Пьесы советских композиторов - ноты

Детские пьесы советских композиторов

Для самых маленьких

Пьесы для фортепиано советских композиторов

 

 

Download pdf
Педагогический репертуар
Пьесы советских композиторов
для фортепиано
для старших классов ДМШ
составление и педагогическая редакция Л.А.Баренбойма
"Музыка", 1967г.
номер 745

содержание

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

В репертуаре, который изучается в фортепианных классах музыкальных школ и училищ, произошли за последние Годы некоторые изменения: в нем наряду с западноевропейской и русской классикой все большее место начинают занимать пьесы, написанные советскими и прогрессивными зарубежными композиторами.
Однако, далеко не все педагоги отдают себе отчет в том, какую огромную роль могут н должны сыграть произведения современной музыки в воспитании музыкального мышления и фортепианной техники детей и юношей. Поэтому и сейчас можно встретить педагогов, порой весьма квалифицированных и опытных, которые неохотно включают в репертуар учащихся произведения, написанные современными авторами. К этим педагогам я главным образом к обращаюсь в этом предисловии к сборнику пьес ленинградских композиторов.

Ход рассуждений таких педагогов всегда один и тот же, я он может быть изложен, пусть и несколько схематично, так: игре на фортепиано ученик школы, а то и училища, должен научиться на произведениях детского и юношеского репертуара, написанных композиторами-классиками и уже апробированных, а затем, на каком-то другом этапе, пусть берется и за современную музыку; за годы обучения в фортепианном классе ученик успевает разучить столь малое количество пьес, что лучше пройти с ним, скажем, инвенции Баха, сонаты Гайдна, пьесы Чайковского и Грига, чем музыкальные произведения, написанные в наши дни и еще на практике не проверенные.

В чем ошибочность этих рассуждений? Не в том, конечно, что музыкальная классика должна занимать значительное место в репертуаре учащихся и, само собой разумеется, не в констатации того печального факта, что за годы обучения дети и отроки, как правило, разучивают весьма и весьма небольшое количество музыкальных произведений. Тут дело в другом: не будучи в силах преодолеть инертность своего консервативного слуха и понять язык современной музыкальной пьесы и, с другой стороны, не решаясь пойти в своей работе по еще не хоженной тропе, педагоги эти не замечают или не хотят замечать той ничем другим не компенсируемой пользы, какую приносит ученику разучивание новой современной пьесы (само собой разумеется, содержательной и яркой!).
В чем именно заключается эта польза, об этом речь пойдет дальше. Предварительно же попробуем разобраться в том, почему учащиеся многих школ и училищ разучивают так мало музыкальных произведений (ведь сам по себе этот факт также мешает внедрению в педагогический репертуар новой музыки).

Основная причина видится мне в том, что в учебных заведениях слишком большое место заняли в последние годы всякого рода «показы», «смотры», «соревнования» и «конкурсы». Оговорюсь: я вовсе не хочу сказать, что все названные формы, используемые с должным тактом, не могут дать в работе с детьми положительных результатов. Но та безудержная и неистовая «конкурсомания» и та спортивно-конкурсная атмосфера, которые имеют место в некоторых учебных заведениях, к добру не приводят. Спокойная и планомерная педагогическая работа (в ходе которой какая-то часть репертуара проходится эскизно, другие же произведения доводятся до возможного и нужного на данном этапе развития ученика совершенства) подменяется тем, что принято называть «надраиванием» игры ученика. Сам этого не замечая, учитель музыки перестает быть педагогом и превращается в тренера. Но тренер, столь нужный в спорте, в искусстве приносит ученику больше вреда, чем пользы. Тренер только и делает, что «тренирует», а истинный педагог учит искусству, системе работы над собой, над музыкальным произведением и над техникой, предоставляя ученику возможность, там где это нужно и тогда, когда это нужно, плыть самостоятельно. Педагогу-тренеру начинает казаться, что достаточно дать ученику лишние уроки, показать «как надо играть» ту или иную пьесу, и исполнение ребенка или юноши станет ярким, интересным и впечатляющим. Печальное недоразумение! Такой педагог-тренер, перефразируя известные слова Гёте, уподобляется ребенку-несмышленышу, который, торопя время, тянет руками вверх из земли стебель растения, чтобы оно скорее выросло или расправляет пальцами лепестки бутона розы, чтобы она скорее раскрылась, не будучи в состоянии понять, что от него требуется совсем другое: поливать корни и выпалывать сорняки. Конечно, при описанной методе занятий педагог-тренер может разучить с учеником мизерное количество пьес: ведь работа над каждой отнимает долгие месяцы. В этих условиях и в этой обстановке о разучивании большого количества музыкальных произведений не может быть и речи. И в первую очередь из репертуара обычно выпадают новые современные сочинения.
Пора вернуться к оставленному без ответа вопросу: почему так важно широко включать в число разучиваемого лучшее из того, что пишется современными советскими композиторами.

