К. Ханон - Пианист виртуоз

60 упражнений



Гаммы, упражнения Ганона для развития фортепианной техники

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Упражнения для развития фортепианной техники

 

 

 

Игра иа фортепиано в настоящее время так распространена и хороших пианистов так много, что посредственность в этом деле не должна быть терпима. Необходимо, следовательно, изучать это искусство много лет, прежде чем решиться играть пьесу известной трудности, хотя бы в кружке любителей. Так как весьма немногие могут посвятить упражнению на фортепиано достаточно времени, чтобы достигнуть более или менее удовлетворительной техники, то результатом недостаточного упражнения является неровная и неправильная игра. Левая рука в трудных местах обыкновенно задевает за другие ноты, 4-й и 5-й пальцы, как наиболее слабые, почти не действуют, потому что не развиты специальными для них упражнениями: когда же встречаются пассажи в октавах, в тремоло и трелях, то исполняются они с трудом и напряжением, от которых получается неправильная и лишенная выражения игра. Долгие годы трудились мы над изучением вопроса, как соединить в одном руководстве, все специальные упражнения, которые давали бы возможность в короткий срок пройти весь курс фортепианной техники.

Для достижения этой цели, нужно было найти решение следующей задачи: „Если бы все 5 пальцев обеих рук были упражняемы совершенно одинаково, то они были бы в состоянии исполнять все написанное для фортепиано и весь труд пианиста сводился бы только к вопросу об апликатуре, легко разрешимому.

Задачу эту мы решили настоящим нашим сочинением: Пианист виртуоз в 60 упражнениях. В этом сочинении содержатся упражнения необходимые для развития беглости, независимости, силы и совершенной ровности пальцев, также как и гибкости кисти. Другими словами, этими упражнениями приобретаются все качества, нужные для хорошей игры. Упражнения особенно рассчитаны на то, чтобы развить левую руку наравне с правой.

За самыми немногими исключениями все содержание этого руководства есть плод нашего личного труда и упражнений этих нельзя встретить в других школах. Предлагаемые упражнения интересны и не утомляют ученика подобно большинству упражнений для 5 пальцев, отличающихся такой сухостью, что для пользования ими нужно исключительное терпение и настойчивость истинного артиста.
Мы написали эти упражнения в таком роде, чтобы после некоторого знакомства с ними, их можно было играть довольно быстро, давая таким образом отличн. работу пальцам без потери лишней минуты времени.
По желанию можно исполнять их на нескольких фортепиано одновременно, что отчасти приучит ученика к совместной игре.

В этой тетради можно найти все роды трудностей. Мы сгруппировали их так, чтобы в каждом упражнении пальцы могли отдыхать от трудностей предыдущего. Благодаря этому, все технические трудности исполняются без усилия и напряжения и пальцы приобретают удивительную гибкость и быстроту.
Этот труд назначается всем ученикам пианистам, которые с успехом могут им пользоваться спустя год после качала обучения. Ученики более подготовленные изучат его в короткое время, после чего исчезнет жесткость в пальцах и кистях рук, и явится возможность исполнять большие технические трудности.
Для пианистов и преподавателей, не имеющих возможности посвящать упражнению много времени, достаточно пользоваться этим сочинением в продолжение нескольких часов, чтобы восстановить утраченную беглость.

Всю эту тетрадь можно проиграть в час времени; если упражнения будут выучены в совершенстве, то при ежедневном проигрывании их впродолжение некоторого времени, трудности исчезнут, как бы по волшебству, и играющий приобретет чистоту и ровность, присущие настоящим артистам. Предлагая таким образом наш труд, дающий ключ к преодолеваю всех технических трудностей фортепианной игры, мы надеемся оказать этим немаловажную услугу молодым пианистам, преподавателям и учащимся.