Полифонические пьесы - Ноты для фортепиано

Пьесы

С.Вольфензон

А.Пирумов Полифоническая тетрадь

Р.Щедрин Полифоническая тетрадь

И.Гесслер 24 маленькие полифонические прелюдии

Г.Чеботарян Полифонический альбом для юношества

сборники фортепианных пьес для музыкальной школы

Полифония — особый тип многоголосия, в котором каждый голос самостоятелен, равноправен с другими, имеет свой рисунок, свой ритм. В отличие от гармонического склада, в котором имеют главное значение одновременные сочетания звуков (созвучия, аккорды), в полифоническом произведении главное —
это последовательное развитие каждого голоса. Как в вокальной, так и в инструментальной полифонической музыке самостоятельность голосов обычно подчеркивается различием тембров.

 

 

Полифонические пьесы для младших классов
Советские композиторы - детям
Хрестоматия
младшие классы детской музыкальной школы
Полифонические пьесы советских композиторов

для фортепиано
выпуск 1
составитель М. Соколов
"Советский композитор", 1968г.
номер 4460

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Данная хрестоматия состоит из систематически подобранных полифонических произведений— пьес советских композиторов, предназначенных для учащихся 1—3 классов детской музыкальной школы.
Последовательная работа над полифонией имеет огромное значение, ибо почти вся фортепианная литература в своей основе полифонична. «Даже самая простая мелодия в правой руке, сопровождаемая простым аккомпанементом в левой, полифонична, так как при этом наши руки играют две разные линии»,— пишет А. Б. Гольденвейзер. Уже в самом начале обучения, слушая народные песни с подголосками, дети начинают воспринимать многоэлементность музыкальной фактуры. Как только ученики  переходят к игре на фортепиано двумя руками, надо дать им возможность изучать доступный материал для освоения полифонического голосоведения. Очень важно уже с первых шагов воспитывать у детей умение слышать первоначально два голоса. Самостоятельное движение каждого голоса, их взаимосвязь и выразительное исполнение помогут развить у обучающихся внутренний слух и начало полифонического мышления. Игра полифонических пьес очень важна также и для развития способности концентрировать внимание на решении определенных педагогических задач. Способность концентрировать внимание имеет и чисто воспитательное значение, так как помогает бороться с механической игрой без ума и сердца, бессмысленным повторением и, как следствие этого, «забалтыванием». При изучении полифонии надо добиваться «вокального» отношения к звучанию каждого голоса. Хорошо известно, что уже И. С. Бах писал свои инвенции для того, чтобы научить певучести. По мере продвижения учащихся задачи исполнения полифонических пьес усложняются, и надо постепенно предъявлять все более высокие требования. «Фортепианная полифония за время своего развития впитала в себя самые различные свойства вокальной, оркестровой, органной, клавесинной полифонии, что способствовало ее развитию как по содержанию, так и стилевым и жанровым особенностям»! Однако правильно выявить и исполнить разные линии голосов — задача трудная не только технически, но и психологически, поэтому полифонические произведения должны постоянно присутствовать в репертуаре учащихся.

В начале сборника помещено несколько народных песен в полифоническом складе, в которых уже содержатся полифонические приемы голосоведения. В них учащиеся встретятся с приемом повторения голоса в другой октаве, подголосками и, наконец, канонической имитацией. Затем даются пьесы в форме канонов, а также употребляются другие полифонические приемы; имитации, секвенции, начальный контрапункт и другие. Представлены пьесы и в форме фугато. В этих примерах каждый голос уже имеет самостоятельное развитие. Весь материал подобран таким образом, чтобы дать практику игры полифонических пьес в разных движениях, однако медленные темпы преобладают, ибо в таких пьесах легче реально услышать и выразительно играть каждый голос.
Необходимо внимательно следить, чтобы дети воспринимали музыку пьес по фразам, и у них надо развивать чувство фразы. Для этого полезно проигрывать фразы отдельно каждой рукой, но при этом не теряя впечатления целого. Вначале даются пьесы с относительно короткими и интонационно простыми фразами, и лишь по мере развития они становятся более сложными. Объясняя форму пьес, педагоги должны это делать крайне тактично и осторожно, чтобы не нарушать непосредственного восприятия музыки. Чрезмерно кропотливый анализ пьес в первый период обучения обычно приносит мало пользы, так как учащиеся еще не обладают необходимым для этого опытом. Переходя к изучению более сложных произведений, надо приучить учеников слышать наиболее рельефные вступления голосов, а затем определить детально характер полифонических приемов голосоведения. Крайне важно играть голоса со всеми динамическими и артикуляционными обозначениями. Тогда и выявится рельефность музыкальной ткани и может быть проведена индивидуализация каждого голоса. Учащиеся должны понять разницу между гомофонической и полифонической фактурой, в которой нет главного голоса и аккомпанемента, а все голоса в известной степени равноправны.