Прежде всего потому, что в своих лучших образцах музыка эта отражает нынешнюю жизнь, передает присущими ей интонационными средствами интересы, чаяния, мысли, переживания, близкие современному ребенку или юноше.
Но сверх этого верного и широко известного положения следует привлечь внимание и к тому, что работа над произведением, традиции исполнения которого еще не сформировались, потому-то и особенно полезна, что ни педагог, ни ученик не имеют возможности опереться на «образцы» интерпретации. В классе хорошего и инициативного педагога это обстоятельство может помочь созданию атмосферы творческих поисков и «сомнений»: можно, — рассуждает педагог вместе со своим воспитанником,—сыграть так, а можно и этак; можно взять такой-то темп, а, может быть, лучше сыграть чуть медленнее или, наоборот, чуть быстрее; можно сыграть с педалью, но, быть может, лучше оттенит характер музыки суховатая звучность и т. д. и т. п.
Впрочем, я готов согласиться с теми, которые возразят мне и скажут, что такого рода творческие «сомнения», поиски и пробы могут иметь место и при работе над широко известным классическим произведением. Могут возникнуть, больше того, должны возникнуть, но далеко не всегда возникают: привычка, сила инерции, предписания редакторов, традиции (к слову говоря, подчас весьма узкие и опирающиеся не на интерпретацию крупного художника, а на бытующий стиль исполнения в данной школе или данном училище)—все это тормозит проявление творческой инициативы педагога и ученика. В этом смысле, разучивание музыки, которая еще не исполнялась или практика и манера истолкования которой еще не сложились, открывает перед играющим и его руководителем широкие возможности, ибо они оказываются вынужденными искать свои пути интерпретации. Хотелось бы подчеркнуть, что сказанное в равной степени относится и к произведению, предназначенному для зрелого пианиста, и к несложной пьесе, разучиваемой в детской музыкальной школе.
Следует обратить внимание еще на одно важное обстоятельство, в силу которого разучивание современного произведения не может быть компенсировано работой над самым замечательным сочинением прошлых лет. Язык современной музыки—ее мелодика, гармония, полифония, фактура, форма и ее исполнительские выразительные средства—в одном случае в большей, в другом—в меньшей степени отличен от музыкальной лексики прошлого, в том числе, и сравнительно недавнего прошлого. Независимо от того, будет ли в дальнейшем тот или другой учащийся музыкантом-профессионалом или подготовленным любителем и слушателем музыки, слух его должен быть с детских лет подготовлен к пониманию современных интонаций. А для этого он должен не только слушать, но и сам играть лучшее из того, что написано современными композиторами.

Настоящий сборник наряду с другими аналогичными сборниками, выпускаемыми нашими издательствами, ставит себе задачей в какой-то степени ответить на все эти вопросы, выдвигаемые современной практикой фортепианного обучения. В этой нотной тетради представлены ленинградские композиторы старшего, среднего и младшего поколения. Большая часть помещенных пьес предназначена дли учащихся старших классов музыкальной школы: отдельные же пьесы (как, например, «Юмористическая сценка» С. Слонимского) для обучающихся в музыкальном училище.
Л. Баренбойм.

Пьеса советского композитора Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Советские композиторы для ДМШ
Сборник фортепианных пьес и этюдов советских композиторов
для учащихся III-IV классов детских музыкальных школ
составители: Е.Г.Веврик и С.Я.Вольфензон
"Советский композитор", 1957г.
номер Л-49

содержание

 

Сборник фортепьянных пьес для III— IV классов детских музыкальных школ является результатом работы секции музыки для детей и юношества Ленинградского союза советских композиторов.
За исключением нескольких пьес, ранее изданных и вошедших в репертуар детских музыкальных школ, но давно не переиздававшихся, сборник составлен из произведений, которые печатаются впервые.
Помимо пьес программного характера, в сборник входят этюды, вариации и сонатины.
Указанная аппликатура не является обязательной; при ее применении следует исходить из индивидуальных свойств того или иного учащегося.

ДМШ третий и четвертый класс Скачать ноты