Т.Назарова-Метнер Ноты для фортепиано


фортепианные пьесы для детей композитора Татьяны Назаровой-Метнер

 

 

Пьесы для детей
Т.Назарова-Метнер
Детские пьесы

для фортепиано
"Музыка", 1988г.
номер 13735

содержание:

 

Татьяна Борисовна Назарова-Метнер родилась в Москве, в семье с большими музыкальными традициями. Ее отец—Борис Александрович Метнер — был родным племянником выдающегося русского композитора Николая Карловича Метнера. Вся жизнь Назаровой-Метнер связана с «комбинатом» имени Гнесиных— школой, училищем, институтом, который она с отличием и с квалификацией концертного исполнителя окончила как пианистка и как композитор. Татьяна Борисовна плодотворно работает почти во всех жанрах — от оперы («Царь Фёдор Иоаннович» по А. К. Толстому), симфонии и кантаты до музыки к мультфильмам. Особой любовью композитора пользуется фортепиано. Здесь и сонаты, и концерты для фортепиано с оркестром, и детский концерт для двух фортепиано и ударных, и виртуозные концертные произведения — интродукция и токката, Былина и фуга-пляска, «Памяти Гарсии Лорки» и др.
Большое количество фортепианных пьес и этюдов написано для ДМШ, причем, что особенно ценно, значительная их часть — для младших классов. Особый интерес представляют два цикла полифонических вариаций на народные темы и пять циклов вариаций в диатонических ладах. Начиная преподавать сочинение в школе им. Гнесиных, Татьяна Борисовна столкнулась с досадным явлением: даже одаренные дети из старших классов были чрезвычайно неразвиты в ладово-гармоническом отношении. Именно тогда родилась идея обогащения педагогической литературы вариациями в особых диатонических ладах. Самые легкие не случайно названы «Калейдоскопами»: необходимость мгновенного образного и ладового переключения (каждая вариация очень коротка) —задача для ребенка новая, интересная и весьма полезная, воспитывающая творческого исполнителя.

В 1969 году издательством «Советский композитор» был опубликован сборник, который и сейчас пользуется большим успехом у педагогов и учащихся. В настоящем издании автор счел целесообразным обновить состав сборника. Многие пьесы (например, неоднократно переиздававшиеся Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я») заменены новыми.
Автор — талантливый композитор, пианистка и педагог — начала создавать этот сборник еще будучи студенткой музыкального училища им. Гнесиных, во время прохождения курса фортепианной методики. Сочинялись в основном примеры на те виды техники, над которыми велась работа непосредственно на уроках. Именно тогда появились легчайшие, исполняемые преимущественно одними третьими пальцами пьесы — «Сосульки тают», «Часы с кукушкой» — и оригинальная пьеска «Бабушка и внучек», где при минимальных (всего три строчки) размерах даны два яркоконтрастных образа. С этой точки зрения интересна и маленькая сонатина «Игра в жмурки».
Две пьески — «По лугам и холмам» и «Осенью унылой» — связаны со звукорядом, на котором основывается так называемая «шопеновская позиция». Это — клавиши ми, фа-диез, соль-диез, ля-диез, си-бекар (си-диез). Длинные пальцы естественно ложатся на черные клавиши, короткие пальцы— на белые. Г. Нейгауз назвал эту позицию «гениальной формулой».

Вторая, четырехручная часть сборника состоит в основном из обработок народных песен и танцев. Обе одинаковые по трудности партии должны играть сами ученики. Это действительно настоящие ансамбли, а не просто мелодии с аккомпанементом.
На своих многочисленных встречах с педагогами-пианистами в разных городах нашей страны, проводя семинары и открытые уроки, Назарова-Метнер не только делилась своим опытом, но старалась также побольше узнать о работе коллег. Нередко возникала переписка с педагогами. Татьяна Борисовна с удовлетворением узнавала о том, что показанные ею приемы приносят несомненную пользу.
То обстоятельство, что предлагаемый сборник создан не только композитором, много работающим в области детской музыки, но и педагогом по призванию, с большим опытом и настоящей любовью к педагогической работе, гарантирует публикуемым пьесам и этюдам долгую жизнь.
Сборнику предпослана краткая методическая записка автора.
А. АРТОБОЛЕВСКАЯ заслуженный учитель РСФСР

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
 
Цель сборника — пополнить репертуар учащихся I—IV классов ДМШ пьесами и этюдами на развитие тех пианистических навыков, которым, по мнению автора, уделено недостаточное внимание в имеющейся педагогической литературе.
В методической записке автор касается нескольких моментов, существенных для первых лет обучения.
Пианисты располагают единственным приемом, дающим возможность достижения настоящего певучего легато, когда создается полная иллюзия «переливания» одного звука в другой. Этот прием состоит в том, что при достаточно плотном нажатии на клавишу предыдущий звук следует едва заметно передержать. На какой-то миг будут слышны обе ноты одновременно.
В начале своей педагогической деятельности я показывала это не раньше, чем на втором году обучения. Несколько позже, уже работая в Институте им. Гнесиных, я затронула эту проблему в разговоре с Г. Г. Нейгаузом. Генрих Густавович высказался категорично; прием передержки предыдущего звука надо показывать уже на начальном этапе обучения» когда ученик только начинает связывать два звука третьим и вторым пальцами.

