА ПИАНИСТА

 

 

В работе над музыкальным произведением необходимо учитывать следующие условия: систематичность, последовательность, сознательность, прочность, наглядность. У каждого человека трудоспособность различная. Она связана с волевыми качествами, тренированностью, состоянием здоровья, наконец, с обстановкой, в которой проходит работа.
От систематичности в большой степени зависит прочность знаний и навыков. Пропуск занятий, несистематичность пагубно отражаются на формировании пианиста и, в частности, на развитии его техники. Нарушения режима труда, когда пианист не играет несколько дней, а потом, пытаясь наверстать упущенное, занимается много часов подряд, может привести к переутомлению. Чаще всего именно такие причины являются основой болезней рук. Наоборот, систематичность способствует формированию условных рефлексов, создающих у человека потребность в деятельности в определенное время.
Последовательность состоит в том, чтобы в любом виде обучения, включая и музыкальное, все новое было в какой-то степени подготовлено, а накопление знаний естественно и последовательно вытекало из предыдущего опыта. Тогда эти новые знания воспринимаются легче и быстрее.
Настаивая на последовательности в работе, Павлов писал: «С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки, прежде чем пытаться взойти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего» [30, 50].
На первых этапах обучения ученик еще не умеет разбираться в содержании, форме и стиле произведения, определять характер музыкальных образов, находить нужные приемы и т. п.; он многого «не слышит» и не понимает.

Тонкость и глубина восприятия и представления появляются в результате опыта, знаний, которые накапливаются постепенно и последовательно.
Например, вырабатывая пальцевую технику, лучше не начинать сразу с техники leggiero, требующей известной подвижности, связанной с развитием двигательного качества быстроты в нервно-мышечном аппарате. Целесообразнее начинать с менее сложной техники martellato, основанной на движениях всей руки, не требующих столь тонкой дифференцировки.
Попытка добиться с самого начала обучения самостоятельной работы пальцев, нередко приводит к тому, что у ученика, не умеющего правильно сочетать основные и сопутствующие движения, не подготовленного к такой дифференцировке, возникают зажимы. Поэтому современная методика обучения фортепианной игре рекомендует вначале давать упражнения на свободное падение, выработку у ученика ощущения переноса нагрузки от верхних частей руки на пальцы и с пальцев снова на поддержку руки в плече.
Принцип последовательности заключается в том, чтобы, закрепляя достигнутое, «поднимать» знания и навыки на более высокую ступень. Для этого бывает полезно дать ученику произведение немного труднее уровня его технических возможностей. Но не рекомендуется исполнять такие пьесы публично, так как при эстрадном выступлении для уверенности и спокойствия ему нужно иметь известный «технический запас». Следует учитывать степень подвинутости ученика, индивидуальные и возрастные особенности. Если форсирование в техническом отношении грозит перенапряжением пианистического аппарата, то насилие в области психики тем более опасно, так как оно может привести к нервному истощению.
Ученику, не обладающему достаточной зрелостью и технической подготовкой, нельзя давать слишком рано психологически сложные произведения, как например, Соната ор. 27 Бетховена («Лунная»), сонаты Шопена и т. п., которые требуют известной исполнительской зрелости.

Несомненно, и здесь бывают исключения. Так, например, Я. Хейфец еще юношей замечательно играл Скрипичный концерт Глазунова — произведение сложное во всех отношениях.
Иногда ученики, не обладающие достаточной волей и терпением, сокращают первые этапы работы, пытаясь скорее перейти к охвату всего произведения в целом. Они пытаются слишком рано исполнять произведение в настоящем темпе, часто не замечая многих погрешностей или не придавая им значения. Появляющиеся при этом неточности в тексте, ритме, фальшивые ноты и нечеткость в технических пассажах неизбежно приводят к небрежности и дилетантизму.
Требуя от учеников последовательности в работе. Лист предостерегал их от излишней торопливости в стремлении овладеть мастерством: «Будьте терпеливы в своей работе — вы все испортите, если захотите двигаться слишком быстро. Разумно направленные ваши старания увенчаются успехом. Если же вы захотите поскорее все заполучить, то потеряете даром время и ничего не достигнете» [7, 51].
Однако высказывания Листа не следует понимать как поощрение метода, при котором ученики могут слишком долго задерживаться на одних и тех же произведениях. Это не только не приносит пользы, но, наоборот, тормозит развитие ученика. В работе теряется фактор новизны, активизирующей внимание, в игре появляются небрежность и механичность, в исполнении исчезает свежесть чувств.
Огромное знамение в обучении имеет сознательность. Николай Рубинштейн, по воспоминаниям Р. Геника, считал, что «машннообразной пальцевой работой ничего не достигнешь. Механическое упражнение остается сухим и бесцельным, если в его основе не лежит работа головы. Когда же пальцы и голова идут рука об руку, то естественным следствием этого духовного напряжения явится утомление и изнеможение — признак необходимости прекращения работы, если вы не хотите в течение последующих часов разучиться тому, что вы выучили за четвертый час.» (см. 2, 234—235).

