Гаммы и арпеджио - Л.Борухзон, С.Морено
Гаммы и арпеджио для фортепиано Н. Ширинская
Играем гаммы Корыхалова Н.
Учебные пособия для музыкальных школ
Гаммы и арпеджио
составители Л.Борухзон и С.Морено
"Композитор",1998г.
Только для информации!!!
Содержание:
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
"Бесполезно начинать учить гаммы на фортепиано с до-мажорной — самой
легкой для чтения и самой трудной для рук, поскольку в ней нет никакой
точки опоры. Следует начинать с той, которая способствует удобному положению
руки, предоставляя длинным пальцам черные клавиши..." Этим советом
Шопена — великого композитора, пианиста и педагога-практика, да и своим
собственным педагогическим опытом, мы руководствовались, создавая новый
сборник гамм и арпеджио, который предназначен всем обучающимся игре на
фортепиано.
Казалось бы, в столь хрестоматийном, архиясном материале ничего нового
нет и быть не может — бери и печатай по привычной схеме, руководствуясь
кварто-квинтовым кругом и считая прибавление очередного ключевого знака
повышением трудности. Но почему тогда с такими невероятными усилиями наши
ученики преодолевают эту трудность, боясь "черноты" диезов и
бемолей? Учат долго и упорно гамму до мажор, затем соль мажор и т. д.,
а подойдя в четвертом классе к "ужасной" (четыре диеза!) гамме
ми мажор, начинают "кататься" пальцами вдоль клавиш при переходе
от белых к черным. Чередование же 3-го и 4-го пальцев в коротких арпеджио
становится просто головоломкой, разрешить которую могут лишь самые внимательные!
Наш сборник задуман иначе. Во главу угла мы поставили принцип методической
целесообразности и весь материал расположили по линии возрастающей трудности
именно пианистического характера. Поэтому начинаем мы с гаммы ми мажор
— самой удобной для рук, а белоклавишная до-мажорная появляется на более
поздней стадии.
Второй принцип, которым мы руководствовались, — это принцип единства аппликатуры.
Как гаммы, так и арпеджио подразделены нами на группы, соответствующие
этапам работы. Каждый этап объединен не только определенным уровнем трудности,
но и определенным типом аппликатуры. Как показывает практика, подобная
группировка (в частности, одновременное изучение одноименных гамм) помогает
более быстрому осмыслению и более прочному усвоению материала. Особенно
это сказывается в изучении коротких арпеджио: как уже говорилось, в них
так легко запутаться из-за чередования 3-го и 4-го пальцев; логическая
же группировка помогает решить проблему без особого труда.
Тождество аппликатуры внутри каждого этапа вообще позволяет сэкономить
немало времени и сил. Например, выучив арпеджио до мажор, мы автоматически
осваиваем и другие арпеджио той же группы (соль мажор, фа мажор и др.),
совершенно идентичные в двигательном отношении.
Существен вопрос о тональной координации гамм и арпеджио. Впрочем, при
традиционном подходе он даже не возникает: если путеводителем служит кварто-квинтовый
круг, тональное тождество гаммы и арпеджио оказывается неизбежным и само
собой разумеющимся. В нашем же пособии, как нетрудно заметить, между разделами
гамм и арпеджио нет абсолютного сходства в группировке тональностей. И
сделано это отнюдь не по недосмотру, а вполне сознательно, поскольку гамма
и арпеджио одной и той же тональности могут различаться по степени сложности,
а кроме того, они могут относиться к разным аппликатурным группам. Мы
предлагаем на начальной стадии осваивать эти два вида техники, руководствуясь
не привычными соображениями тонального единства, а раздельно — по этапам,
согласно принципу единства аппликатуры.
Предлагаемая группировка материала намечает общую последовательность его
изучения. Но поскольку каждый этап, в свою очередь, содержит материал
разной трудности (гаммы в октаву и в терцию или дециму, гаммы и арпеджио
в прямом движении и в противоположном и т. д.), то, в зависимости от индивидуальных
особенностей ученика, возможен возврат к предыдущим этапам для более углубленного
их прохождения. Пособие вообще допускает гибкость в его использовании.
В частности, педагоги, которые предпочитают проходить гаммы и арпеджио
в традиционной последовательности, могут пользоваться им в удобном для
них порядке.
В пособии две части. Первая его часть содержит гаммы и арпеджио от белых
клавиш и предназначается для младших классов музыкальных школ. Вторая
часть включает гаммы и арпеджио от черных клавиш; она предназначается
для старших классов.
К занятиям по настоящему пособию стоит приступать после того, как у ученика
сформируются первоначальные слуховые навыки, наладится элементарная слухомоторная
координация, появится опыт игры по слуху и по нотам небольших пьес и этюдов.
Введением в изучение гамм и арпеджио явятся подготовительные упражнения,
с которых начинается наше пособие. В нотном тексте они изложены в ми мажоре,
однако рекомендуется играть их в различных тональностях, повторяя многократно,
вначале медленно, а затем постепенно ускоряя темп при неизменной ритмической
организованности.
Разучивание собственно гамм и арпеджио советуем начинать с диапазона в
две октавы, сперва отдельно каждой рукой, затем — двумя. Осмыслив построение
гаммы и выучив ее, необходимо упражняться, играя ее от разных ступеней:
умение сыграть от заданной ноты любую гамму позволит легко справиться
с любым гаммообразным пассажем в музыкальном произведении.
В настоящем пособии наиболее подробно, с вариантами от всех ступеней и
с сочетанием прямого и противоположного движения, представлена самая первая
гамма — ми мажор. Этому образцу рекомендуется следовать во всех остальных
тональностях. Гамма в дециму также приводится лишь в тональности ми мажор;
в дальнейшем она опускается, так как по аппликатуре тождественна гамме
в терцию. Разумеется, в каждой тональности следует играть оба вида — и
в терцию, и в дециму.
