В помощь педагогу-музыканту
В книге рассказывается о жизненном и творческом пути австрийского композитора и видного педагога первой половины прошлого столетия, характеризуются его основные педагогические принципы.
"Мы по достоинству еще не оценили Черни",
— писал И. Брамс. Эта мысль, высказанная в XIX веке, справедлива и в настоящее
время. По-прежнему мы располагаем весьма ограниченными сведениями о творческих
устремлениях и методических принципах одного из виднейших музыкантов первой
половины прошлого столетия. Более того, далеко не в полном объеме известны
фортепианные сочинения Черни, в том числе сборники его полезнейших инструктивных
этюдов и упражнений.
Карл Черни был выдающимся фортепианным педагогом, из школы которого вышли
такие музыканты-виртуозы, как Лист, Лешетицкий, Д'Альбер, Зилоти, Есипова.
Перу Черни принадлежит более тысячи произведений (861 опус) в различных
жанрах, среди них множество симфоний, сонат, трио, квартетов, этюдов и
упражнений, а также фундаментальных методических трудов. Однако даже этот
перечень дает лишь приблизительное представление о плодовитости автора:
отдельные опусы включают несколько десятков тетрадей.
В лице К. Черни гармонично сочетались и взаимодополняли друг друга композитор,
пианист, педагог, преследующий определенные просветительские цели. Его
деятельность в плане просветительства была прежде всего направлена на
пропаганду творчества глубоко почитаемого им Бетховена, фортепианные сочинения
которого составляли неотъемлемую часть концертных программ Черни: так,
в 1806 году он впервые исполнил С-dur'ный концерт Бетховена, а в 1812
— с большим успехом Пятый, Es-dur'ный. Черни переложил для фортепиано
симфонии Бетховена, и именно ему композитор доверил сделать фортепианный
вариант единственной и страстно любимой своей оперы "Леонора"
(1805). Черни способствовал также широкому распространению произведений
выдающихся композиторов XVII — XIX веков; он аранжировал в две и в четыре
руки оратории Шютца, Генделя, кантаты И.С. Баха, симфонии Шпора, Гайдна
и Моцарта; впервые осуществил редакции сонат Д. Скарлат-ти, "Хорошо
темперированного клавира" и других полифонических сочинений И.С.
Баха. Черни перевел на немецкий язык школу Л. Адама "Метода или общий
принцип аппликатуры на фортепиано", 4-х томный труд А. Рейхи "Полный
учебник музыкальной композиции", а также "Искусство пения в
применении к фортепиано" С. Тальберга. Черни переработал совместно
с А. Мюллером клавикордную школу Г.С. Лелейна (1773); редакция этой школы
вышла в 1825 году под названием "Grose Fortepiano-Schule". Большой
заслугой Черни является и то, что им создана своего рода фундаментальная
энциклопедия "Обзор всей музыкальной истории", где в хронологическом
порядке представлены сведения о крупных композиторах всех времен и народов.
Наконец, Черни оставил и несколько поэтических опусов. Нельзя не удивляться
такой кипучей, разносторонней деятельности и столь феноменальной работоспособности.
Биографический очерк
Педагогические взгляды К. Черни
Энциклопедия фортепианной техники
Этюды Черни в отечественной музыкальной педагогике
Список литературы
Нотография