В пособии рассматриваются практические приемы настройки фортепиано
по биениям в терциях и секстах. Объясняются преимущества нового метода
настройки над прежней кварто-квинтовой настройкой. Фортепиано, настроенное
по новому методу, имеет особое певучее звучание. Этот метод опробован
и проверен многолетним стажем работы. Он прост и потому доступен как
начинающему настройшику, как и опытному специалисту, работающему еще
но старому кварто-квинтовому методу.
В методе приводятся некоторые сведения из музыкальной акустики, знание
которых необходимо для точной настройки интервалов. Даны подробные сведения
о биениях в интервалах; приведены примеры подсчета биений. Значительное
место уделено оригинальным способам контроля настройки.
Настройка фортепиано
Л.Г. Курочкин, Н.В. Бурдина
”Композитор”, 1999г.
Только для информации!!!
Содержание:
Предисловие
Вопросы настройки фортепиано освещались во многих книгах, брошюрах и
журнальных статьях, выходивших в России в разное время, например:
Аллой С. М.у Фадеев И. Г. Ремонт роялей и пианино. М.: Легкая индустрия,
1968; 2-е изд. 1973.
Бернард М. Искусство настраивать фортепиано, СПб., 1848.
Богино Г, К. Современная настройка фортепиано // Музыкальное искусство
и наука. М., 1970.
Выборгский Н. Как настраивать фортепиано // Музыкальная жизнь, 1982.
Дьяконов Н. А. Рояли и пианино. М.: Лесная промышленность, 1964.
Зимин П. Н. Фортепиано в его прошлом и настоящем. М.: Музгиз, 1934; 2-е
изд. — 1968. Космач Э. Как настраивать фортепиано // Музыкальная жизнь,
1966.
Порвенков В. Г. Настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 1977.
Порвенков В. Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка,
1990. Пронин Е. Я. Практика по настройке фортепиано: Программа для музыкальных
училищ. Муз. училище при Московской гос. консерватории им. П. И. Чайковского,
1987.
Снитко-Сорочинский Л. К Настройка и ремонт фортепиано. М.: Музыка, 1974.
Во всех этих источниках настройку фортепиано рекомендуется проводить по октавам, квинтам и квартам с проверкой другими интервалами, трезвучиями и аккордами. Наиболее обоснованно, подробно и научно материал излагается в указанных книгах В. Г. Порвенкова, удачно сочетающего в себе знания ученого-акустика и опыт мастера-настройщика. В своих книгах автор впервые в России подвергает критике кварто-квинтовую настройку и утверждает, что этот метод настройки нуждается в усовершенствовании. По его мнению, хотя фортепиано и легко настраивать по октавам, квинтам и квартам, но качество настройки при этом оставляет желать много лучшего; такую настройку можно принять как приближенную, начальную, но не как окончательную.
Критика оказалась своевременной. Настройщики, откликнувшиеся на нее, разделились
на две группы. Одни стали искать способы усовершенствования кварто-квинтовой
настройки; другие занялись поисками новых методов настройки. В 1986 году
авторы предлагаемого пособия нашли свой, принципиально новый метод настройки
фортепиано по биениям в терциях и секстах. Мы стали опробовать его на
практике. Практика показала, что инструменты, настроенные по нашему методу,
т. е. по биениям в терциях и секстах, приобретают небывалое одухотворенное
певучее звучание, сравнимое или с голосом певца, или с голосом вибрирующей
скрипки и виолончели. О таком звучании инструмента стали говорить: "рояль
поет". Теперь это является высшей оценкой качества настройки инструмента.
Превосходное качество настройки, легкость и доступность нашего метода
оценили настройщики, и потому метод продолжает распространяться и утверждаться.
Ни одного настройщика этот метод не оставляет равнодушным и незаинтересованным.
Настройка нижнего и верхнего регистров по нашему методу идет в основном
так же, как и в других существующих методах и школах.
Предлагаемое пособие будет необходимо и очень полезно начинающему настройщику-любителю,
у которого нет постоянного мастера-наставника. При этом настройщик должен
иметь хотя бы минимальное музыкальное образование.
Считаем, что материал этого пособия окажет помощь и преподавателям, готовящим
будущих настройщиков.
Многое из этого пособия будет полезно и уже опытным настройщикам, до сих
пор работающим только но квинтам и квартам, если, конечно, они сумеют
перебороть свое сопротивление всякому новшеству, найдут в себе мужество
и любопытство подробно познакомиться с пособием и потом несколько раз
выполнят настройку фортепиано по-новому, — тогда им сразу станет ясно,
в чем преимущество нашего метода.
Авторы осознают, конечно, что многие вопросы, возникающие в практике настройки,
остались не затронутыми в пособии. Цель данного пособия состоит не в том,
чтобы осветить весь большой опыт работы настройщиков разных школ и направлений.
Цель совсем в другом: доказать, что пора, давно уже пора переходить от
настройки фортепиано по квинтам и квартам к более качественной, прогрессивной
настройке по биениям в терциях и секстах. Наш многолетний опыт убедил
нас в этом, и мы хотим поделиться своими знаниями с самым широким кругом
настройщиков и музыкантов.
Часть первая. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
О спектре музыкального звука
О Таблице расположения гармоник
О равномерно-темперированном строе
О биениях в интервалах.
Примеры подсчета биений
О Таблице стандартных чисел биений в интервалах
О квинтах и квартах
О прослушивании биений
О сравнении биений на слух
О тренировке слуха
О настройке интервалов по биениям
Часть вторая. НАСТРОЙКА ФОРТЕПИАНО
Планы настройки области темперирования при ля = 440Гц
Первый план настройки
Второй план настройки
Третий тан настройки
Четвертый план настройки
Сколько существует планов настройки?
Что настраивают после выполнения темперации?
Настройка басового регистра
Настройка дискантового регистра
О надежности (стабильности) настройки
О настройке старых инструментов
О темперации пониженного строя
О выполнении темперации повышенного строя
Виды настройки фортепиано
Несколько практических советов начинающим настройщикам
Инструменты для настройки фортепиано
О регулировке механики
Заключение
Приложения
Приложение. Таблица. Стандартные числа колебаний звуков
Приложение. Таблица. Стандартные числа биений в интервалах
Приложение. Способ составления Таблицы
Приложение. О контроле выполнения темперации с помощью биений в уменьшенных
квинтах