Народные блюзы Америки - Ноты для фортепиано

Народные песни - фортепиано

Блюзы для гитары



Песни с нотами и тектами для голоса в сопровождении фортепиано американских блюзов

 

 

Блюзы Америки - сборник
Народные блюзы Америки
Folk Blues
в обработке Дж.Сильвермена
Arranged by J.Silverman
для голоса с фортепиано
for voice and piano
Тексты песен на английском и русском
Русский текст С.Болотина и Т.Сикорской
"МУЗГИЗ", 1962г.
номер м29085г

содержание:

 

НАРОДНЫЕ БЛЮЗЫ
 
Осенью 1958 года в книжных и нотных магазинах Нью-Йорка появилось издание, сразу же привлекшее к себе пристальное внимание специалистов по музыкальному фольклору и рядовых любители песни. Это было собрание песен под названием «Народные блюзы», выпущенное издательством «Макмиллан», составленное молодым американским музыковедом, композитором и певцом Джерри Сильверменом.
Особенность данного сборника заключается в том, что подавляющее большинство напечатанных в нем блюзов создано не профессиональными композиторами и поэтами, а является продуктом творчества народных певцов.

Хотя этот характерный тип негритянской песни был популярен в народно-импровизационных формах еще в конце XIX столетия, тем не менее «отцом блюза» справедливо считается талантливый негритянский композитор - Уильям Хенди (род. 1873 г.), создавший десятки превосходных блюзов в том числе знаменитые «Сен-Луи-блюз», «Мемфис-блюз», «Гарлем-блюз» и др.) и утвердивший своим творчеством специфическую форму этих своеобразных лирических песен-жалоб. Блюзы, написанные Хенди и его многочисленными последователями— негритянскими и белыми композиторами— получили широчайшее распространение в Америке и далеко за ее (пределами. Блюзы оказали колоссальное воздействие на развитие джазовой музыки, во многом определяя ее интонационное и ритмическое строение и импровизационный стиль исполнения.
До  последнего времени американские музыканты и рядовые любители песни очень мало знали о народных истоках питающих творчество композиторов блюзов, о многочисленных народных блюзах, сложенных в негритянских кварталах больших и малых  городов США, в тяжких условиях расового гнета и безжалостной капиталистической эксплуатации.

Вот почему сборник «Folk Blues» («Народные блюзы» вызвал столь большой интерес. Среди ста десяти песен, опубликованных в сборнике, имеются превосходные образцы народной поэзии, глубоко и образно выражающие сокровенные думы простых людей, их печали и страданья, надежды, стремленье к счастью и свободе. При всей лаконичности и «простоте стихов, лежащих в основе этих блюзов, в них привлекает драматизм содержания, глубокое своеобразие мышления, яркий национальный колорит. В отличие от профессиональных блюзов, в основе тематики которых обычно лежат лирические излияния одинокого, покинутого существа, содержание большинства блюзов из сборника Джерри Сильвермена связано с острой социальной тематикой. Здесь мы встречаем песни-жалобы на -горькую участь бедняка, песни о черных днях, когда семье рабочего приходится туже затягивать пояса, песни безработных и бездомных бродяг, тюремные блюзы, в которых слышится гневный протест против социальной несправедливости, против расовой дискриминации.

Собранные Джерри Сильверменом тесни родились в разных углах США. Грустные, порой проникнутые горькой иронией стихи рассказывают нам о тяжких испытаниях и борьбе за существование негритянских рабочих в трущобах Нью-Йорка, в доках Нью-Орлеана и Сан-Франциско, о страшных болезнях, уносящих в могилу молодых шахтеров («Силикозис-блюз»), об унижениях и преследованиях, которым подвергаются «цветные» юноши и девушки, не желающие подчиняться законам Джима Кроу («Джим Кроу-блюз»). Не все песни достигают художественного совершенства в выражении волнующей народного певца темы. Но все они поражают слушателя глубочайшей искренностью и непосредственностью высказывания. Пред нами подлинные образцы народного творчества, представляющие художественный и социальный интерес еще и «потому, что процесс создания этого народного искусства, обличающего острейшие противоречия «американского образа жизни», свершается на наших глазах. Это современный фольклор Америки, тем более интересный, что и по содержанию и по форме эти песни находятся в стороне от мутного потока коммерческих шлягеров, распространяемых через мощные каналы радио, телевидения, грамофонной индустрии и эстрады.

