Французская клавесинная музыка - Ноты

Песни Франции

Концертные пьесы французских композиторов

Старинная клавирная музыка

произведения для фортепиано французских клавесинистов

 

 

Играть на пианино
Французская клавесинная музыка
под редакцией и с предисловием А.Юровского
"Государственное музыкальное издательство", 1934г.
номер м13096г dpi

содержание:

 

А. Юровский. Предисловие

Переложения для пианино Скачать ноты

 

Клавесинная музыка Франции
Французская клавесинная музыка
для фортепиано
редактор-составитель Л.Рощина
"Музыка", 1974г.
номер 8387

содержание:

 

О ФРАНЦУЗСКОЙ КЛАВЕСИННОЙ ШКОЛЕ

По сообщению «Французского Меркурия» 8 сентября 1768 года в одном из парижских концертов «Мадемуазель Ла Шантр, известная своим талантом клавесинистки, превосходно сыграла несколько пьес. на новом клавесине, именуемом пианофорте». Так в Париже состоялся успешный публичный дебют фортепиано. Отныне ему было суждено решительно оттеснить своих предков — всю группу старинных струнно-клавишных инструментов, из которых во Франции наиболее употребительным являлся клавесин. Эти инструменты перестали удовлетворять художественным требованиям, выдвинутым новым этапом развития западно-европейского музыкального искусства. Показательно, что мы сейчас воспринимаем как одну из ярких эмблем до-гайдновской музыки именно звучание клавесина — четкое и отрывистое, с сухим холодноватым блеском, с резким противопоставлением пиано и форте, с использованием нескольких тембровых регистров (например, «лютневого», «фаготового»), однако значительно менее мощное, певучее и динамически гибкое, чем у фортепиано. С конца XVI века и вплоть до последних десятилетий XVIII-го клавесин в роли бассо континуо («непрерывного баса») выступал непременным участником оркестра, зачастую и камерных ансамблей, а также получил широкое распространение в качестве сольного инструмента, для которого возникла обширная литература.

Самой стилистически цельной и последовательной в смысле длительной тесной преемственности явилась французская клавесинная школа XVII — первой половины XVIII веков, ярко национальная и, вместе с тем, обладавшая широким международным резонансом. Не случайно И. С. Бах проявил живой интерес к ее достижениям, преломив их в своих клавирных сюитах.
При упоминании о французском клавесинизме прежде всего вспоминаются его корифеи — Франсуа Куперен и Жан Филипп Рамо. Их клавесинному наследию посвящено немало специальных изданий. Для настоящего же сборника выбраны пьесы некоторых из их многочисленных предшественников, спутников и последователей, созданные на протяжении около полутора столетий.
О французской клавесинной музыке сложилось мнение как о специфически «галантном», развлекательном искусстве придворно-аристократических салонов. При этом воображение начинает рисовать напудренные парики, фижмы, церемонные реверансы, гобелены, прихотливые изгибы мебели в стиле рококо и среди нее — клавесины, покрытые резьбой, инкрустациями и рисунками. Тут же невольно вспоминаются и звуковые украшения, которыми пестрят нотные записи клавесинных пьес. Однако подобные суммарные представления более всего характеризуют ту обязательную канву, по которой расшивали свои узоры клавесинисты. Они строго подчинялись главному эстетическому канону: «ничего длинного, утомительного, слишком серьезного». То был неписаный закон, которым положено было руководствоваться музыкантам, пожалованным титулом «клавесиниста короля». А в условиях двухвекового существования французской абсолютистской монархии на придворных клавесинистов ориентировались во всех столичных и провинциальных салонах. Из-под их пера преимущественно выходили и сборники пьес, получавшие широкое распространение. Французские клавесинисты ограничили свое творчество почти исключительно сюитами из танцевальных и программных миниатюр, редко обращались к крупным формам и вариационным циклам, охотно делая лишь орнаментальные дубли отдельных пьес. Все это не могло не сузить общий диапазон образного содержания. Тем не менее во многих образцах французской клавесинной музыки нас продолжает пленять сочетание тонкого мастерства художественной обработки с живыми жизненными чертами. Это искусство, отличаясь ярко-выраженным светским характером, не переставало питаться живительными соками народно-национальной почвы. Именно оттуда приходили свежие краски и ритмические узоры, оживлявшие привычную канву. Сокровищница народных танцевальных напевов оплодотворяла и связывала между собой обе главные ветви французской профессиональной музыки XVII—XVIII веков — камерную, «интерьерную» клавесинную миниатюру и пышно-декоративные оперно-балетные полотна. При всей зависимости от придворно-аристократической салонной эстетики творчество французских клавесинистов проделало в эту эпоху немалый путь, своеобразно вписавшийся в общий ход развития западно-европейского музыкального искусства.

Читать далее: О французской клавесинной школе

Переложения для пианино Скачать ноты

 

Пьесы 17 -18 века
Педагогический репертуар
Пьесы французских композиторов XVII - XVIII веков
для фортепиано
составитель Ф.Розенблюм
"Музыка", 1973г.
номер 1496

содержание:

 

Ж. Б. ЛЮЛЛИ. Ария
Ж. Б. ЛЮЛЛИ. Гавот
Ж. Б. ЛЮЛЛИ. Сарабанда.
Ж. Б. ЛЮЛЛИ. Куранта
Ф. ДАНДРИЕ. Дудочки
Ф. ДАНДРИЕ. Страдающая
М. МАРЕ. Романс
Ж. МУРЕ. Бурре
А. ГРЕТРИ. Жига
К. ДАКЕН. Кукушка. Рондо
Ж. Ф. РАМО. 2 ригодона
Ж. Ф. РАМО. 1-й менуэт
Ж. Ф. РАМО. 2-й менуэт
Ф. КУПЕРЕН. Любимая. Чакона
Ф. КУПЕРЕН. Мелодия
Жерве КУПЕРЕН. Все вперед. Тема с вариациями.

Играть на фортепиано Скачать ноты

 

Ноты клавесинных пьес
Ж.Ф.Рамо
Избранные клавесинные пьесы
для фортепиано
редакция А.Юровского
"Музыка", 1964г.
номер 492

содержание:

 

Аллеманда ля минор
Венецианка
Гавот ля минор
Менуэт ля минор
Жига в форме рондо ми минор
Жига в форме рондо ми мажор
Перекличка птиц
Ригодон ми минор
Тамбурин
Крестьянка (Рондо)
Нежные жалобы (Рондо)
Менуэт соль мажор
Менуэт соль минор
Курица

Сборник пьес Рамо pdf Скачать ноты