Карл Черни и его этюды - биография композитора

Этюды, пьесы К. Черни (ноты)



Ноты, пособия, литература

 

Этюды Черни в отечественной музыкальной педагогике

 

 

Уже обращалось внимание на то, что подавляющее большинство пианистов училось и учится в основном на этюдах Черни, собранных и отредактированных Г. Гермером, на сочинениях из ор. 299 1 и 740. Мы не отрицаем структурных и мелодических достоинств, а также технической эффективности названных опусов. Тем не менее этими сборниками ни в коей мере не исчерпывается богатейшее этюдное наследие Черни. Остановимся подробнее на менее распространенных в нашей педагогике опусах 161, 337, 355, 365, 399, 802 и 834.

"48 этюдов в форме прелюдий и каденций", ор. 161, подобно 4-й тетради из популярной "Школы беглости", могут быть рекомендованы ученикам 6 — 7 классов детских музыкальных школ. Однако круг поставленных технических проблем и исполнительских задач в ор. 161 значительно шире, чем в ор. 299. Ор. 161 содержит ценный материал для воспитания разносторонних пианистических навыков. Наряду с произведениями, идущими в характерном для инструктивных этюдов быстром движении, здесь представлены сочинения, написанные в темпах Andante, Maestoso и Lento. Эти этюды, в основном с многоплановой фактурой, призваны прежде всего совершенствовать музыкально-интерпретаторские, а не моторные качества исполнителя; они ставят определенные фразировочные задачи, приучают добиваться различной окраски элементов музыкальной ткани. Некоторые из них побуждают учеников к поискам тонких тембровых градаций. В этом отношении интересны произведения, где используется преимущественно верхний, "стеклянно" звучащий регистр фортепиано; такие этюды почти целиком изложены в скрипичном ключе.
Сочинениям из ор. 161 присуща лаконичность (занимают они не более одной страницы), в том числе и тем, которые написаны в не свойственной для инструктивных этюдов Черни трехчастной форме с контрастной по фактуре средней частью. Произведения из настоящего сборника отличаются также тем, что партии обеих рук здесь равноправны, причем типы фортепианного изложения в каждой из них часто различны. В ор. 161 следует особо отметить единственный в своем роде этюд № 25, предназначенный для развития техники martellato, где партия правой руки изложена в C-dur, а партия левой в H-dur — весьма смелый для 30-х годов прошлого века стиль письма.
"Школа стаккато и легато", ор. 335 была задумана Черни как продолжение "Школы беглости"; по степени трудности она действительно представляет собой следующую ступень после ор. 299. "Школа стаккато и легато" призвана подготовить учащегося ко всевозможным видам фортепианного туше. В каждом из 50 этюдов ор. 335 технические проблемы ставятся в тесной взаимосвязи с артикуляционными и динамическими задачами. Конечно, отмеченная особенность свойственна и другим этюдам Черни. Но в ор. 335 она выявлена наиболее ярко; изучая произведения этого опуса, пианист убеждается в том, насколько разнообразна красочная палитра средств внутри каждого из трех основных видов артикуляции — legato, staccato и halbstaccato.

"40 ежедневных этюдов", ор. 337 могут быть рекомендованы ученикам последнего класса ДМШ, а также студентам первых курсов музыкальных училищ. В этом опусе представлены разнообразные типы фортепианной фактуры и, в частности, виды техники, связанные с подкладыванием 1-го пальца — всевозможные диатонические и хроматические гаммы, арпеджио. В ор. 337 входят этюды на двойные ноты, репетиции, скачки, на октавно-аккордовую технику, тремоло, технику martellato, а также сочинения, призванные подготовить к многоэлементной фактуре. В отличие от опусов 299, 335, 740, в большинстве этюдов из ор. 337 технические трудности сосредоточены в партиях обеих рук (фактура обычно однотипная); кроме того, многие сочинения воспитывают навыки техники переключения.
Исполнитель, таким образом, имеет возможность овладеть несколькими видами фортепианного изложения, работая лишь над одним этюдом.
"Школа украшений, форшлагов, мордентов и трелей", ор. 335 соответствует возможностям студентов музыкальных училищ. Само название опуса раскрывает целенаправленность сборника; со свойственной ему тщательностью Черни здесь разработал различные типы украшений в разнообразных фактурных и динамических вариантах. Подобного сборника мы не найдем ни у одного из авторов первой половины прошлого века. Некоторые сочинения в ор. 355 необычны по фактуре. В самом деле, не так часто можно встретить этюды, в основе которых лежат последования форшлагов, непрерывно разрабатываемых на протяжении всего произведения (этюд № 2); или форшлаги, образующие арпеджированные аккорды (этюд № 5), а также скачки с форшлагом (этюд № 12).

