Первые шаги маленького пианиста

Ноты для фортепиано

Ноты для обучения игре на фортепиано для первых лет

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

 

Настоящий сборник в соответствии с программой, методически обоснованно и в достаточном объеме предоставляет педагогам детских музыкальных школ материал для работы с начинающими.
В сборнике использована музыка из многих изданных ранее детских учебных пособий; кроме того, специально для него сделаны переложения детских песенок из учебников по сольфеджио и сборников для детских садов, а также включена музыка народов нашей страны.
Пьесы сборника различны по характеру и стилю, по музыкальным и техническим задачам. Расположены они в порядке постепенного усложнения этих задач.
Целесообразный подбор и последовательность материала имеет большое значение для успехов в занятиях с начинающими учениками, способствует их правильному музыкальному развитию и формированию необходимых навыков исполнения и, конечно, значительно облегчает работу педагога.
Сборник дает возможность вести ученика детской музыкальной школы в течение первых двух-трех лет обучения.
Издание состоит из двух разделов:
1-й раздел - песенки, легкие пьесы, этюды;
2-й раздел - ансамбли.
При работе с учеником следует пользоваться параллельно обоими разделами, так как ансамбли дополняют основной материал и приносят большую пользу музыкальному развитию ребенка.
Настоящее пособие составлено педагогами детской музыкальной школы № 23 г. Москвы по инициативе талантливого музыканта и опытного педагога-методиста, заслуженного учителя РСФСР Т. И. Взоровой (1903-1976).

Впервые сборник был издан в 1985 году, тогда же он был одобрен многими педагогами и с тех пор несколько раз переиздавался. За последние годы он получил широкое применение в детских музыкальных школах. Готовя настоящее исправленное и дополненное издание, авторы старались учесть замечания и пожелания, высказанные преподавателями, накопившими немалый опыт в работе с этим материалом.
В настоящее издание добавлено двадцать новых песенок в двухручном изложении и ряд легких пьес и этюдов. Все они имеют точное методическое задание. Кроме того, сборник пополнен давно не издававшимися и вполне доступными по трудности произведениями Гайдна, Моцарта, Генделя, Брамса и Бартока, а также пьесами Свиридова, Полунина, Тевдорадзе и др. В сборник включено несколько этюдов Черни соч. 139, которые не издавались с 1936 года и являются очень хорошим материалом для развития технических навыков. Для того, чтобы дать начинающим пианистам первоначальное представление о крупной форме, составители сочли необходимым поместить в сборнике четыре произведения в форме вариаций и три сонатины.
Весь музыкальный материал заново отредактирован, в некоторых случаях расположение его изменено с учетом трудности. Кроме того, упорядочены обозначения темпов: сначала указывается только характер музыки, затем даются русские обозначения темпов, дальше идут итальянские обозначения с переводом и, наконец, только итальянские.
Методические советы в этом издании значительно расширены.

 

 

Краткие методические советы

 

 