В предисловии к своему сборнику Джерри Сильвермен рассказывает о том, какие трудности встретились на его пути собирателя народных блюзов. В то время как блюзы, созданные композиторами-профессионалами, широко издаются и записываются" на грамофонные пластинки, блюзы народного происхождения до сих пор оставались вне сферы внимания издателей и трамофанных фирм. Слава и мелодии этих песен хранятся лишь в памяти народных певцов и в отдельных случаях — в записи на валики или магнитофонную ленту. Приведенные в статье Сильвермена краткие биографии некоторых наиболее выдающихся народных (певцов, авторов ряда превосходных блюзов, а также примечания к отдельным песням дают живое 'представление о том, как рождались и получали распространение эти блюзы, какими порой сложными лудами производились первоначальные записи.

В числе наиболее талантливых импровизаторов, создавших десятки народных блюзов, Сильвермен называет слепого поэта и музыканта Лимона Джеферсона, замечательного народного певца и гитариста Хэдди Ледбелли, многие песни которого возникли в тюремном заключении, «певца железнодорожников» Джимичи Роджерса, талантливого автора рабочих блюзов буди Гатри, в песнях которого запечатлены многие эпизоды борьбы белых и черных трудящихся Америки за свои нрава, за социальную справедливость.


***

Большинство американских исследователей соглашаются на том, что блюз как форма народной лирической песни-жалобы выкристаллизовался примерно в восьмидесятых годах прошлого столетия. В отличие от духовных негритянских гимнов «спиричуэле» и от трудовых песен, исполняемых обычно в народе коллективно, блюзы являются своеобразным излиянием чувств и переживаний одного человека, жалующегося на тяжкую, полную лишений жизнь, на злую судьбу, разлучившую его с семьей, с любимой, забросившую его в далекий и чуждый край. Слово blue— голубой — на диалекте американских негров имеет второе значение — грустный, подавленный, тоскливый. Отсюда— blues — жалобная, меланхоличная песня импровизационного склада, исполняемая обычно с инструментальным сопровождением (чаще всего гитара или банджо).

Характернейшим признаком (формы огромного большинства народных и профессиональных блюзов, является двенадцатитактовая структура мелодии, связанная прежде всего со строением текста: три фразы-строки, причем первая, как правило, повторяется дважды: третья строка является как бы выводом, разъясняющим мысль всей строфы. Поскольку текст обычно укладывается на отрезке музыки, меньшем, чем четыре такта, остановка в движении голоса заполняется инструментальной импровизацией, подводящей к следующей фразе.

Подавляющее большинство классических блюзов построено на мажорном звукоряде с постоянным появлением пониженных третьей и седьмой ступеней (так называемые blue notes), с характерными кадансами, избегающими движения к тонике через вводный тон. Ритмическое строение блюзов отличается широким использованием полиритмических форм движения мелодии и частым применением синкоп. Гармоническая ткань изобилует септаккордовьгми последовательностями; характер исполнения — свободная импровизация, допускающая всевозможные отклонения от первоначальной мелодии, введение речевых восклицаний, вздохов и т. п. Как мы уже говорили, эти элементы формы блюзов оказывают решающее влияние на музыкальные формы джазовой музыки.

Предлагаемый советскому любителю музыки сборник народных блюзов составлен из песен, записанных и обработанных для голоса с фортепиано или с гитарой Джерри Сильверменом, являющимся не только талантливым исполнителем этих песен (летом 1959 года он посетил Советский Союз и с большим успехом выступал у нас по радио и в концертах), но и активным борцом за подлинно народное искусство своей родины, за дело мира. Сильвермен ведет большую общественную и педагогическую работу в Нью-Йорке, выступает с исполнением песен, организует кружки любителей народной песни, преподает 'игру на гитаре. Он является одним из руководителей массовой певческой организации США «Народные артисты Америки» и музыкальным редактором боевого органа этой ассоциации — массового журнала «Sing out!» («Запевай!»).
Блюзы, опубликованные в настоящем сборнике, представляют ценный материал для ознакомления с народно-песенным искусством США, с подлинными мыслями и чаяниями простых людей Америки.
Григорий ШНЕЕРСОН

Скачать сборники Скачать ноты