А. Артоболевская - Первая встреча с музыкой

Ноты для начинающих ДМШ



Ноты, пособия, самоучители для фортепиано

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Я глубоко убеждена, что первый этап обучения является решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта. Это как бы посадка первого семени, из которого впоследствии вырастет огромное дерево.
Г. Г. Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста. Этими мудрыми словами я руководствовалась и продолжаю руководствоваться на протяжении многих лет в своей педагогической работе.
Повторяю, музыке необходимо учить в раннем возрасте всех детей независимо от того, откроется ли в ребенке к четырем-пяти годам музыкальная одаренность. (Часто бывает, что способности проявляются не сразу.) Именно в этом возрасте легче всего приобщить малыша к музыке, чтобы она стала близкой и понятной ему на всю жизнь. Ведь в четыре-пять лет малыш не только начинает познавать то, что его окружает, но и испытывает желание подражать, испытывать свои силы во всем, что он воспринял и накопил.

В своем пособии я обращаюсь прежде всего к тем педагогам и родителям, кто согласен со мной, что не следует бояться «отнимать детство у ребенка» (как это иные считают), к тем, кто понимает все преимущества обучения с самого раннего возраста и, конечно, к тем, кто искренне любит музыку и уверен в ее необходимости для каждого человека.
Очень важно, и это пожалуй, наиболее трудно,- вводить занятия музыкой в жизнь ребенка естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (вроде игры в куклы для девочек или в солдатики - для мальчиков). Трудовые обязанности ребенок узнает позже, в положенный срок, а сначала надо открыть ему чудесную, загадочную страну музыки, помочь полюбить ее, не насилуя естества ребенка.
Большую роль в первый период обучения музыке играет домашнее окружение. Счастлив тот ребенок, у которого дома есть родные, горящие энтузиазмом, несмотря на собственную загруженность работой, стремящиеся помочь малышу «перейти любую канавку», преодолеть встретившееся затруднение. Мама, папа, бабушка, дедушка, старший брат или сестра, если они любят музыку н любят ребенка, могут стать незаменимыми помощниками в деле его ежедневного обучения. (Даже если они не учились музыке и не умеют играть ни на каком музыкальном инструменте.) Я особенно подчеркиваю слова «ежедневного обучения», потому что с первого же шага ребенку нужна ежедневная помощь в освоении нового. Только с такой помощью музыка становится для ребенка самой жизнью, а не одним из, - хотя бы и признаваемых им, - занятий.

Не знающие музыкальной грамоты и не умеющие играть на рояле родители, став «ассистентами» педагога, должны сами в какой-то мере учиться, особенно в первое время, чтобы по возможности помогать малышу. Правда, очень скоро ребенок опережает своих помощников в освоении исполнительских приемов, благодаря гибкости движений н интуиции, так свойственной детскому возрасту.
Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, и воспитывать музыкой.
Материал, который я даю в своем сборнике, отобран мною не потому, что я считаю его лучшим из возможных, а потому, что он наиболее удачно выполняет, мои педагогические задачи, он мною тщательно «отработан». Предлагаемый подбор вещей удобен для меня. В нем выверены нужные исполнительские приемы. Он помогает избежать целого ряда «опасностей» в работе, помогает устранить неполадки в постановке рук.
Самая распространенная «опасность» - зажа-тость рук. Для того, чтобы избежать ее в самом начале обучения, я раскладываю какую-либо известную ребенку мелодию между правой и левой руками и даю играть ее одними третьими пальцами. Главное при этом - свобода рук, их естественные движения для передачи музыкальных мыслей и чувств. К примеру, давая «Лёку», мы добиваемся свободы снятия и переноса левой руки после глубокого погружения на главную ноту мелодии. В «Дразнилке» используем впервые легато «длинными» пальцами - 4, 3 и 2 в правой руке, при полной симметрии идущих навстречу 4, 3 и 2 пальцев в левой руке. «Воробей» возвращает и закрепляет прием погружения веса руки на центральный, третий палец - самый длинный, который первым прикасается к клавиатуре («богатырь Гвидон» - так его прозвали дети, знающие «Сказку о царе Салтане»).

