Сборники с нотами для фортепиано
ноты в pdf
С.Прокофьев
Четвертая соната
Op. 29 C-moll для фортепиано
"Государственное издательство Музыкальный сектор", 1926г.
номер гм153им
Сергей Прокофьев
Шесть пьес
Op. 52 для фортепиано
"Государственное музыкальное издательство", 1938г.
номер 15346
содержание:
С.Прокофьев
Три пьесы
Соч. 59 для фортепиано
"Государственное музыкальное издательство", 1937г.
dpi
содержание:
С.Прокофьев
Вальс
из оперы "Война и мир"
концертная обработка для фортепиано Н.Перельмана
"МУЗГИЗ", 1958г.
номер 1818
С. Прокофьев
Фрагменты
из музыки к кинофильмам и драмматическим театрам
составление и преложение для фортепиано в 4 руки В. Блока и Р. Леденева
"Государственное музыкальное издательство", 1963г.
номер м30514г
(pdf, 5.19 Мб)
содержание:
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Вошедшие в сборник фрагменты из музыки С. С. Прокофьева к драматическим
спектаклям и кинофильмам дают возможность познакомиться с интереснейшей
стороной многогранного таланта выдающегося композитора.
Прокофьев исключительно скромно оценивал значение музыки в драматическом
театре. «Музыка в драматическом спектакле,— писал он,— должна появиться
там, где она усиливает впечатление, и не должна звучать там, где драматическое
действие может обойтись без нее».
Присущие Прокофьеву яркая характеристичность и меткость музыкальных образов,
точность и лаконизм композиторского мышления позволили ему и в условиях
специфических ограничений, накладываемых жанром театральной музыки, создавать
сочинения непреходящего художественного значения.
Музыка к спектаклю «Гамлет» была написана Прокофьевым для Ленинградского
драматического театра, возглавлявшегося режиссером С. Радловым.
В сборник включены четыре фрагмента из музыки к «Гамлету». В эпизоде «Призрак
Гамлета-отца» музыка полна скорби, внутреннего драматизма, порой она звучит
декламационно. Контрастом к этому фрагменту звучит торжественная- «Пантомима»
с небольшими лирическими эпизодами, представляющая собой миниатюрное рондо.
3 спектакле эта музыка сопровождает пантомиму, разыгрываемую бродячими
актерами («мышеловка» в третьем действии). Наконец, в переложении даны
две трогательно-простодушные песенки Офелии, для которых композитор, по
его словам, «частично воспользовался народными материалами времени, близкого
к шекспировскому».
Своеобразной музыкальной «пушкинианой» явилась музыка Прокофьева к драматическим
спектаклям «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» (1936 г.) и кинофильму «Пиковая
дама» (1938 г.). Ни спектакли, ни кинофильм не были поставлены; однако
эта музыка занимает в творчестве Прокофьева видное место. Художественно-яркая
сама по себе, она была им позднее частично использована в других сочинениях.
Прокофьев обладал, по меткому замечании И. Эренбурга, редким умением
«слышать время» Диапазон воспроизведения эпох в его музыке по истине неограничен
— от языческой Руси в «Скифской сюите» до кипучей действительности XX
век, в оратории «На страже мира». Такая широт охвата времен, событий,
образов требовала, естественно, предельной рельефности и стилистическо:
точности музыки.
В фрагментах из музыки к «Евгению Онегину эта точность обрисовки музыкального
быта эпох порождает изящную стилизацию. Прозрачность фактуры, пластичность
мелодий, ювелирная точность формы, наконец, бесхитростная простота свежесть
образов — все это сближает музыку «Евгению Онегину» (а частности,. «Мазурку»
«Польку») с глинкинскими миниатюрами. Интерес но отметить, что «Полька»
в оригинале написан для двух клавесинов. При ее исполнении следует стремиться
к легкости, прозрачности звучания пр; весьма скромной педализации.
Проникновенное «Анданте» из музыки к спектаклю «Евгений Онегин» отмечено
благородством лирического высказывания.
Впоследствии тема «Анданте» легла в основ] музыкальной характеристики
дона Карлоса в опере «Дуэнья» (1940 г.).