"Школа виртуозности", ор. 365 может быть рекомендована тем, кто занимается в старших классах специальных музыкальных школ, а также студентам III — IV курсов музыкальных училищ. В оценке сборника нельзя не согласиться с одним из его редакторов К. Кюнером, справедливо считавшим, что в ор. 365 сосредоточен чрезвычайно богатый в техническом отношении материал и что здесь с особенной яркостью реализован педагогический опыт Черни. По мнению Кюнера, "трудно создать новый сборник этюдов, который превзошел бы по эффективности << Школу витруозности»" '.
Действительно, ор. 365 в изобилии содержит разнообразнейшие технические формулы, свойственные музыкальной литературе второй четверти XIX в. Более того, в этом опусе представлены типы фортепианного изложения, которые редко встречаются в других этюдных сборниках Черни: мы имеем в виду глиссандирующие пассажи терциями, секстами, октавами, хроматические гаммообразные фигурации, исполняемые тремя пальцами — 3, 4, 5; тритоновые последовательности, а также линейные пассажи со сложной интервальной структурой. Одна из причин исключительной эффективности этюдов ор. 365 заключается, на наш взгляд, в том, что в данном сборнике Черни почти все сочинения требуют смены позиции руки с широкой на узкую. Ряд этюдов из "Школы виртуозности", равно как и из ор. 337, приобщает к технике переключения, причем новая техническая формула обычно дана в иной, по сравнению с первоначальной, тональности. Широко используется в ор. 365 и прием транспозиции одного и того же вида фортепианного изложения (а также производного от него) в тональности, весьма далекие от исходной. Этот метод способствует развитию гибких моторных навыков пианиста; впоследствии он нашел большое применение в сборниках упражнений Таузига и Листа.

"Школа для левой руки", ор. 399. Благодаря изучению этюдов (или "больших упражнений", как их назвал автор) из этого опуса, исполнитель может компенсировать то несколько одностороннее развитие техники, которое он получает, работая над наиболее распространенными этюдными сборниками Черни — ор. 299 и ор. 740, где предпочтение часто отдается правой руке, а левой отводится роль аккомпанемента.
Этюды из ор. 399 отличаются виртуозным размахом и сравнительно большим объемом (6 — 7 страниц); в отличие от некоторых других сборников Черни, этот опус воспитывает значительную техническую выдержку и исполнительскую свободу. Очевидно, сочинения ор. 399 по силам лишь ученикам старших классов специальных музыкальных школ и студентам музыкальных училищ.

"Ежедневные пальцевые упражнения" ор. 802 можно рекомендовать студентам музыкальных училищ. В ор. 802 технические проблемы дифференцированы по тетрадям. В первой — пианист найдет редко встречаемые в других сборниках Черни упражнения на растяжение. Некоторые из них построены на основе "широких" арпеджио. Эти номера могут служить отличным подспорьем для овладения фактурой, характерной для произведений Шопена, Листа и Брамса. Вторая тетрадь посвящена развитию техники двойных нот в различных фактурных ситуациях. Упражнения из третьей тетради разносторонне подготавливают к овладению октавно-аккордовой техникой. Здесь и диатонические гаммы октавами, которые нужно исполнить legato, применяя подмену пальцев, и хроматические последовательности "слепых" октав, и репетиционные октавы, и различного рода диатонические, хроматические октавные фигурации, и всевозможные типы аккордов. Столь широко октавно-аккордовая техника не представлена, пожалуй, ни в одном другом сборнике упражнений Черни.
"Высшая ступень виртуозности", ор. 834 предназначена для совершенствования исполнительских навыков сравнительно подвинутых в техническом отношении пианистов. На примере этого опуса можно лишний раз убедиться в том, что в понятие "Высшая ступень виртуозности" у Черни входит не одна лишь механическая беглость и ловкость пальцев, а владение искусством артикуляции, разнообразными динамическими красками. В подзаголовках к этюдам ставятся определенные технические и артикуляционные задачи: например, исполнить "арпеджированные аккорды в самом быстром темпе отчетливым «жемчужным» звуком", или "добиться легкой и равномерной подвижности большого пальца в сочетании с блестящей беглостью" '. В этом смысле ор. 834 представляет собой логическое продолжение ор. 335. В отличие от многих других сборников в ор. 834 содержатся этюды на разнообразные полиритмические комбинации, например пять долей на две; семь на две, на три; пять на три.