Аналогичным образом короткие арпеджио приводятся в полном виде лишь в
ми мажоре; в последующих тональностях даются лишь первые три звена, показывающие
аппликатуру трезвучия с обоими обращениями, а затем — переход к нисходящему
движению, его начало и окончание. Учащийся сможет без труда восстановить
пропущенные звенья; это ему будет даже полезно, так как поможет скорее
перейти к игре наизусть. Сочетание прямого и противоположного движения
в длинных трезвучиях также дается лишь в ми мажоре — как образец для работы
во всех тональностях.
Особенностью нашего пособия являются аппликатурные таблицы, благодаря
которым учащийся сможет лучше осознать, запомнить и автоматизировать при
игре тот или иной тип аппликатуры. В первой части две таблицы — в начале
разделов гамм и коротких арпеджио. Во второй части аппликатурные формулы
многообразнее, поэтому таблицы даются во всех этапах разделов гамм, коротких
и длинных арпеджио.
Изучение гамм и арпеджио необходимо для развития фортепианной техники
и музыканту-любителю, и тем более профессионалу. Но как полезное сделать
еще и интересным? Очень просто: никогда не забывайте о конечной цели занятий
техникой. Играйте, казалось бы, сухие и элементарные последования звуков
так, как будто это фрагменты музыкальных произведений. Проявите фантазию:
варьируйте штрихи и ритм (добиваясь ритмической точности в избранной вами
фигуре), не забывайте о динамических нюансах (играйте с различными оттенками,
используйте крещендо и диминуэндо), экспериментируйте с тембровыми красками.
Словом, не играйте механически: следите за двигательными ощущениями и
контролируйте слухом художественный результат. В результате игра гамм
и арпеджио станет для вас занятием несравненно более полезным и к тому
же по-настоящему увлекательным.
Подготовительные упражнения
Часть первая. ГАММЫ И АРПЕДЖИО ОТ БЕЛЫХ КЛАВИШ
Раздел I. Мажорные и минорные гаммы
1-й этап. Тональности ми мажор (E-dur), ми минор (e-moll), ля мажор (A-dur),
ля минор (a-moll)
2-й этап. Тональности ре мажор (D-dur), ре минор (d-moll), соль мажор
(G-dur), соль минор (g-moll), до мажор (C-dur), до минор (c-moll)
3-й этап. Тональности фа мажор (F-dur), фа минор (f-moll), си мажор (H-dur),
си минор (h-moll)
Раздел II. Хроматическая гамма
Раздел III. Короткие и ломаные арпеджио трезвучий
1-й этап. Тональности ми мажор (E-dur), ля мажор (A-dur), ре мажор (D-dur),
си мажор (H-dur)
2-й этап. Тональности до мажор (C-dur), соль мажор (G-dur), фа мажор (F-dur),
ля минор (a-moll), ми минор (e-moll), ре минор (d-moll)
3-й этап. Тональности соль минор (g-moll), до минор (c-moll), фа минор
(f-moll), си минор (h-moll)
Раздел IV. Длинные арпеджио трезвучий с обращениями
1-й этап. Тональности ми мажор (E-dur), ля мажор (A-dur), ре мажор (D-dur),
си мажор (H-dur)
2-й этап. Тональности до мажор (C-dur), соль мажор (G-dur),фа мажор (F-dur),
ля минор (a-moll), ми минор (e-moll), ре минор (d-moll)
3-й этап. Тональности соль минор (g-moll), до минор (c-moll), фа минор
(f-moll), си минор (h-moll)
Раздел V. Длинные арпеджио доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов
Доминантсептаккорды
Уменьшенные септаккорды
Часть вторая. ГАММЫ И АРПЕДЖИО ОТ ЧЕРНЫХ КЛАВИШ
Раздел I. Мажорные и минорные гаммы
1-й этап. Тональности ре-бемоль мажор (Des-dur), соль-бемоль мажор (Ges-dur),
ми-бемоль минор (es-moll)
2-й этап. Тональности си-бемоль мажор (B-dur), си-бемоль минор (b-moll),
ми-бемоль мажор (Es-dur), ля-бемоль мажор (As-dur)
3-й этап. Тональности фа-диез минор (fis-moll), до-диез минор (cis-moll),
соль-диез минор (gis-moll)
Раздел II. Короткие и ломаные арпеджио трезвучий
1-й этап. Мажорные тональности — си-бемоль мажор (B-dur), ми-бемоль мажор
(Es-dur), ля-бемоль мажор (As-dur), ре-бемоль мажор (Des-dur), соль-бемоль
мажор (Ges-dur)
2-й этап. Минорные тональности — фа-диез минор (fis-moll), до-диез минор
(cis-moll), соль-диез минор (gis-moll), ми-бемоль минор (es-moll), си-бемоль
минор (b-moll)
Раздел III. Дчикные арпеджио трезвучий с обращениями
1-й этап. Тональности без белых клавиш — соль-бемоль мажор (Ges-dur),
ми-бемоль минор (es-moll)
2-й этап. Тональности ми-бемоль мажор (Es-dur), ля-бемоль мажор (As-dur),
ре-бемоль мажор (Des-dur), фа-диез минор (fis-moll), до-диез минор (cis-moll),
соль-диез минор (gis-moll)
3-й этап. Тональности си-бемоль мажор (B-dur), си-бемоль минор (b-moll)
Раздел IV. Длинные арпеджио доминантсептаккордов и уменьшенных септаккордов
Доминантсептаккорды
Уменьшенные септаккорды