Иной характер носит музыка к «Борису Годунову». Музыкальная зарисовка
«Самозванец у фонтана» построена на столкновении беспокойно звуча щей
фигуры (во второй партии) и гибкой широкое мелодии русского склада.
Второй отрывок — «Аморозо» — любовный дуэт Марины и Самозванца. Чудесная
мелодия развертывается на мягко колышущемся фоне. Один из включенных в
сборник фрагментов из музыки: кинофильму «Пиковая дама» — светлая, нежна:
характеристика Лизы, тонко очерченный лирический портрет (впоследствии
одна изначальны тем первой части Восьмой фортепианной сонаты) Второй фрагмент
— «Бал» — пышный, блестящи полонез.
Близка к «пушкиниане» Прокофьева «Кадриль из музыки к кинофильму «Лермонтов»
(1941 г.) Однако элементы стилизации русской танцевальной музыки середины
XIX века сочетаются здесь с гораздо более ярко выраженным своеобразием
прокофьевского почерка.
Двухручный вариант «Кадрили» был включен Прокофьевым (с некоторыми изменениями)
в цикл «Три пьесы» соч. 96 (1941 —1942 гг.) под названием «Контрданс».
«Песня» из музыки к короткометражному фильму «Тоня» (1942 г.) — образец
типичной для Прокофьева мягкой распевной кантилены.
Материалом для сдержанно-сурового «Анданте» (в оригинале — название «Могила»)
из музыки к кинофильму «Партизаны в степях Украины» (1942 г.) послужило
вступление к первой картине оперы «Семен Котко» (1939 г.).
В 1942-1945 годах Прокофьев написал музыку к кинофильму «Иван Грозный»,
поставленному кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном. Результат творческого
содружества двух выдающихся художников трудно переоценить. «Иван Грозный»
может быть смело назван музыкальной киноэпопеей — настолько велика в нем
роль музыки. На основе музыки к этому фильму Прокофьев намеревался написать
оперу «Иван Грозный».
В сборнике музыка к «Ивану Грозному» представлена величавой эпически-широкой
песней
«Океан-море» (стихи В. Луговского; при окончательном монтаже музыки этот
фрагмент в фильм не вошел):
Океан-море, море синее,
Море синее, славное.
Ты до самых небес расстилаешься,
До высокого солнца волнами бьешь.
Составители не стремились при переложении фрагментов «фортепианизировать»
их фактуру, поскольку оркестровый и фортепианный стили Прокофьева имеют
много общего, а при радикальной переделке фактуры неизбежно были бы утрачены
характерные черты прокофьевского письма. Исключение сделано лишь в пьесе
«Самозванец у фонтана», где в первой партии для удобства исполнения ритмически
изменена фигурация в левой руке.
В сборнике впервые публикуются пьесы: «Лиза», «Мечты», «Самозванец у фонтана»,
«Мазурка», оба «Анданте». Остальные фрагменты впервые печатаются в переложении
для фортепиано в четыре руки. Пьесы в сборнике расположены по принципу
тонального контраста, а не в хронологическом порядке.
В. Блок, Р. Леденев
ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич - (23. IV. 1891, село Сонцовка на Украине— 5.III.1953, Москва) — крупнейший русский советский композитор, пианист, дирижер. Окончил Петербургскую консерваторию по композиции у А. Лядова, по инструментовке у Н. Римского-Корсакова, по фортепиано у А. Есиповой, по дирижированию у Н. Черепнина. Народный артист РСФСР, Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, почетный член многих зарубежных музыкальных академий. Среди его произведений: 8 опер (среди них монументальная «Война и мир»); 7 балетов («Золушка», «Ромео и Джульетта» и др.); оратория «На страже мира»; 6 кантат; 7 симфоний; симфоническая сказка «Петя и волк»; симфонические сюиты, увертюры; 5 фортепианных концертов; 2 концерта для скрипки и 2 концерта для виолончели с оркестром; инструментальные ансамбли; 14 сонат для разных инструментов (из них 9 фортепианных); романсы, песни; музыка к кинофильмам; множество пьес для фортепиано.
Пьесы «Сказочка» и «Марш» взяты из сборника «Детская музыка», соч. 65.