Таким образом, каждый из названных восьми опусов Черни обладает несомненными достоинствами. Чем объяснить тот факт, что эти ценные сборники остались вне поля зрения широкого круга педагогов-музыкантов? Одна из причин, бесспорно, кроется в том, что этюды и упражнения из опусов 161, 335, 337, 355, 365, 399; 802, 834 у нас не издавались 2. Однако дело, на наш взгляд, не только в этом.
Нельзя отрицать того факта, что к этюдам, подготавливающим к романтической технике, учащиеся обращаются менее охотно (исключение составляют, пожалуй, этюды Мошковского), чем к сочинениям, разрабатывающим классическую фортепианную технику. Вполне понятно стремление как можно раньше соприкоснуться с шедеврами композиторов-романтиков, однако для этого надо обладать и соответствующей технической формой и ранее приобретенными исполнительскими качествами. В противном случае — желание ученика находится в явном противоречии с его пианистическими возможностями; в результате художественные этюды Шопена, Шумана и Листа превращаются в материал исключительно для тренировки пальцев, а об интерпретации этих сочинений не может быть и речи.
Обратимся в качестве примера к этюдам № 2, ор. 10 Шопена и № 19, ор. 365 Черни. В основе этих сочинений лежат однотипные технические формулы (см. пример 7). Как и большинство упражнений Черни вспомогательного характера, этюд № 19, ор. 365 значительно уступает по сложности фактуры сочинению, к которому он призван подготовить. В этюде Черни, в отличие от произведения Шопена, вид фортепианного изложения не остается неизменным, причем фактурные варианты различны по степени трудности, что создает возможность для периодического отдыха тех или иных мышц руки и свидетельствует в пользу его технической доступности. В начале этюда № 19 из ор. 365 — хроматические гаммообразные последовательности, в которых используется прием перекладывания 3—4— 5-го пальцев; затем следуют хроматические гаммы, исполняемые приемом подкладывания первого пальца; в конце этюда появляются ступенчатообразные хроматические фигурации. Как видим, целесообразность работы над этим этюдом Черни в качестве предварительного этапа изучения художественного произведения не вызывает сомнения. Исключение не составляют и другие его этюды и упражнения.
Многие учащиеся при освоении сочинений Черни заняты в основном техническими проблемами в узком понимании этого слова. Ни артикуляционным, ни динамическим задачам должного внимания не уделяется; тем самым не только значительно обедняется смысл и назначение этюдов Черни, но и по существу неполноценно решается поставленная композитором фактурная проблема, ибо работа над произведением протекает механически, без активизации слуха.

Не может удовлетворить и темп, в котором обычно играют этюды Черни. Они приобретают другую окраску и даже иной характер, если их исполнять в темпе, задуманном автором, — только тогда этюды становятся искрящимися виртуозными произведениями. Несомненно, что большую пользу принесет технически совершенное овладение легким этюдом, нежели игра сложного сочинения в явно замедленном по сравнению с авторским указанием темпе.
Эпиграф "Каково употребление, такова и польза" Черни предпослал своей фундаментальной "Школе", ор. 500. Это афористическое высказывание можно отнести к любому из сборников его произведений; полезно помнить о нем и каждому учащемуся, работающему над этюдными сочинениями.
Творчество Черни — блестящего педагога, замечательного классика жанра этюда — еще во многом и для нас, современных исполнителей, продолжает оставаться непочатой кладовой пианистических навыков, является поистине незаменимой ступенью на пути к овладению фортепианным мастерством и постоянного совершенствования в этом сложнейшем виде искусства.