Необходимо дать ученикам правильное представление о кульминации и научить ее определять, так как вершина сочинения должна быть всегда найдена. Прежде чем задавать ученикам ту или иную полифоническую пьесу, надо, чтобы он мог услышать ее в достаточно хорошем исполнении. Это разбудит его фантазию, и он, возможно, обратит внимание на наиболее важные особенности сочинения. Главное же, он воспримет правильное звучание пьесы и будет знать, к чему следует стремиться. Ведь развитие целенаправленности — одна из важнейших задач обучения.

В Хрестоматии представлены достаточно разнообразные полифонические сочинения. Среди них есть и произведения композиторов союзных республик; предпочтение было отдано тем из них, в которых достаточно выявлены полифонические особенности музыки той или иной национальности. Педагоги смогут выбрать нужный им материал, учитывая индивидуальные особенности учеников. Изучение полифонических пьес советских композиторов, естественно, предполагает параллельное изучение и классической полифонии Баха, Генделя и других классиков.
М. Г. Соколов

Слушать, смотреть эти пьесы на Ютубе

Полифония для музыкальной школы Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Ноты к фугам Павлюченко
С.Павлюченко
Маленькие фуги
для фортепиано
"Музична Україна", 1967г.

 

Слушать, смотреть на Ютубе

Фуги для пианино Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Полифония для музыкальной школы
Композитори України - дiтям
Полiфонiчнi п'єси для фортепіано
редактор-упорядник А.Т.Гудько
"Музична Україна", 1986г.

содержание:

 

В. Шумейко. ТРИ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ
Е. Юцевич. КАНОНИЧЕСКАЯ ИМИТАЦИЯ
Ж. Колодуб. ЧЕТЫРЕ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ
В. Подвала. УКРАИНСКИЙ НАПЕВ
В. Подвала. КОНТРДАНС
С. Павлюченко. ФУГЕТТА
Ю. Ищенко. ФУГЕТТА
А. Муха. ДВУХГОЛОСНЫЙ КАНОН
А. Муха. ТРЕХГОЛОСНЫЙ КАНОН
А. Коломиец. КАНОН В НАРОДНОМ СТИЛЕ
С. Павлюченко. ИНВЕНЦИЯ
А. Левич. МАЛЕНЬКАЯ ИНВЕНЦИЯ
Ю. Ищенко. ДВУХГОЛОСНАЯ КАНОНИЧЕСКАЯ ИНВЕНЦИЯ.
Н. Дремлюга. В СТАРИННОМ СТИЛЕ. Инвенция
Е. Ленко. ИНВЕНЦИЯ № 2
Я. Верещагин. ИНВЕНЦИЯ № 3
М. Степаненко. ИНВЕНЦИЯ
Г. Сасько. ПОЛИФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ
Е. Гнатовская. МАЛЕНЬКАЯ ПРЕЛЮДИЯ И ФУГЕТТА.
Е. Гнатовская. ДВЕ ПРЕЛЮДИИ И ФУГИ
В. Подвала. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА
Ю. Щуровский. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА.
В. Бибик. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА № 1 из цикла «34 прелюдии и фуги для фортепиано, тетрадь 1»
Е. Ленко. ПРЕЛЮДИЯ И ФУГА

Ноты полифонических пьес Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Полифония для ДМШ
Полiфонiчнi п'єси
для фортепіано
на основi українських народних пiсень за обробками українських класикiв
переклав I.Беркович
Київ, 1954г.

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
В фортепианной педагогике первых лет обучения явно недостаточный является раздел полифонических пьес народно-песенного характера.
Богатая и яркая по содержанию народная песня является неисчерпаемым источником для создания фортепианного полифонического педагогического репертуара.
На основе русской народной песни уже до некоторой степени создан репертуар полифонических фортепианных пьес. Однако, несмотря на то что украинские композиторы дали замечательные образцы полифонических хоровых обработок народных песен, в фортепианном репертуаре такого рода пьесы почти отсутствуют.
Данный сборник должен хотя бы частично восполнить этот пробел.
Сборник составлен на основе украинской народной песни по обработкам для хора украинских классиков Н. Лысенко, Н. Леонтовича, Я. Степового.
В пьесах, переложенных для фортепиано, в основном сохраняются принципы авторской обработки для хора в отношении мелодии, полифонии и гармонии. Лишь в отдельных случаях, в соответствии с фортепианно-педагогическими целями, сделаны некоторые изменения, не нарушающие общего характера обработок.
Сборник состоит из двух тетрадей. 1-я тетрадь — №№ 1—10—рассчитана для первых трех классов, вторая тетрадь —№№11—17—для старших классов музыкальных семилетних школ.
Пьесы расположены в порядке постепенного усложнения как художественных, так и пианистических задач.
Считаю своим долгом выразить искреннюю благодарность профессору ЛЬВУ НИКОЛАЕВИЧУ РЕВУЦКОМУ за ценные указания и советы при составлении настоящего сборника.
И. БЕРКОВИЧ

