Работа над фортепианной техникой - Е. Либерман

Ноты для начинающих- самоучители



Эта книга - уникальная энциклопедия методов и приемов работы над фортепианной техникой - уже несколько десятков лет является настольной книгой пианистов - педагогов и студентов.
Изложенная ярким, образным и доступным языком, она удачно сочетает в себе достоинства учебника, содержащего "рецепты" на все случаи пианистической практики, и методического исследования.

 

 

пособие

Работа над фортепианной техникой
Е. Либерман
"Классика-XXI", 2003г.
только описание

Содержание:

 

ОТ АВТОРА
Ни один профессиональный музыкант-исполнитель не может обойтись без глубокого и всестороннего знания секретов своего мастерства. Еще более важно это знание музыкантам-педагогам, каждому из которых приходится сталкиваться с учениками самых разнообразных музыкально-творческих, в частности, технических способностей. Поэтому культура работы над фортепианной техникой, соображения и рекомендации, посвященные «кухне» исполнительского процесса, относятся к наиболее важным вопросам курса методики обучения игре на фортепиано, преподаваемого студентам-пианистам музыкальных вузов. Сосредоточившись на техническом ракурсе исполнительства, стремясь к систематизации накопленного опыта в этой области, автор вместе с тем стремился не упускать из вида другие стороны исполнительства. Другими словами, профессиональное вычленение технических компонентов игры сочетать с профессиональным охватом процесса в целом. Последнее, впрочем, характерно для всех изданий нашего времени, в которых есть разделы, посвященные фортепианной технике. Напомним о работах А. Алексеева, Г. Когана, Г. Нейгауза, С. Савшинского, С. Фейнберга.

Автор стремился дать в настоящем пособии объективное изложение существующих в русской педагогике методов работы над фортепианной техникой, подробную систематизацию наиболее целесообразных упражнений, различных употребляемых в практике приемов фортепианной игры. Многое из того, о чем будет идти речь ниже, имеет самое широкое распространение. Однако во всем, что связано с искусством вообще и с искусством фортепианной игры в частности, «объективное» всегда преломляется сквозь призму «субъективного», в данном случае — исполнительского и педагогического опыта автора. Ведь в конечном счете, техника пианиста индивидуальна — каждый строит свою технику для выражения своих художественных намерений, своей темы в искусстве, хотя это свое, личное трудно построить без опоры на всеобщие достижения.
В работе есть много различных, апеллирующих к зрению технических советов, описаний способов работы. Подчеркнем, однако, что высшим критерием правильности фортепианного приема является звуковой результат. Слуховое внимание должно всегда контролировать технические действия пианиста. И только вторым по значению будет зрительный контроль.

ВВЕДЕНИЕ
Современная методика работы над фортепианной техникой сформировалась в результате длительного исторического развития. Подход к технике и приемы игры существенно менялись в зависимости от тех задач, которые ставились перед пианистами развивающейся фортепианной музыкой.
Новые горизонты пианизма открывали великие композиторы, бывшие, как правило, и крупнейшими пианистами. Бетховен и Шопен, Лист и Брамс, Дебюсси и Равель, Скрябин и Прокофьев, каждый по-своему, вызывали к жизни ранее скрытые возможности инструмента. В процессе развития фортепианной музыки изменялись все ее выразительные средства; более сложной и многообразной становилась фортепианная фактура. Перед пианистами вставали все новые проблемы, с осознанием которых исполнительская и педагогическая мысль по большей части запаздывала; при этом образовывался разрыв между вновь возникающими требованиями музыки и старыми приемами игры (такой разрыв образовался, например, в тот период, когда на авансцену концертной жизни вышла музыка романтиков). И тогда поколения пианистов расплачивались за это изнурительным, малопродуктивным трудом, приводившим зачастую к заболеваниям рук.
Господствовавшие в первой половине XIX века методы технического воспитания основывались главным образом на механическом развитии пальцев. Речь идет не о достижениях отдельных педагогов, находившихся «впереди времени», а о массе средних учителей фортепианной игры (и не только средних!). Представители старшего поколения пианистов еще помнят знаменитый «пятак», покоящийся во время игры на неподвижном пястье. Этот прием заключался в следующем: пятикопеечную монету клали на пястье, и играющий ученик должен был упражняться таким образом, чтобы монета не упала...


Введение
Глава 1. Работа над техникой в общем процессе занятий пианиста Соотношение музыкальных и технических задач
в пианистическом труде
О способностях, необходимых для приобретения техники
Фортепианная техника требует специальной работы
Глава 2. Фундамент техники пианиста
Воспитание ощущения контакта с клавиатурой
Упражнения для выработки контакта с клавиатурой
Развитие физических возможностей пальцев
Контакт с клавиатурой и активность пальцев
Глава 3. Работа над техникой — умственный процесс
Работа над техникой в произведениях и этюдах
классического типа. Переход к быстрому темпу
Работа над техникой в произведениях романтического и послеромантического типа.
«Позиция» и метод технической фразировки
Об аппликатуре
Применение ритмических вариантов в занятиях
Зависимость технической работы от динамики
Утомляемость рук и «принцип экономии» в фортепианной игре
Глава 4. О гаммах и упражнениях
О работе над гаммами и арпеджио
Об упражнениях
Глава 5. Различные приемы фортепианной игры
Техника (приемы) кантилены
Пальцевое legato
Игра поп legato и staccato
Аккорды forte и аккорды piano
Приемы исполнения различных аккомпанементов
Исполнение специфических фактурных формул
Приемы исполнения пунктирных ритмов
Трели, тремоло
Арпеджиато и чередование рук в пассажах
Октавы
Ломаные октавы
Терции
Репетиции
Скачки
Быстрые аккордовые последовательности
Глава 6. Возможности ускорения работы над техникой
Заключение
Список литературы