произведения для фортепиано композитора
Библиотека юного пианиста
1 - 4 классы ДМШ
А.Пирумов
Детский альбом
"Советский композитор", 1968г.
номер с813к
содержание:
1. В первый класс—в первый раз!
2. Юмореска
3. Маленькая прелюдия
4. Наигрыш
5. Народный напев
6. Маленькая инвенция
7. Волынка и свирель
8. Веселая прогулка
9. Колыбельная
10. Два петушка (Канон)
11. Старый дедушка
12. Маленький марш
13. Сказочка
14. Этюд
15. Вальс
16. Игра в поезд
17. Скерцино
18. Эхо
19. Прелюдия и токката
20. Воспоминание
21. Восточный марш
22. Печальный рассказ
23. В дремучем лесу
24. Сонатина
Слушать, смотреть на Ютубе
Спасибо Александру за сборник!
Библиотека юного пианиста
младшие и средние классы детской музыкальной школы
А.Пирумов
Детский альбом
тетрадь вторая
педагогическая редакция для фортепиано Алдоны Радвилайте
"Советский композитор", 1985г.
номер с7119к
содержание:
Александр Иванович ПИРУМОВ родился в 1930 году в Тбилиси. Окончил Московскую консерваторию (1956), затем аспирантуру по классу композиции Д. Б. Кабалевского. Начал вести педагогическую работу с 1958 года; ныне профессор Московской консерватории.
Музыку А. Пирумова отличают серьезность и масштабность концепций, благородство звучания, своеобразная и совершенная техника композиции, основанная на полифоническом искусстве и связанных с ним современных принципах развития. В охватывающем широкий круг жанров творческом многообразии композитора три симфонии, концерт-вариации для фортепиано с оркестром, четыре струнных квартета, скрипичная соната; кантатно-ораториальные сочинения (среди них «Реквием в память воина-брата»), хоры, романсы. Из камерных фортепианных произведений А. Пирумова необходимо отметить цикл «Двенадцать прелюдий и фуг», а также «Токкату» и «Скерцо» (оба сочинения включались в обязательную программу I и V международных конкурсов имени П. И. Чайковского).
Представлена в творчестве А. Пирумова и детская тематика. Этот сборник (для I—V классов ДМШ) продолжает вышедший из печати в 1968 году «Детский альбом» (24 пьесы), образуя его вторую тетрадь; сюда вошли 24 пьесы и пять вариационных циклов («Вариации на тему Б. Бартока» были изданы ранее). Пьесы первого раздела публикуемой тетради имеют народно-песенную основу. Наряду с мелодической ясностью им свойственны пластичность и образная.рельефность, иногда связанные со звуковой изобразительностью («Петух», «Медведь», «Пароход»). Без усложнения пианистических задач А. Пирумов удачно вводит в пьесы новые элементы ритмики («Вор-воробей», «Станем в круг»), гармоний («Колядка», «Дразнилка»). В некоторых пьесах выделяются характерные авторские приемы. К ним следует отнести применение остинатных форм («По грибы», «Баба Яга», «Колядка») и канонической имитации («А-у!»).
В вариационных циклах второго раздела этого издания с еще большей полнотой проявляются богатство идей и техническое мастерство композитора.