Подбирая материал для переноса руки через руку, «полеты» на разные интервалы, я стремлюсь развить в ребенке мобильность, быструю реакцию. При использовании противоположных штрихов (легато в одной руке, стаккато - в другой), а также противоположных оттенков, хорошо развивается координация внимания (в пьесах «Курочка», «Дождик»). Перечислять можно было бы еще много, но обо всем этом" читатель более подробно прочтет ниже.
Длительно работая на одном и том же материале с разными учениками, постепенно превращаешь его в некую основу, в которой суммируются многие педагогические находки. Отобранные пьесы становятся как бы «эталоном», и такой «эталон», на мой взгляд, необходимо создавать для себя каждому педагогу. Конечно, кроме основных вещей, я прохожу с каждым учеником большой дополнительный материал.
Подбор пьес в данном сборнике отражает давно сложившееся у меня убеждение, что ребенка надо сразу «окунать» в музыку, давая ему возможность с первых же встреч активно действовать, создавать музыкальный образ. Каждое, даже самое маленькое произведение, должно запечатлеться в сознании ученика как целостный образ, который может заинтересовать и пробудить фантазию ребенка. А каждый образ диктует определенные исполнительские приемы. Более того, от яркости возникшего образа у ребенка подчас как бы сама собой рождается способность передать его необходимыми для этого движениями рук.
Как я уже упоминала, одна из важнейших для меня задач - зажечь в ребенке интерес к музыке, слить музыку с его жизнью, с его играми. Но вместе с интересом надо столь же тщательно прививать любовь к работе. Если ребенок воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ собственными силами. Желание добиться его воплощения естественно. Но отсюда должна зародиться и склонность к многократным повторениям, к тому, что мы называем «умением работать».
Признаюсь, что я не боюсь давать детям большое количество вещей. Я иду за возникающим у них интересом, позволяю пробовать им в музыке все, что привлекает их внимание, что они слышат у других или по радио. Я убедилась, что дети иногда гораздо успешнее двигаются вперед на более трудном для них материале, если он их эмоционально затронул, чем на легком, доступном им, но не увлекшем, ничем их не заинтересовавшем. Когда материал для ученика труден, я не требую предельной отделки его. Уверена, что исполнение будет совершенствоваться с ростом самой личности ученика, накоплением новых исполнительских приемов.

Г. М. Коган, некогда учившийся в Киеве у моего любимого профессора В. В. Пухальского (у которого я впервые кончила консерваторию), вспоминал, что некоторые «шероховатости. которыми грешила в свое время игра иных учеников Пухальского, не помешала им вырасти впоследствии в более или менее - соответственно таланту - видных исполнителей.».
«Он, - пишет Г. М. Коган, - полагал, что естественное и нормальное развитие ученика важнее показного совершенства отдельных его выступлений: преждевременная «законченность» игры казалась ему столь же бесперспективной, как те цветы без корней, которые в руках японских фокусников пышно расцветают за две-три минуты, чтобы тут же увянуть. Исполнение, - говорил Пухальский,- должно зреть вместе с исполнителем: многое, чего сегодня ученик еще не чувствует, не слышит и потому не выполняете произведении, он должен - если развитие его идет нормально - сам услышать и почувствовать завтра, или через месяц, или через год: тогда и придет время выполнить почувствованное и услышанное.».
Давая большое количество вещей, я считаю обязательным требованием к ученику-помнить и держать «на вооружении» большую часть пройденного репертуара. Мои ученики, как и я сама, помнят почти все, что они учили со мной за долгие 11-15 лет занятий. Если не регулярное повторение пройденного, то хотя бы изредка возвращение к старому закрепляет полученные навыки, происходит осмысление на новом этапе недоосознанного ранее. При повторении пройденного у ученика появляется потребность разнообразить звукоизвлечение, и новые звуковые представления неизбежно рождают новую технику в пройденных ранее вещах.

Мой способ преподавания закономерно требует общения со слушателями. Я стараюсь внушить ребенку, что все накопленное им в занятиях должно быть показано в публичных выступлениях. Естественным завершением учебного года в моем классе является концерт-самоотчет каждого ученика; дети дают как бы развернутый показ накопленного ими репертуара перед слушателями. С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем, что приобрел - в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причем так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность.
К сожалению, у нас, особенно в районных школах, педагоги часто боятся упреков в какой бы то ни было недоработке, недостаточной отшлифовке и поэтому у них на открытых вечерах как правило выступают только самые способные ученики, а также те, у которых педагоги сумели затушевать все их недостатки. Стремление затушевать недостатки часто приводит к тому, что нивелируется индивидуальность, скрывается не только плохое, но и хорошее, отражающее своеобразие ученика. Может быть, я впадаю в другую крайность, но я совсем не боюсь упреков в недоделке и недошлифовке - мне всегда кажется гораздо более важным показать ученика на всех этапах его роста, со всеми индивидуально присущими ему чертами и в той трактовке, которая свойственна его личности в данный период.

За все годы моей педагогической работы я следовала правилу, высказанному не помню кем, что педагог должен быть рядом с учеником, убирая с его пути все мешающее и ненужное, но отнюдь не пытаясь перетащить на свой путь. Важно как можно раньше определить путь ученика. При этом педагогу следует не только стремиться понять ученика, но и помочь ему проявить свои индивидуальные особенности, понять себя. Для этой цели и следует возможно чаще давать играть публично. Публичное выступление выявляет достоинства и недостатки ученика, учит тому особому напряжению и волевой выдержке, которые так важны в становлении исполнителя. Педагогу при этом удается лучше распознать своих учеников.
Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля- вот что движет в работе учащегося. Не ради техники должен он заниматься много часов в день, а музыка должна рождать потребность в занятиях, а отсюда-и саму технику.
В заключение могу сказать, что я безгранично верю в скрытые в ребенке творческие силы, которые, если суметь их пробудить, могут яркой вспышкой озарить сложный педагогический процесс и позволить шагнуть через все скромно намеченные нормы и планы. Если ребенок что-нибудь очень любит, он способен проявить чудеса неутомимости и дать такие результаты работы, на которые не смеешь и надеяться. Эта вера в силы ребенка красной нитью прошла через все годы моего педагогического труда.