М. Кажлаев - Романтическая сонатина

Советские композиторы

Ноты для фортепиано

 

 


М. Кажлаев
Романтическая сонатина
для фортепиано
"Музыка", 1982г.
номер 11790

содержание:

 

 

Спасибо Шафаяту за предоставленный сборник!

 

Краткие сведения

 

КАЖЛАЕВ Мурад Магомедович — дагестанский советский композитор — родился 15/1 1931 года в Баку. Окончил Бакинскую консерваторию по классу композиции у Б. Зейдмана; заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат Государственной премии Дагестана, лауреат 111 Международного фестиваля джазовой музыки (Прага). Среди его произведений: балет «Горянка»; поэма «Памяти двадцати восьми героев-панфиловцев», симфоническая картина «Дагестан», «Концертная лезгинка», «Концертный вальс». «Восточная баллада», Увертюра, сюита «Тучи покидают небо»—для симфонического оркестра; квартеты; инструментальная музыка; произведения для джаза; песни, романсы, коры; фортепианные пьесы (в их числе «Романтическая сонатина», прелюдии, вариации, «Детский альбом»); музыка для кино, театра и цирка.

Альбом советской детской музыки для фортепиано Том 3

 

«РИТМ—МОЯ СТРАСТЬ»

 

Еще недавно в Европе мало кто знал о существовании такой земли—Дагестан. Разумеется, никто не слышал и образцов дагестанской профессиональной музыки. Но время после Великого Октября идет особыми темпами, и ныне произведения композиторов этой северокавказской республики составляют полнокровную часть музыкальной сокровищницы Советской России.
К числу первооткрывателей на этом стремительном пути должен быть отнесен Мурад Кажлаев. Его творчество пользуется ныне широкой известностью и в нашей стране, и за рубежом. Этому способствует и то обстоятельство, что композитор одинаково успешно работает в разных жанрах— от музыкального театра до песни и джазовой пьесы. Но к какой бы форме он ни обращался, все его сочинения отмечены ярким национальным колоритом, рельефным мелодизмом, смелостью в выборе выразительных средств. Эти черты были присущи уже дипломной работе композитора—симфоническим картинкам «Дагестан». Этим значительным сочинением он кончал в 1955 году Азербайджанскую консерваторию, где занимался по классу композиции Б. И. Зейдмана.
С тех пор Кажлаевым написано множество произведений, с успехом исполнявшихся и в столице Дагестана—Махачкале, и в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку и других городах страны. Достаточно назвать здесь «Восточную балладу», «Симфонические танцы-картины», «Лирические новеллы», симфоническую фантазию «Утро Родины», хоровой цикл «Рождение песни», вокальный цикл на стихи Р.Гамзатова «О тебе я думаю.».

В 1966 году Кажлаев стал лауреатом Международного фестиваля джазовой музыки в Праге. Премия была присуждена ему за «Африканский концерт». В этом не было ничего неожиданного. Композитор давно проявляет интерес к джазу, а точнее, к синтезу различных музыкальных слоев, смело вводит симфонические приемы в джазовые пьесы, а элементы джаза использует в своих симфониях и камерных сочинениях. Он так и говорит: «Я пытался выработать единый стиль, объединяющий черты симфонической и джазовой или камерной и джазовой музыки».
Надо сказать, что своим основным принципам композитор следует и в партитуре балета «Горянка», принесшего автору Государственную премию РСФСР в 1970 году. Этот балет впервые был поставлен на прославленной сцене Кировского театра в Ленинграде, а затем с успехом шел и в других городах.

Зрители видят суровые годы Кавказа и затерянный среди скал дагестанский аул; с волнением следят они за нелегкой судьбой молодой героини, которая смело бросает вызов отжившим, но цепким представлениям обветшалого прошлого. Яркий, свободолюбивый характер в борьбе с предрассудками—в этом пафос поэмы Расула Гамзатова, в этом пафос балета Мурада Кажлаева. «Новым удачным переводом своих стихов» назвал поэт хореографическую поэму, созданную композитором. Вся звуковая атмосфера, а вслед за ней и пластические решения направлены к одной цели—раскрытию вечной темы борьбы за лучшую жизнь, за человеческое достоинство. Отсюда оптимистическая сила музыки, ее огненный темперамент, столь характерный для народов Кавказа. Опираясь на природу национального мелоса, композитор смело использует новые мелодические обороты, гармонические приемы. Но, пожалуй, особенно захватывает слушателя ритмическое богатство партитуры. Эта сильная сторона таланта Кажлаева как нельзя полнее развернулась в «Горянке» — первом дагестанском балете.

Мурад Кажлаев однажды заметил: «Ритм — моя особая страсть, особое увлечение. Горный Дагестан—сокровищница самобытных и разнообразных ритмов. Радостные и грустные песни, танцевальные мелодии—все пронизано четким ритмом. Видимо, в самом характере каждого дагестанца— постоянное ощущение четкого, напористого ритма, и это помогает работать на поле и у станка, собирать урожай, писать стихи и, конечно, сочинять музыку». Наверное, композитор прав. Потому что ему это ощущение вновь и вновь приносит яркие творческие завоевания, заставляет без устали работать, создавать новые сочинения, которые дарят радость и его землякам, и многочисленным поклонникам музыки Мурада Кажлаева у нас в стране и за рубежом.

Календарь В мире музыки 1981г.