Концертный репертуар пианиста

Концертные произведения советских композиторов

Пьесы композиторов прибалтики

Н.Раков - Концертные этюды

Ч.Сентенат - Четыре прелюдии

Е.Светланов - Соната № 3

Б.Чайковский - Соната №1

Ноты к фортепианным произведениям для концерта

 

 

Ноты Крейслера
Концертный репертуар пианиста
Ф.Крейслер
Прелюдия и Аллегро
в стиле Пуньяни
концертная обработка для фортепиано Н.Ванеева
"Государственное музыкальное издательство", 1954г.
номер 23787

 

 

 

Что такое концерт?

 

В большинстве современных музыкальных соревнований в финальном решающем туре звучат инструментальные концерты. И это не случайно: в масштабной и очень емкой форме концерта, может быть, наиболее отчетливо выявляются достоинства и недостатки музыканта, самые различные грани его таланта. Концерт —один из властителей нынешней музыкальной эстрады. И это место принадлежит ему уже давно.

Еще в XVII веке была известна форма подобного музицирования. Тогда большое распространение получили так называемые кончерто гроссо: небольшая группа солистов противополагалась здесь оркестровому ансамблю. (Вспомним, что латинское слово «concertare» означает соревноваться). Образцы кончерто гроссо мы встречаем в творчестве Вивальди, Генделя и других старинных мастеров. Впрочем, великие композиторы XVII — XVIII веков создавали и концерты для солирующих инструментов в сопровождении оркестра. Однако классический тип концерта окончательно оформился в творчестве Моцарта. Его перу принадлежит около 50 произведений подобного плана. Моцартовская трактовка концертного жанра осталась жить в музыке, обогащаясь и развиваясь с течением времени.
Концерт — сочинение для одного (реже для двух или трех) инструментов и оркестра. Музыкальный материал дает возможность солисту выявить выразительные возможности того или иного инструмента, продемонстрировать различные аспекты своего мастерства. Обычно концерт состоит из трех частей.

Сонатная форма лежит в основе первой части; вторая часть, медленная, выдержана в лирических тонах; заключает произведение быстрый, энергичный финал. Характерной чертой концерта является наличие каденции. На раннем этапе содержание каденции составляла свободная импровизация солиста на основе предыдущего тематического материала в конце первой (а иногда второй и третьей) части. Однако со времен Бетховена авторы сами специально создают концертные каденции.
Бетховен внес значительнейший после Моцарта вклад в развитие инструментального и прежде всего фортепианного концерта. Если у Моцарта при сопоставлении, солирующей и оркестровой партий оркестр играл по преимуществу сопровождающую роль, то Бетховен придает концерту черты ярко выраженной симфоничности. Представители музыкального романтизма XIX века наполнили новым содержанием классический концерт. Что касается до самой формы, то радикальные изменения внес в нее Лист. В его двух фортепианных концертах все части соединены в одну, построенную на едином тематическом материале. Тем не менее большинство композиторов оставались верны классической схеме. Это касается и лучших инструментальных концертов, созданных в XX столетии. Наконец, в наше время возрождается (конечно в новом качестве) форма концерта для оркестра без солиста.
На протяжении веков было создано немало замечательных концертов для различных инструментов. «Лидирует» здесь фортепиано; за ним скрипка.

Календарь - В мире музыки - 1970г.