А.Корелли - Ноты для фортепиано

Ноты для скрипки

Произведения итальянского композитора в переложении для фортепиано

 

 

Сборник произведений Корелли
Арканджело Корелли
Сборник отрывков из сонат и концертов

переложение и редакция Ж.Лёв для фортепиано
"Государственное музыкальное издательство", 1933г.
номер 13586

содержание:

 

ОТ РЕДАКЦИИ
 
Выпуск серии легких переложений для фортепиано ставит целью обновить и расширить педагогический репертуар для первых лет обучения, путем специального подбора художественной музыкальной литературы различных эпох и композиторов.
Серия охватывает произведения Бетховена (шотландские песни в обработке А. Александрова), итальянских композиторов XVII — XVIII столетий (обработка С. Фейнберга), Мусоргского (обработка В. Крюкова), Бородина (отрывки из оп. «Князь Игорь» в обработке Ракова), Леопольда Моцарта («Нотная тетрадь для Вольфганга» обработка Руббаха), Корелли (предлагаемый сборник),и др.
Отрывки, вошедшие в данный выпуск, обработаны и редактированы в средине XIX столетия германским педагогом, автором этюдов и небольших пьес Жозефом Лёв (Josef Low). Выбор пьес сделан из различных сонат и сюит для одной или двух скрипок с цифрованным басом1 или из оркестровых концертов (так называемых concerti grossi).

Корелли был одним из крупнейших итальянских инструментальных композиторов. Его влияние, как и влияние других итальянских мастеров инструментальной музыки того времени, распространялось далеко за пределы Италии и затронуло музыкальное искусство всей Западной Европы, в особенности германскую музыку.
Представление о музыке XVII—XVIII столетий неизменно и вполне справедливо вызывает у нас по ассоциации имена Баха и Генделя. Действительно, их значение, как со стороны культурно-исторической, так и со стороны педагогико-воспитательной—огромно.
Однако, недостатком в изучении этих двух композиторов нужно считать то, что их творчество изолируется от всёй музыкальной эпохи, от их старших современников и предшественников, которые оказали сильнейшее влияние на формирование стиля обоих названных композиторов. Изучение творчества большого художника изолированно от творчества его современников влечет за собой неправильную, идеалистическую историческую перспективу. А именно, этот художник начинает казаться неким сверхчеловеком, стоящим вне законов развития общества.
В силу всех указанных выше соображений, мы считаем необходимым внести значительно большее разнообразие в репертуарный план исполнителей различных специальностей, начиная с возможно более ранних ступеней.
Втечение первых лет обучения на фортепиано у нас проходятся почти исключительно образцы германской музыкальной культуры, выдвинувшей плеяду мировых классиков (Гайдн, Моцарт, Бах, Гендель, Бетховен, Шуберт, Шуман и др.) С другой стороны, произведения: Бера, Бейера, Беренса, Шпиндлера, Бургмюллера, Леве, Биль—из второстепенных композиторов так называемых «инструктивных» сочинений. Изучение произведений первого приведенного ряда композиторов—крайне необходимо и желательно. Однако ограничение репертуара почти исключительно пределами германской музыкальной культуры—неправильно. Односторонний подбор репертуара в первые годы обучения способствует выработке в дальнейшем односторонней музыкально-исторической и исполнительской перспективы.
Издаваемые обработки отрывков из произведений А. Корелли преследуют цель расширения границ музыкального наследия в области фортепианного репертуара. Включенные в сборник пьесы дают несложные образцы для ознакомления с интереснейшим творчеством великого итальянского композитора XVII—XVIII столетий и изучением особенностей стиля итальянской инструментальной музыки того времени.
Основными чертами этой музыки являются ее мелодическая выразительность, наличие напевных моментов, несложный контрапунктический рисунок, большая доля здорового веселья и изящества, молодой задор и танцовальиость.
Все это такие свойства, которые делают издаваемые пьесы сборника не только прекрасным исполнительско-педагогическим материалом, но и пособием для музыкальных кружководов и массовых работников (материал для иллюстрации на собесе-лованиях музыкально-исторического характера, для организации массовых танцев и т.д.
Несколько слов о некоторых особенностях исполнения данных переложений оркестровых отрывков.

Специфической чертой оркестрового стиля европейской полифонической музыки XVII—XVIII столетий является частое перекрещивание голосов. При подобном перекрещивании ведущее значение, как правило, остается за партией первой скрипки— в дуэте, или партией первых скрипок— в оркестре. Эта композиционная особенность создает специальную пианистическую трудность: уменье при переплетении голосов не потерять выделить ведущую мелодическую линию (см. например, десятый номер нашего сборника, первую и вторую строки). На эту особенность, реже встречающуюся в музыке XIX столетия, нужно обратить серьезное внимание с самого начала. Педагог и учащийся должны придумать специальные подготовительные упражнения для преодоления данной трудпости.
Характерным и интересным, с точки зрения композиционной и исполнительской, является прием метрической метаморфозы, получаемой от частого соединения следующих метрических фигур в трехдольном размере.

Правильное исполнение подобных эпизодов требует четкого осознания учащимся этих особенностей.
Принцип цифрованного баса предоставлял исполнителю известную свободу в смысле конкретной звуковой расшифровки сопровождения. Это касается прежде всего октавных удвоений басового голоса. В этом отношении было бы неправильно предписать буквально придерживаться предложенного редактором способа исполнения. Так, учащийся 11—12 лет, у которого чрезмерное растяжение рук может вызвать утомление, может в целом ряде эпизодов заменять октавные ходы исполнением одного из басовых голосов. Наоборот, взрослые учащиеся, для которых октавные удвоения не представляют особых трудностей, могут во всех указанных редактором случаях брать октавы и, более того, брать их даже тогда, когда они редактором не указаны, но когда возможность их применения не представляет никаких сомнений, как, например, в № 2 (гавот) и других случаях. Однако, в тех случах, когда изменение нотного текста связано с известными затруднениями, от подобных изменений следует отказаться и в точности придерживаться печатного нотного текста.

I. Прелюдия
II. Гавот
III. Прелюдия
IV. Аллеманда
V. Гавот
VI. Аллеманда
VII. Менуэт
VIII. Аллегро
IX. Куранта
X. Прелюдия

Ноты к произведениям Корелли для фортепиано Скачать ноты