Классика для фортепиано

Альбом классического вальса

ноты к классическим произведениям композиторов

 

Классики юношеству

 

Й. Гайдн Избранные произведения

Г.Ф. Гендель Избранные произведения

К. Вебер Пьесы

М.Клементи Избранные произведения

А.Лядов - Избранные пьесы

В. Моцарт Избранные сонаты

 

Итальянская классика
Классики - юношеству
Пьесы итальянских композиторов XVII-XVIII веков

для фортепиано
составление и редакция И.Окраинец
“Музыка”, 1968г.
номер 5270

содержание:

Ссылки по теме:

Музыка Италии

 

В это издание включены пьесы десяти старых итальянских композиторов, творчество которых охватывает два столетия. Разумеется, сборник по своему объему и задачам ни в какой мере не может претендовать на антологичность. Выбор произведений часто был обусловлен не ролью, которую они сыграли в истории итальянского клавесинизма, а педагогической целесообразностью и уровнем трудности, соответствующим серии «Классики—юношеству». Не представлена блистательная вершина клавирной музыки — наследие Доменико Скарлатти. Недавно в этой же серии вышел сборник его пьес. И все же двадцать две пьесы, размещенные в хронологической последовательности, словно бы легким контуром прочерчивают историческое движение: с того момента, когда начинают расходиться судьбы клавесина и органа, к расцвету клавирного искусства в середине XVIII века; от скупой фактуры, связанной с цифрованным басом, и простеньких двухчастных танцев (еще не объединенных в сюиты) к виртуозной полифоничности фуг и формам, стоящим на грани сонатности; вплоть до гомофонии в сонатах, отмеченных печатью немецкого влияния.

Среди десяти имен итальянских мастеров есть известные и в наши дни, есть и незаслуженно забытые.
Наиболее архаична музыка Микельанджело Росси (1600—1674), ученика Фрескобальди, с равным блеском игравшего на скрипке, органе, чембало и писавшего для всех этих инструментов духовную и светскую музыку, дирижировавшего капеллой и сочинявшего оперы. Впрочем, универсализм был тогда нормой. В 1675 году Росси опубликовал «Токкаты и куранты, предназначенные для органа или чембало». Четыре из них приведены нами. Их объединяет мелодическая свежесть и грациозность, отчетливо выявленная народная окраска.

О Джузеппе Серини (164.) и Джузеппе Сандони сведений почти не сохранилось. Первый — уроженец Кремоны, второй — Болоньи. Оба писали для чембало и были довольно популярны. Сандони — отличному виртуозу-клавесинисту — случалось состязаться в Лондоне с Генделем в искусстве импровизации.

Неаполитанец Николо Порпора (1686—1768) исколесил всю Европу от Лондона до Вены и Венеции, всюду пользуясь громким успехом: недаром у него брал уроки Уберти (по прозвищу Порпорино), Фаринелли, Метастазио (знаменитый поэт и либреттист) и Иосиф Гайдн. Автор около пятидесяти опер и серенад (а также, неизбежно, духовной музыки), он отдал должное и камерным жанрам: шесть Sinfonie da camera, сонаты и концерт для виолончели, двенадцать скрипичных сонат, шесть из которых — в форме фуги — были переложены Муцио Клементи для клавесина.

Жизнь ученого францисканца из Болоньи «падре Мартини» (Джамбатиста Мартини, 1706—1784), напротив, внешне бедна событиями, но окружена не меньшей славой. Известный ученый — математик и музыковед, член нескольких академий, он с большим профессионализмом сочинял пьесы для органа или чембало (ad libitum).

Франческо Дуранте (1684—1755) почти всю жизнь провел в Неаполе. Его творчество особенно поражает разносторонностью, продуктивностью. Собрание сочинений Дуранте, хранящихся в библиотеке Парижской консерватории, насчитывает 62 тома и включает, помимо инструментальной музыки, мессы, реквиемы, мотеты, псалмы, мадригалы.

Один из интереснейших композиторов начала XVIII века — Доменико Циполи (1688—1726). Получив музыкальное образование во Флоренции, Неаполе и Болонье, он стал органистом иезуитской церкви в Риме, затем попал в Испанию и вступил в ряды ордена. По приказанию ордена отправился в Аргентину и там безвременно скончался.

Не менее колоритна фигура Бенедетто Марчелло (1686—1739), венецианского патриция, члена Совета сорока. Этот политик и адвокат получил отличную музыкальную подготовку и был к тому же поэтом. Наиболее значительна его музыка к пятидесяти псалмам (в вольной итальянской обработке Джироламо Джустиниани).