Приведенные ниже методические советы являются обобщением многолетнего опыта ведущих педагогов детской музыкальной школы № 23, а также многих других музыкальных школ г. Москвы.
Использование этих методических положений дает ученику прочные основы целесообразных навыков фортепианной игры, позволяющие ему в дальнейшем достичь высоких результатов. Многие ученики, даже не обладающие очень хорошими музыкальными данными, благодаря внимательному и вдумчивому обучению их на самом раннем этапе могут приобрести хорошую профессиональную основу для дальнейшего роста.
Основные задачи, которые педагог должен ставить в начале обучения - это воспитание активного интереса к музыке и инструменту, а также развитие музыкальных и исполнительских возможностей ученика. Эти задачи достаточно сложны: всем известно, с какими разнообразными трудностями связано овладение искусством игры на фортепиано. Нужно помнить, что в начальном периоде обучения закладывается фундамент основных музыкальных и пианистических навыков, поэтому с самого начала следует приучать ребенка к слуховому самоконтролю и параллельно с этим заботиться о том, чтобы приемы звукоизвлечения и двигательные навыки служили выполнению музыкальных задач. С первых же шагов нужно стремиться воспитывать свободу пианистического аппарата, помочь ученику ощутить взаимосвязь всех звеньев руки. Конечно, это не просто при наличии столь многочисленных "забот" у маленького ученика. Прививать двигательные навыки нужно ненавязчиво, исподволь, но постоянно и настойчиво. Нельзя рассчитывать только на музыкальную интуицию и приспособляемость ученика к инструменту. Но, осваивая пианистический прием, следует помнить, что не всегда полезно каждое движение пропускать через сознание ученика. Здесь бывает уместен метод показа. Педагог может также, мягко придерживая руку ученика, корректировать ее движения.
Первые прикосновения к клавиатуре зачастую становятся решающими в последующей работе по преодолению пианистических трудностей. Поэтому к первым опытам звукоизвлечения необходимо относиться с особым вниманием. Педагог должен разумно организовать движения ученика: посадка должна быть свободной (с тремя опорами) и обеспечивать возможность движения корпуса влево и вправо. Спина подтянута, предплечье и локоть отведены от корпуса так, чтобы рука постоянно находилась выше уровня клавиатуры. Локоть должен быть легким, готовым к свободному перемещению вдоль клавиатуры.

Обучение начинается с извлечения одного звука вторым или третьим пальцем (более устойчивыми). Ученик должен свободным и точным, без лишних усилий, движением "приготовленной" руки поставить кончик пальца на клавишу. При этом кончик пальца должен быть очень "прочным".
Тут же следует показать правильное положение округлой кисти (легче всего определить нужную форму, "обняв" свое колено).
Итак, вся рука должна быть поставлена на кончик пальца, при этом нужно, чтобы неиграющие пальцы, особенно первый и пятый, были пассивны, а не "разлетались" в стороны. Только такое положение обеспечивает точную опору играющего пальца, результатом чего является мягкое, глубокое и протяженное звучание (именно на нем нужно останавливать внимание ученика). "Шлепающие" или "толкающие" движения следует категорически исключить. Целью должны стать певучесть и красота звучания.
Звук прерывается при легком поднятии - освобождении запястья, с последующим поднятием кисти - ее подготовкой к извлечению следующего звука. Этот момент освобождения кисти обеспечивает свободу и точность движений, при извлечении каждого последующего звука.
Все эти движения мы показываем как бы в "замедленной съемке", в дальнейшем они постепенно ускоряются и становятся все более экономными.

Полезно отдельные звуки играть в разных октавах, с перенесением всей руки в разные регистры. Затем от отдельных звуков следует перейти к простейшим мелодиям и песенкам. Ребенок исполняет их одним пальцем - вторым, третьим, а затем и четвертым. Все проигрываемые мелодии ученик должен уметь спеть. Кроме того следует научить его играть их от разных звуков. Такое транспонирование развивает слух и ориентацию на клавиатуре.
Первые двенадцать песенок сборника рекомендуется играть правой и левой рукой по очереди вторым, третьим, а затем четвертым пальцем. В № 12 уже применяются все три пальца.
В № 13 изложение мелодии дается на двух нотных станах, мелодия переходит из одной руки в другую.
Играя поп 1еёа1о, ученик должен слышать музыкальную фразу целиком, а не только отдельные звуки, и, кроме того, стремиться к красивому звучанию. Так или иначе это связано с развитием рациональных двигательных навыков.

