Эта книга - уникальная энциклопедия методов и приемов работы над фортепианной
техникой - уже несколько десятков лет является настольной книгой пианистов
- педагогов и студентов.
Изложенная ярким, образным и доступным языком, она удачно сочетает в
себе достоинства учебника, содержащего "рецепты" на все случаи
пианистической практики, и методического исследования.
ОТ АВТОРА
Ни один профессиональный музыкант-исполнитель не может обойтись без глубокого
и всестороннего знания секретов своего мастерства. Еще более важно это
знание музыкантам-педагогам, каждому из которых приходится сталкиваться
с учениками самых разнообразных музыкально-творческих, в частности, технических
способностей. Поэтому культура работы над фортепианной техникой, соображения
и рекомендации, посвященные «кухне» исполнительского процесса, относятся
к наиболее важным вопросам курса методики обучения игре на фортепиано,
преподаваемого студентам-пианистам музыкальных вузов. Сосредоточившись
на техническом ракурсе исполнительства, стремясь к систематизации накопленного
опыта в этой области, автор вместе с тем стремился не упускать из вида
другие стороны исполнительства. Другими словами, профессиональное вычленение
технических компонентов игры сочетать с профессиональным охватом процесса
в целом. Последнее, впрочем, характерно для всех изданий нашего времени,
в которых есть разделы, посвященные фортепианной технике. Напомним о работах
А. Алексеева, Г. Когана, Г. Нейгауза, С. Савшинского, С. Фейнберга.
Автор стремился дать в настоящем пособии объективное изложение существующих
в русской педагогике методов работы над фортепианной техникой, подробную
систематизацию наиболее целесообразных упражнений, различных употребляемых
в практике приемов фортепианной игры. Многое из того, о чем будет идти
речь ниже, имеет самое широкое распространение. Однако во всем, что связано
с искусством вообще и с искусством фортепианной игры в частности, «объективное»
всегда преломляется сквозь призму «субъективного», в данном случае — исполнительского
и педагогического опыта автора. Ведь в конечном счете, техника пианиста
индивидуальна — каждый строит свою технику для выражения своих художественных
намерений, своей темы в искусстве, хотя это свое, личное трудно построить
без опоры на всеобщие достижения.
В работе есть много различных, апеллирующих к зрению технических советов,
описаний способов работы. Подчеркнем, однако, что высшим критерием правильности
фортепианного приема является звуковой результат. Слуховое внимание должно
всегда контролировать технические действия пианиста. И только вторым по
значению будет зрительный контроль.
ВВЕДЕНИЕ
Современная методика работы над фортепианной техникой сформировалась в
результате длительного исторического развития. Подход к технике и приемы
игры существенно менялись в зависимости от тех задач, которые ставились
перед пианистами развивающейся фортепианной музыкой.
Новые горизонты пианизма открывали великие композиторы, бывшие, как правило,
и крупнейшими пианистами. Бетховен и Шопен, Лист и Брамс, Дебюсси и Равель,
Скрябин и Прокофьев, каждый по-своему, вызывали к жизни ранее скрытые
возможности инструмента. В процессе развития фортепианной музыки изменялись
все ее выразительные средства; более сложной и многообразной становилась
фортепианная фактура. Перед пианистами вставали все новые проблемы, с
осознанием которых исполнительская и педагогическая мысль по большей части
запаздывала; при этом образовывался разрыв между вновь возникающими требованиями
музыки и старыми приемами игры (такой разрыв образовался, например, в
тот период, когда на авансцену концертной жизни вышла музыка романтиков).
И тогда поколения пианистов расплачивались за это изнурительным, малопродуктивным
трудом, приводившим зачастую к заболеваниям рук.
Господствовавшие в первой половине XIX века методы технического воспитания
основывались главным образом на механическом развитии пальцев. Речь идет
не о достижениях отдельных педагогов, находившихся «впереди времени»,
а о массе средних учителей фортепианной игры (и не только средних!). Представители
старшего поколения пианистов еще помнят знаменитый «пятак», покоящийся
во время игры на неподвижном пястье. Этот прием заключался в следующем:
пятикопеечную монету клали на пястье, и играющий ученик должен был упражняться
таким образом, чтобы монета не упала...
Введение
Глава 1. Работа над техникой в общем процессе занятий пианиста Соотношение
музыкальных и технических задач
в пианистическом труде
О способностях, необходимых для приобретения техники
Фортепианная техника требует специальной работы
Глава 2. Фундамент техники пианиста
Воспитание ощущения контакта с клавиатурой
Упражнения для выработки контакта с клавиатурой
Развитие физических возможностей пальцев
Контакт с клавиатурой и активность пальцев
Глава 3. Работа над техникой — умственный процесс
Работа над техникой в произведениях и этюдах
классического типа. Переход к быстрому темпу
Работа над техникой в произведениях романтического и послеромантического
типа.
«Позиция» и метод технической фразировки
Об аппликатуре
Применение ритмических вариантов в занятиях
Зависимость технической работы от динамики
Утомляемость рук и «принцип экономии» в фортепианной игре
Глава 4. О гаммах и упражнениях
О работе над гаммами и арпеджио
Об упражнениях
Глава 5. Различные приемы фортепианной игры
Техника (приемы) кантилены
Пальцевое legato
Игра поп legato и staccato
Аккорды forte и аккорды piano
Приемы исполнения различных аккомпанементов
Исполнение специфических фактурных формул
Приемы исполнения пунктирных ритмов
Трели, тремоло
Арпеджиато и чередование рук в пассажах
Октавы
Ломаные октавы
Терции
Репетиции
Скачки
Быстрые аккордовые последовательности
Глава 6. Возможности ускорения работы над техникой
Заключение
Список литературы