1. НА ГОРІ, ГОРІ. За обр. М. Лисенка
2. ЧОГО СОЛОВЕЙ. За обр. М. Леонтовича
3. А В ТОМ САДУ (Веснянка). За обр. Я. Степового
4. ОЙ ЛІТАЄ СОКОЛОНЬКО. За обр. Я. Степового
5. ОЙ ПІД ГОРОЮ, ПІД ПЕРЕВОЗОМ. За обр. М. Лисенка
6. ГРА В ЗАЙЧИКА. За обр. М. Леонтовича
7. ХМІЛЬ ЛУГАМИ. За обр. Я. Степового
8. ЧОГО, ІВАСЮ, ЗМАРНІВ. За обр. М. Леонтовича
9. ЗА ГОРОДОМ КАЧКИ ПЛИВУТЬ. За обр. М. Леонтовича
10. НАД РІЧКОЮ БЕРЕЖКОМ. За обр. М. Леонтовича
11. ОЙ З-ЗА ГОРИ КАМ'ЯНОЇ. За обр. М. Леонтовича
12. МАК (Веснянка). За обр. М. Леонтовича
13. ТА НЕМА ГІРШНІКОМУ. За обр. М. Лисенка
14. ЩЕДРИК. За обр. М. Леонтовича
15. ПЛИВЕ ЧОВЕН. За обр. М. Лисенка
16. ЗАШУМІЛА ЛІЩИНОНЬКА. За обр. М. Леонтовича
17. ЖЕНЧИЧОК-БРЕНЧИЧОК. За обр. М. Леонтовича

Народные полифонические Скачать ноты

Thanks Paul for the score!

 

Избранные пьесы
для фортепиано
русские классики и советские композиторы
составитель А.Курнавин
"Музыка", 1965г.
номер 1313

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
 
Воспитание навыков исполнения полифонической музыки осуществляется не только на «чистой» полифонии с равноправными голосами — определенную часть этих задач учащиеся могут выполнить при прохождении произведений подголосочного склада, где имеется один главный и один-два подчиненных ему голоса. Прекрасный учебный материал для этих целей можно найти среди фортепианных произведений отечественных авторов, опирающихся в своем творчестве на русскую подголосочную полифонию. Более современный язык, близкие учащимся художественные образы делают эти произведения в педагогической работе особенно удобными.
В сборник «Избранные пьесы для фортепиано», кроме широко известных, но мало издававшихся в последнее время нескольких произведений Чайковского, Скрябина и Рахманинова, вошли менее известные пьесы Глазунова, Лядова и Метнера; вошли также редко исполняющиеся пьесы украинских авторов Косенко и Ревуцкого и ряд других произведений, главным образом, ленинградских композиторов. Пьесы Битова и Курнавина печатаются впервые.
Кроме постановки общих исполнительских задач, необходимым условием правильной работы над этими произведениями является бережное отношение к подголосочной полифонии — соподчинению голосов, распределению динамики между голосами, выработке самостоятельности линии каждого голоса и т. п.

Составителем продуманы аппликатура и педализация. Аппликатура рассчитана на руки со средним растяжением. Ряд пьес, где особенно часто встречаются широко расположенные созвучия (пьесы Глазунова, Ревуцкого, Гольца), нежелательно давать учащимся с небольшим растяжением рук, так как излишние непредвиденные автором arpeggiato аккордов будут искажать художественный образ. При обозначении аппликатуры имелись в виду не только соображения удобства исполнения, но и целесообразность ее для достижения художественных задач.
Если и невозможно рекомендовать единственно верный вариант педализации, все же желательно, чтобы учащийся, особенно на более раннем этапе работы над произведением, ориентировался на педаль, проставленную в нотном тексте. Это поможет ему более правильно понять художественный образ и связанные с ним звуковые задачи. В дальнейшем для способного ученика всегда будет возможно отойти от этих первоначальных норм педализации.
Применение учащимися полупедали для достижения определенного звукового результата (в частности для сохранения баса) является крайне желательным.

Постоянное совершенствование звучания, дифференциация звучания по голосам является необходимым условием для овладения техникой педализации. Одной из причин «грязной» или «густой» педализации может быть недостаточное владение звуком.
Все обозначения характера исполнения, предложенные составителем, заключены в скобки.
Сборник рассчитан на учащихся музыкальных училищ и на более подвинутых учащихся старших классов музыкальных школ.

Полифонические для училища Скачать ноты