Арам Хачатурян - Ноты для фортепиано

Нотные издания, сборники с нотами для фортепиано

 

 

Скачать ноты
Библиотека юного пианиста
А. Хачатурян

Детский альбом
тетради I и II
для фортепиано
"Советский композитор", 1968г.
номер 763

содержание:

 

Скачать ноты к сонатам Чимарозы Скачать ноты

 

Говорят мастера – АРАМ ХАЧАТУРЯН

 

Национальное начало в музыке может проявляться отнюдь не только непосредственно через чисто музыкальные элементы — вот, скажем, характерная интонация, вот знакомый оборот, мелодия, специфический ритм. Это ясно. Но помимо этого национальное может прбявляться в характере, в темпераменте, в самой манере композитора разговаривать музыкальным языком. Простой пример: сочиняя танец, горец? скорее всего напишет горячую, острую лезгинку, а житель русских равнин —музыку более плавную, спокойную, певучую. И там и здесь может отсутствовать народная мелодия, но характер, мышление, темперамент — эти черты, свойственные народу, так или иначе должны реализоваться. То же самое сохраняет свое значение и для более сложных, крупных форм. Должны ли быть нивелированы национальные черты в музыке будущего? По-моему, нет. Все может проявляться по-разному. Даже на протяжении моей жизни многое меняется. В проявлениях национального в музыке три-четыре десятилетия назад и сейчас большая разница — по приемам, по манере, по дозе, если так можно выразиться. Но, повторяю, безусловно, национальное начало сохраняется. И это прелестное качество, богатейшее! Да разве в какие-нибудь времена, в какие-нибудь эпохи было искусство вненациональное? Другое дело, что великие художники национальное раскрывали с таким мастерством, с таким гениальным талантом, с такой страстностью и стремлением донести свою мысль до всех, что их произведения прорывали национальные рамки, и эти композиторы обращались на своем языке ко всем людям. Они и говорили о том, что было важно для всего человечества, что волновало каждого человека. Сейчас происходит то же самое: настоящее произведение все поймут. Практика подтверждает это.

Нередко приходится слышать выражение — художник опережает свою эпоху. Это верно лишь наполовину. Если принять такую формулу безусловно, то любой из нас может сказать: современники меня не понимают, но это неважно, грядущие поколения поймут. И есть композиторы, которые уповают на подобный ошибочный тезис. Но, вместе с тем, в талантливом художнике всегда есть какой-то сгусток качеств своего времени, эпохи, хотя он действительно обладает способностью заглядывать в будущее. Весь облик прогрессивного художника, весь склад его ума и таланта должен быть устремленным вперед. Я думаю, что когда такая устремленность есть, тогда и возникают произведения, которые воспринимаются не только нынешним поколением, но и следующим, и дальнейшим. Вместе с тем сама эпоха производит естественный отбор, отбрасывает многое, оставляет то, что содержит конденсацию времени, то, что может жить долго, если не вечно. Это происходит помимо нашей воли; только примитивный человек, по-моему, может сказать про себя: вот эти произведения я пишу для будущих поколений.

Видимо, сама интуиция ведет настоящего художника к таким средствам выразительности, которые остаются свежими многие десятилетия, века. И тот же талант позволяет обращаться к «вечным темам», создавать непроходящие ценности.

Календарь - В мире музыки - 1972г.