Н.Метнер - Ноты для фортепиано

Собрание сочинений

произведения для фортепиано композитора Николая Метнера

 

 

Ноты к сказкам композитора
Н.Метнер
Сказки

для фортепиано
"Музыка", 1991г.
номер 14807

содержание:

 

Соч. 20 № 1
Соч. 26 № 3
Соч. 42 № 2. (Фригийский лад)
Соч. 51 № 1
Соч. 51 № 3
Соч. 54, Тетр. I, № 2. Сказка птичек
Соч. 54, Тетр. II, № 2. (Скерцо)

играть на фортепиано Метнера Скачать ноты

 

 

Т. НАЗАРОВА-МЕТНЕР
композитор

ДУША ЭТОЙ ТЕМЫ - РУССКАЯ

 

Вскоре после выхода в свет тома писем Николая Карловича Метнера Мариэтта Сергеевна Шагинян писала в своей статье «Любителям музыки»: «Широкая общественность, к сожалению, мало знает музыку Метнера. Между тем полвека назад москвичи не пропускали концертов Метнера, доставлявших своим слушателям огромное духовное наслаждение. Самый младший из тогдашней знаменитой троицы (Скрябин, Рахманинов, Метнер), он имел свой ярко выраженный путь в музыке, свою тему, свой стиль исполнения. Рахманинов, очень строгий в своих оценках, много раз, устно и печат-но, называл Метнера величайшим композитором нашей эры».
Еще в 1919 году Рахманинов писал: «Россия уже начинает понимать, что он занял свое место в ряду наших „бессмертных"».
Большая личная дружба связывала двух гениальных русских композиторов.

На публикуемой любительской фотографии Рахманинов снят рядом с Метнером во время своего приезда в Лондон в 1938 году. Композиторов сближала глубокая любовь к Родине и общность взглядов на искусство. Не случайно именно Рахманинов напечатал в Швейцарии в своем маленьком издательстве «Таир» (название образовано по первым двум буквам имен его дочерей Татьяны и Ирины) книгу Метнера «Муза и мода», в которой автор взволнованно и горячо отстаивает реалистические основы музыкального искусства перед натиском модернизма.

После смерти Рахманинова, весной 1943 года, никто не нашел о нем таких точных,и сильных слов, какие сказал о своем старшем друге Метнер: «Тема его вдохновеннейшего Второго концерта — есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России и только потому, что ДУША этой темы русская.. Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия».
Как и Рахманинов, Метнер живо интересовался русской народной песней. Его ученик Н. И. Сизов в своих воспоминаниях об учителе пишет: «Не забуду, как он восхищался хором М. Е. Пятницкого, особенно отмечая простоту и целомудренность исполнения. Многие песни Николай Карлович услышал здесь впервые. Встретив в них такую близкую ему стихию, он сидел зачарованный, неподвижный и следил за хором, не отводя глаз».

Мой отец Борис Александрович Метнер — родной племянник композитора — вспоминал, как радовался дядя Коля, когда ему удавалось приобрести новый экземпляр русских народных сказок для своей большой коллекции.
Многие фортепианные пьесы Метнер называет «Сказками». Среди «Сказок» последних лет есть посвященные его любимым персонажам — Золушке и Иванушке-дурачку. А одна из поэтических сонат для фортепиано называется «Соната-сказка».
Во вступительном, слове на торжественном концерте в Большом зале Московской консерватории, когда отмечалось столетие со дня рождения Метнера (в начале января 1980 года), наш прославленный дирижер Евгений Светланов выразил надежду, что этот концерт положит начало всемирной известности Метнера.
Сочинения Метнера требуют от исполнителя высокий профессиональности.
Метнер был выдающимся пианистом своего времени. Фортепианная фактура трех его концертов для фортепиано с оркестром, сонат, сказок, фортепианного квинтета, произведений для скрипки и фортепиано, сонаты-вокализы и большого количества романсов своеобразна, сложна и изысканна.
Партия фортепиано в романсах не только равноценна партии голоса, но, иной раз, едва ли не более значительна.
Большое количество романсов написано на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Гёте: композитора могла вдохновить только высокая, истинная поэзия.
Автор настоящей статьи выражает надежду, что знакомство с творчеством Николая Метнера принесет радость широкому кругу любителей музыки.

День песни Выпуск 4