Поэтому пианисту требуется строгий режим труда. Ученики младшего возраста могут сосредоточиться не более чем на 20—30 минут; школьники —45—50 минут; взрослые обычно работают с полной сосредоточенностью не более 2—3 часов подряд. Рассеянность, наступающая после напряженного умственного труда, свидетельствует о возникновении «охранительного» торможения (Павлов), которое появляется как предупреждение перед утомлением. В этом состоянии ученик уже не может быстро реагировать на указания педагога. При появлении таких признаков надо обязательно дать ученику отдых.
В знаниях и навыках необходимо вырабатывать прочность. Известно, что материал, который более доступен ученику, усваивается прочнее. Неосмысленные, механически заученные, не систематизированные знания и навыки требуют больше труда и времени и быстрее забываются.
В прочности усвоения большое значение имеет наглядность. В фортепианной педагогике наглядность связана с музыкальным показом. Показ требует учета возраста, способностей и подвинутости ученика.
Показывая фразировку, звук или технические приемы, педагог должен удостовериться в том, что ученик правильно понял его. Для этого музыкальный показ должен быть конкретным и убедительным. Небрежность, неточность звучания или приема, неясность объяснения могут вызвать у ученика неправильное представление как о содержании музыки, так и о приемах.
В выработке навыков, обеспечивающих оптимальную работоспособность и эффективные результаты, можно рекомендовать несколько условий, которые в свое время выдвигал физиолог Н. Введенский.
Во всяком труде необходимо вхождение в него, врабатываемость. Такая «разминка» нужна но всех видах двигательной деятельности; нужна она и музыканту-исполнителю. Мышцы требуют определенною «разогрева», без которого быстрое движение осуществляется труднее и могут возникнуть зажимы, приводящие к общей скованности.
Поэтому в работе при переходе от медленного темпа к быстрому обязательно нужна постепенная «разминка». Без подготовки пианистического аппарата к быстроте появляются неточности, скованность и срывы в движении и в исполнении.

Работа нервно-мышечного аппарата требует мерности и ритма. Слишком быстрые и неровные движения утомляют значительно больше, так как вызывают слишком частое и неритмичное поступление нервных импульсов. Это явление связано с нарушением уравновешенности в ритме возбудительного и тормозного процессов. Течет движение легче и свободнее в определенном темпе и в привычном ритме.
Навыки вырабатываются легче всего в условиях привычной деятельности, что связано с планированием работы во времени. При этом условно-рефлекторные связи формируются быстрее н легче. Известно, что Чайковский установил в своей работе определенный режим, независимо от того, было ли у него творческое настроение. Л. Есипова ежедневно начинала заниматься на рояле в 8 часов утра. Такое планирование способствует появлению в определенное время условных рефлексов, которые содействуют лучшему и более быстрому формированию навыков.
Чрезвычайно важно также правильное чередование труда и отдыха и смена одних форм труда другими. Особенно благоприятно сказывается смена умственного и физического труда.
Известно, что Павлов в перерывах между умственной работой занимался физическим трудом, ухаживая за растениями в саду. Такой активный отдых способствует переключению нервной энергии с одних нервных центров на другие, что положительно сказывается и на творческой работе пианиста.
О том, сколько сил и энергии затрачивает пианист, можно судить по указываемой таблице проф. И. Окуневского, анализировавшего работу пианиста-исполнителя [29, 18]:

Условия труда пианиста


Из этого ясно, сколь важны условия правильного режима как в технической работе пианиста, так и при подготовке к концертному выступлению. Вот что пишет об этом Г. Нейгауз:
«Когда я после концерта (или ряда концертов) иногда размышлял о том, почему концерт был такой, а не другой, я очень легко устанавливал причинную связь между качеством концерта и предшествовавшим ему образом жизни и стилем работы. И вот, всегда почти оказывалось, что самой для меня важной предпосылкой удачного концерта является предварительный отдых, бодрое хорошее состояние здоровья, свежесть души и тела» [26, 230]..
Во всех случаях, особенно в период подготовки перед выступлением, необходим правильный режим, который помогает сберечь не только физические, по, что еще важнее, психические силы, нервную систему исполнителя.
Нельзя также много заниматься на рояле в день концерта и играть всю программу с эмоциональным подъемом. Перед выступлением нужно, чтобы исполнитель отдохнул «психически», чтобы нервная система его была в состоянии равновесия.

Рациональный режим дает необходимую мобилизацию сил и создает предпосылки для возникновения творческого подъема, появления «доминанты творчества».
Педагогическая работа — это неустанное творчество, совершенствование своих методов, углубленное изучение способностей, личности ученика и вдумчивый подход к его воспитанию. «Талантливый педагог и бездарный ученик столь же малопроизводительное сочетании как бездарный педагог и талантливый ученик»,— писал Г. Нейгауз [26, 190].
Безусловно, каждому и особенно способному ученику нужен хороший педагог. Если между учеником и учителем нет взаимопонимания, если не вспыхнула «вольтова дуга» творческого контакта — совместная работа их будет бесплодной. Непонимание этого условия погубило немало дарований.