Темами служат детские пьесы известных авторов. Большой интерес представляют в циклах методы варьирования, связанные со звуковысотным, структурным, метроритмическим преобразованием тематического материала. Звуковая ткань в вариациях часто формируется приемами серийной (додекафонной) техники, творчески переосмысленными композитором в тональной музыке. Оперируя звуковым составом тематических фраз (мотивов) А.Пирумов прибегает иногда к «мелодизации» (линеарному изложению) и к «собиранию», опираясь, таким образом, на технику горизонтальной и вертикальной додекафонии. В большинстве случаев эти формы преобразований взаимодействуют и дополняют друг друга. Важное значение приобретают ракоходные инверсии тематического материала (яркие примеры — вариация VI на тему Н. Мясковского и вариация V на тему П. Хиндемита). Следует отметить также прием обособления («абстрагирования») мелодических или аккомпанементных комплексов («совмещенных» в теме) с последующим их развитием. Такой прием, в частности, используется в вариации III на тему А. Корелли, где возникает «внутренний» вариационный цикл — пассакалия на обособленный басовый голос темы. В структурном отношении в вариациях А. Пирумова привлекает внимание искусная «комбинаторика» мотивов с изменением порядка тактов и добавлением новых фраз, обычно имеющих характер «выписанного ritenuto» или разработочного расширения (образцом может служить вариация I на тему Н. Мясковского). Часто в целях варьирования автор пользуется переменным размером, метрическим смещением мотивов, взаимной «модуляцией» квадратных и неквадратных структур. Нельзя не выделить как пример полифонического мастерства вариацию IV на тему П. Хиндемита — фугетту, в которой блестяще стилизованы построения «Ludus tonalis».
Вторая тетрадь «Детского альбома» уже в рукописи нашла успешное применение в педагогической практике. Она несомненно будет ценной и для учащихся и для сложившихся музыкантов в их концертных выступлениях.
В. ПАВЛОВ
Слушать, смотреть на Ютубе
Спасибо Александру за сборник!
Библиотека юного пианиста
старшие классы детской музыкальной школы
А.Пирумов
Полифоническая тетрадь
двенадцать прелюдий и фуг для фортепиано
"Советский композитор", 1983г.
номер с6568к
содержание:
Ссылки по теме:
Имя московского композитора Александра Ивановича ПИРУМОВА хорошо знакомо многим музыкантам и любителям музыки. Родился он в Тбилиси в 1930 году, в семье врача. Первоначальное образование получил в тбилисской музыкальной школе-десятилетке. Затем окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу композиции у профессора Д. Б. Кабалевского. С 1962 года Пирумов преподает курс композиции и полифонии в Московской консерватории. Сочинения его часто звучат в концертных залах, по радио, на творческих отчетах композиторов, в программах музыкальных фестивалей и конкурсов.
Диапазон творчества Пирумова очень широк. Среди созданного им симфонии, квартеты, хоровая и вокальная музыка; значительное место занимают фортепианные произведения — концерты с оркестром, сонаты, сонатины, пьесы и др. Композитор постоянно уделяет внимание музыке для детей и юношества. Первое сочинение такого рода — «Детский альбом» (24 пьесы для фортепиано; 1966), в котором автором сразу были найдены и характер музыкального языка, простого, понятного детям, и удобная для исполнения фортепианная фактура. Интерес композитора к полифонии проявляется в сочинениях разных лет. Свойственная ему полифоничность мышления раскрывается в органично проводимых имитациях, вкраплениях подголосочных элементов, одновременных сочетаниях контрастных интонаций в голосах фактуры. Пирумов часто использует полифонические формы, жанры (пассакалья, ричеркар, чакона, токката, фуга) в симфониях, квартетах, в произведениях для хора, фортепиано, гобоя, скрипки. Примечательна, например, конструктивная основа цикла «Сквозь тысячи лет» для хора a cappella по поэме В. Маяковского «Человек», где шесть хоровых прелюдий и фуг с постлю-дией объединены композиционной целостностью текста.