Остается упомянуть двух композиторов следующего поколения — Джованни-Мария Рутини (1723—1797), известного также под именем Марко Плачидо, и Фердинандо Туррини (1749—1819). Первый из них, получив образование в Неаполе, затем исколесил Чехию, Германию, концертировал даже в России (в Санкт-Петербурге— 1757 г.).
Его камерная музыка — скрипичные сонаты, 6 клавирных сонат, дивертисменты для чембало и арфы (или для чембало в четыре руки). Биография Туррини менее известна: признанный автор духовной музыки, опер, сонат, он из-за несчастного случая потерял зрение. В течение восемнадцати лет он работал органистом. Последние годы провел в Брешии, всеми забытый.

Пьесы, включенные в настоящий сборник, публикуются в нашей стране, насколько известно, впервые (за исключением сонатины Сандони).

Основой для отбора произведений послужило обширное многотомное издание д'Аннунцио ("Classici della musica italiana. Raccolta nazionale diretta da Gabriele d'Annunzio". Milano, 1920). Текст фуги Порпора взят из "Tresor des pianistes" (Paris, 1861).
Принципиальные изменения, внесенные нами по сравнению с редакцией д'Аннунцио, прежде всего касаются штрихов и динамики. Так как итальянскому изданию присуща дробность фразировки, то нами сделаны изменения, направленные на то, чтобы укрупнить фразу, сделать ее более цельной. В особенности это относится к ранним текстам (XVII — начала XVIII веков). Динамические указания также были внесены с целью приблизить звучание старой музыки к современному ее пониманию. Педагогические соображения обусловили в некоторых случаях сокращение длительности трелей, а подчас — замену их мордентами. Обычно это связано с быстрыми темпами. Вся педализация и аппликатура проставлены нами. Мы решились в ряде случаев изменить и названия. Некоторые пьесы требуют дополнительных пояснений.

Соната Серини написана в виде так называемого "due tempi di sonata". Две части, оттеняющие друг друга, еще лишены структурной цельности, присущей классической сонате. Простота фактуры напоминает о цифрованном басе. Пьеса подготавливает ученика к наиболее легким сонатам Гайдна.
Клавесинные произведения Дуранте, как правило, двухчастны. Первая часть ("studio") полифо-нична, вторая ("divertimento") более легкая по фактуре, танцевального характера, с триолями.
№ 1. Это — "studio". Подзаголовок «Фуга» дан самим композитором. Вторая часть пьесы ("divertimento") нами опущена.
№ 2. Здесь, наоборот, опущена первая часть. Этот "divertimento" своим ритмом напоминает сицилиану.
№ 3. Также "divertimento" (название дано составителем).
Обе сонаты Марчелло строятся по тому же двухчастному принципу. Но в музыке Марчелло, трагически напряженной и экспрессивной, заметна большая зрелость и свобода формы. Первые части находятся на «стыках» фуги и сонатности. Тональный план в фугах и ранних сонатах одинаков. Но у Марчелло способ развития в первой части полифонических «зёрен»-тем и фактурная обособленность, отграниченность интермедий уже намечают связующую, побочную и заключительные партии. Вторые части более разработаны, чем у Дуранте. При желании педагог может дать ученику только первые части сонат Марчелло в качестве полифонических пьес, способных по уровню трудности заменить наиболее доступные фуги И. С. Баха.

Мелкие пьесы (прелюдия и пять фугетт) созданы Циполи в форме "versi" (строфы), то есть «контрапунктических обработок литургических тем, типа хоральных обработок в немецкой музыке». (М. С. Друскин). Названия нами введены в соответствии с методическими целями сборника. В прелюдии пассажная фактура и некоторая импровизационность позволяют дать условное наименование «Прелюдия». Остальные пять номеров — типичные фугетты — близкие по трудности к фугеттам Баха (см. издание «Полифонические пьесы», под редакцией С. Ляховицкой). В середине первой фуги желательно взять поставленную в скобках короткую педаль. Благодаря медленному темпу педализация по силам и мало подвинутому ученику.
Сандони назвал свой цикл сонатой, дав первому эпизоду подзаголовок «Аллеманда», второму — «Largo» и третьему — «Жига». В издании Кувшинникова сохранено наименование «Соната». Нам кажется, однако, что танцевальная двухчастность всех трех эпизодов (второй, с его % и пунктирным ритмом, поход на сарабанду) позволяет рассматривать произведение как сюиту.
Первая часть сонаты Мартини, с недостаточной откристаллизованностью тем в каждом из трех разделов, напоминает о традициях XVII века, а вторая часть предвещает моцартовские adagio.
Последние два произведения — более поздние — не столь самобытны. Но и соната Рутини (с наиболее интересной по музыке второй частью), и тема с вариациями Туррини (вторая часть одной из его сонат) небесполезны для обновления ученического репертуара.
И. Окраинец

Ноты к итальянским пьесам Скачать ноты