Весьма распространено среди педагогов мнение, что маленьким детям опасно показывать плотный нажим на клавишу, что это вызывает напряжение, зажатость всей руки. Да, на первых порах действительно вызывает напряжение. Но оно постепенно проходит. Здесь все зависит от внимания педагога. Важно научиться полностью освобождать руки и в то же время в самом начале выработать ценнейшее пианистическое качество — активность кончиков пальцев, их контакт с клавиатурой, ощущение упругой и, вместе с тем, свободной кисти. Кстати, чем меньше разговоров с маленьким учеником о приемах — тем лучше. Дети обладают великолепной способностью копировать. Поэтому основным в начале обучения является метод показа.
Ученик должен физически ощутить, что «чувствует клавиша», когда из инструмента извлекается глубокий, полный звук. Именно так ребенок скорее освоится с профессиональным звукоизвлечением. Надо только на каждом уроке возвращаться к этому.
Что касается певучего, выразительного легато, с полной ответственностью могу сказать, что здесь ни возраст, ни строение рук, ни сила пальцев решающей роли не играют. Все дело в правильности приемов, показанных педагогом, в желании учителя и ученика услышать настоящую кантилену, в их обоюдной нетерпимости к игре равнодушными пальцами. Воспитывать надо прежде всего разборчивый слух.
Ощутить упругость мягкого и певучего звукоизвлечения помогает такое упражнение: связывая два звука третьим и вторым пальцами, выполнять это как «вдох» и «выдох».
Следует объединить момент плотного прикосновения третьего пальца к клавише с небольшим движением правой руки вправо и вверх (левой — влево и вверх). При этом как бы возникает «кистевая рессора» (кисть упруга и свободна). Второй палец легко снимается — «выдох».

В настоящем издании добавлены новые пьесы на аккорды — задание, которое, насколько мне известно, никогда еще не предлагалось в печати начинающим (имеются в виду первые три-четыре месяца обучения, а для ребят с профессиональными данными —и меньший срок). Практика подтвердила, что правильная организация руки на клавиатуре легче удается на трехзвучных аккордах» где заняты первый, второй и пятый пальцы, а не на пустых квинтах и секстах. Для правой руки это секстаккорды, для левой — квартсекстаккорды. Работа с такими аккордами ведет к хорошей постановке свода руки, к активности первого и пятого пальцев, которые прикасаются к смежным (внутри сексты) клавишам. Это понадобится потом для крупной техники, и одновременно вырабатывается необходимое ощущение пальцевой цепкости.

Разумеется, прежде чем разучивать этюды и пьесы на такое задание, следует поиграть упражнения на аккорды; поиграть их от всех нот, перенося через октаву и обратно. Не бояться черных клавиш!
Во всех аккордовых пьесах указана педаль (по желанию).
Е. Ф. Гнесина — педагог, абсолютно нетерпимо относившийся к малейшим проявлениям дилетантизма, — разрешала даже совсем маленьким своим ученикам в некоторых случаях педализировать, играя почти стоя, так как ноги еще не дотягивались до педали даже при низкой посадке (разумеется, если дети умели себя слушать и были по-настоящему музыкальны). Получаемое учениками эстетическое наслаждение от педальной звучности компенсирует эпизодические нарушения в посадке. Вполне можно разрешить и левую педаль.
Известную трудность представляет освоение пунктирного
ритма. Для того, чтобы ритмическая фигура Методические пояснения не превращалась в триоль, можно рекомендовать довольно забавный, но многократно оправдавший себя способ: берется четырехсложное слово с одинаковым количеством букв во всех четырех слогах и с ударением на первом слоге. Автор ничего лучшего за всю свою педагогическую жизнь, чем «пу-го-ви-ца» и «лу-ко-ви-ца», придумать не смог. Распределение слогов, естественно, такое:

Как играть пьесы Произнесение слова в пугови- ца раз-и нужном темпе получается само собой.
Знакомство с различными диатоническими ладами обогащает слуховые представления ученика. Прежде, чем давать вариации «Калейдоскоп» (III—IV кл.), желательно познакомить ученика с ладовым своеобразием народной музыки и наиграть примеры из музыкальной литературы. Показать, например, лидийский лад в некоторых мазурках Шопена, все диатонические лады в до-мажорной фуге Шостаковича и др.
Возможно, «микросонатина» «Игра в жмурки» будет первой сонатиной в репертуаре ученика. Предварительно имеет смысл в самых общих чертах познакомить ребенка с сонатной формой, проиграть ему несколько легких сонатин или сонат. Вообще, как мне кажется, любую новую пьесу всегда стоит проанализировать с точки зрения ее формы: это ускоряет запоминание, делает работу более осмысленной. Если у ребенка есть композиторские задатки — такой анализ будет полезен вдвойне.
Татьяна НАЗАРОВА-МЕТНЕР

Этюды и пьесы Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Краткие сведения

 

НАЗАРОВА Татьяна Борисовна — русский советский композитор — родилась 24. IX. 1928 года в Москве. Окончила Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу фортепиано у Е. Гнесннон и по композиции у Н. Пейко. Среди ее произведений: «Детская сюита», «Хореографические миниатюры» для симфонического оркестра; концерт для фортепиано с оркестром на темы хакасских народных мелодий; квинтет для флейты со струнным квартетом; вокальные произведения (в том числе циклы «Песни Хиросимы», «Японская тетрадь»; «Фантазия» для фортепиано с оркестром народных инструментов; песни, хоры; фортепианная музыка (2 сонаты, полифонические циклы, множество детских пьес, и др.); обработки народных песен; музыка к кинофильмам.

Альбом советской детской музыки для фортепиано Том 2