В Полифонической тетради композитор вновь обращается к юношеству. Впервые в своей фортепианной музыке он столь целенаправленно избирает полифонический цикл. Двенадцать трехголосных прелюдий и фуг разнообразны по музыкальному содержанию. Созерцательно-пасторальные, повествовательные мелодии сменяются импульсивными «всплесками», протяжные напевы в духе армянских и русских народных песен чередуются с яркими, ритмически активными темами. Тесная интонационная связь ощутима в каждом мини-цикле — прелюдии и фуге. Прелюдия, как правило, краткая и лаконичная, в полном смысле слова соответствует своему назначению — вступлению к фугеч когда намечаются опорные моменты темы фуги, ее гармонической основы и проступают различные образные грани дальнейшего развития. Фуги достаточно масштабны. Некоторые темы их ассоциируются с музыкой разных эпох, стилей, жанров. Тема фуги № 1 (До мажор)—ракоходное изложение ритмически иначе организованной темы фуги До мажор И.-С. Баха из первого тома «Хорошо темперированного клавира», тема фуги № 5 — ракоходный вариант одной из тем Н. Мясковского. Встречаются темы как в духе народных песен, русских или армянских (№ 3, 8), так и непосредственно основанные на фольклорных первоисточниках — древнем армянском плаче (№9) или мотиве владимирских рожечников (№ 10). Однако музыкальный язык цикла стилистически однороден. Композитор демонстрирует богатую полифоническую технику — ракоходные имитационные проведения, горизонтальные, вертикальные и зеркальные обращения тем, всевозможные стреттные соединения. Показательна в этом отношении заключительная фуга № 12, наиболее концертно-развернутая и полифонически сложная. Ее тема, построенная на двенадцати тонах, словно обобщает пройденный тональный круг. Новое сочинение Александра Ивановича Пирумова представляет несомненный интерес для музыкантов-исполнителей, для тех, кто хочет ознакомиться с современной полифонической музыкой.
Ольга КУЗИНА
Спасибо Александру за сборник!
Библиотека юного пианиста
младшие и средние классы детской музыкальной школы
А.Пирумов
Двадцать четыре маленькие фуги
педагогическая редакция для фортепиано Л.Рощиной
"Советский композитор", 1989г.
номер с8455к
содержание:
Тетрадь I
1. (до мажор)
2. (ля минор)
3. (соль мажор)
4. (ми минор)
5. (ре мажор)
6. (си минор)
7. (ля мажор)
8. (фа-диез минор)
9. (ми мажор)
10. (до-диез минор)
11. (си мажор)
12. (соль-диез минор)
Тетрадь II
13. (фа-диез мажор)
14. (ми-бемоль минор)
15. (ре-бемоль мажор)
16. (си-бемоль минор)
17. (ля-бемоль мажор).Дуэт.
18. (фа минор)
19. (ми-бемоль мажор).Сонатина
20. (до минор). Пассакалья.
21. (си-бемоль мажор)
22. (соль минор)
23. (фа мажор).
24. (ре минор)
Многие пьесы смотрите на Ютубе midi
Спасибо Александру за сборник!
Библиотека юного пианиста
младшие и средние классы детской музыкальной школы
А.Пирумов
Сонатины для фортепиано
"Советский композитор", 1991г.
номер с9376к
содержание:
СОНАТИНА № 1 До мажор
СОНАТИНА № 2 ля минор
СОНАТИНА № 3 До мажор
СОНАТИНА № 4 ля минор
СОНАТИНА № 5 Соль мажор
СОНАТИНА № 6 ми минор
СОНАТИНА № 7 Фа мажор
СОНАТИНА № 8 ре минор
СОНАТИНА № 9 Си-бемоль мажор.
СОНАТИНА № 10 соль минор
СОНАТИНА № 11 Ми-бемоль мажор
СОНАТИНА № 12 Ре мажор
СОНАТИНА № 13 До мажор
Спасибо Александру за сборник!
ПИРУМОВ Александр Иванович — армянский и русский советский композитор — родился 6.11 1930 года в Тбилиси. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу композиции у Д. Кабалевского. Доцент Московской консерватории (класс композиции). Среди его произведений оратория «Дни Октября»; кантата «Двадцать шесть комиссаров»; 4 симфонии; концерт-вариации для фортепиано с оркестром; 4 струнных квартета; инструментальные произведения; фортепианные пьесы («Прелюдия и токката», «Детский альбом», скерцо и др.); песни, романсы, хоры; музыка для театра, радио и кино.