Перед № 16, в котором впервые вводится употребление первого и пятого пальцев, дается предварительное упражнение: интервал квинта - два звука, взятые одновременно. Оно естественным образом закрепляет показанную ранее форму кисти, определяя правильное, устойчивое положение крайних пальцев (у ребенка они, как правило, слабые и неустойчивые). Возникающие в дальнейшем трудности часто связаны именно с этими пальцами, поэтому им сразу же следует уделить серьезное внимание. Первый палец должен быть округлым и опираться "одной точкой", а не лежать на клавише. Для развития самостоятельности и активности первого и пятого пальцев дается еще одно упражнение, построенное на квинте (№ 22).
Освоение 1е§а1;о начинается с № 28, поэтому перед ним помещено подготовительное упражнение на связывание двух соседних звуков, которые играются вторым и третьим, а затем и четвертым пальцами.
Необходимо, чтобы педагог прежде всего объяснил ученику, что legato - это не механическое "перешагивание" пальцев с одной клавиши на другую, а плавный переход - "переливание" одного звука в другой. Нужно показать, как это достигается: рука свободно опирается на кончик пальца, а "последующий" палец заранее "нацелен" на нужную клавишу и в момент нажатия делает только движение вниз. При этом остальные пальцы (особенно первый и пятый) должны быть "спокойными". Это обеспечивает плавность исполнения мелодии и исключает "толчки".
Результат всех этих движений обязательно контролируется слухом ученика. Владение настоящим legato способствует певучему исполнению мелодии, ровности пальцевой игры, а в дальнейшем и развитию беглости.
Очень полезно упражнение на пяти звуках № 42. Оно развивает ощущение позиции и также помогает закрепить нужную форму кисти.
В следующих номерах появляются более длинные лиги, при этом мелодия в них переходит из одной руки в другую, так как длинная лига пока еще трудна для исполнения одной рукой.
Начиная с № 40 к мелодии добавляется сопровождение: поначалу это квинта, затем отдельные звуки и простейшие аккорды.
Постепенно появляются более сложные виды сопровождения.

При первом знакомстве с аккомпанементом необходимо показать ученику соотношение звучания мелодии и сопровождения. Умение находить правильное соотношение должно стать прочным навыком.
В № 39 впервые появляется staccato. Нужно разъяснить и показать ученику, что это то же самое non legato, но с более коротким, легким снятием пальцев.
Далее следуют более сложные по музыкальным и техническим задачам пьесы и песенки. С усложнением материала, естественно, усложняется аппликатура. Усвоение аппликатурных правил и навыков является одной из важнейших проблем для начинающих: удобная и точная аппликатура - залог хорошего исполнения, поэтому необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к ней и привычку видеть ее в нотах. Заметим, что это касается не только аппликатуры - нужно научить юного пианиста видеть и осознавать все, что написано в нотах.
Усложнение материала подразумевает также знакомство ученика с элементами полифонии, основными принципами педализации, переход к более быстрым темпам.
Для овладения навыками педализации необходима хорошая координация движений. Прежде, чем объяснить ученику элементарные приемы педализации, нужно показать ему правильное положение ноги на педали (с прочной опорой на пятке). Перед № 160, где ученик впервые сталкивается с этими проблемами, приводится специальное упражнение.

Настоятельно рекомендуется по мере прохождения с учеником материала первого раздела сборника включать в работу аналогичный по степени трудности материал второго раздела, что очень важно для общего музыкального развития ученика и приобретения навыков игры в ансамбле.
Основой правильного и последовательного обучения должно стать развитие музыкальной личности ученика. Очень важно подчинить этой цели все усилия, связанные с приобретением двигательных навыков. В ученике следует развивать критическое отношение к исполнению даже самых простых произведений, ни в коем случае нельзя форсировать продвижение ученика за счет качества.
Несвоевременный переход к быстрым темпам отрицательно сказывается на качестве игры. Неточность движений, небрежная и напряженная игра часто становятся причиной как физической, так и психической "зажатости". С этими неприятными явлениями потом очень трудно бороться.
Методически правильно организованное обучение на первом этапе, раскрепощение пианистического аппарата в дальнейшем исключают так называемое "переигрывание" рук.
Свободная посадка, удобство и точность движений, музыкальность исполнения: все это способствует пробуждению у ученика интереса к музыке и занятиям на фортепиано, что уже само по себе является важным условием его дальнейших успехов.
Надеемся, что разнообразный, интересно подобранный материал сборника в сочетании с внимательной и терпеливой помощью педагога принесет пользу музыкальному воспитанию наших детей.