Г.Пёрселл - Ноты для фортепиано

Старинная клавирная музыка

Вокальные сочинения

произведения для фортепиано английского композитора Генри Перселла

 

 

Композитор Перселл
Г.Пёрселл
Клавирные пьесы
H.Purcell - Keyboard pieces
составление и редакция В.Алексеевой
"Музыка", 1989г.
номер 9557

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
Клавирные произведения великого английского композитора Генри Пёрселла (ок. 1659—1695) составляют менее одной десятой части всего его творческого наследия. В тематическом каталоге, составленном Ф. Б. Циммерманом, насчитывается всего 59 сочинений для харпсихорда (клавесина) и 6 сочинений для органа, бесспорно принадлежащих Пёрселлу. Подавляющее большинство их — небольшие пьесы, либо совсем легкие, либо же средней трудности, но никогда не предъявляющие исполнителю сколько-нибудь серьезных виртуозных требований. Отсутствуют у него и монументальные сочинения для клавира. Токката ля мажор, авторство которой раньше приписывалось И. С. Баху, а затем уже Пёрселлу, скорее всего принадлежит не ему, а Микеланджело Росси, итальянскому композитору, ученику Дж. Фрескобальди. Таким образом, самыми крупными клавирными произведениями Пёрселла являются сюиты (состоящие, в свою очередь, из небольших номеров). Важно отметить, что ему принадлежит не восемь сюит, как обычно указывается (они публиковались вместе, как единый цикл), а по меньшей мере десять. Некоторые исследователи на основании изучения рукописей склонны объединять в сюиты пьесы Пёрселла, обычно публикуемые отдельно. Кроме сюит, существуют многочисленные пьесы в танцевальных жанрах, а также сочинения с характерными названиями, написанные «на случай». Значительное место среди клавирных пьес занимают авторские транскрипции отдельных номеров из произведений для других инструментов, из музыки к спектаклям и т. д.
В настоящем сборнике представлены разнообразные жанры клавирной музыки Пёрселла. Подавляющее большинство пьес в нашей стране не издавалось.

Приводим сведения о публикуемых пьесах. Цифра у названия указывает номер сочинения по вышеупомянутому каталогу Циммермана. Индекс Т перед цифрой обозначает авторскую транскрипцию. Индекс D относится к произведениям, в отношении которых авторство Пёрселла подвергается сомнению.

Марш до мажор (647) написан в 1689 году. В некоторых изданиях печатался под названием "Lesson" ("Урок" — инструктивная пьеса).

Менуэт ля минор (650). В одном рукописном сборнике является частью сюиты (аллеманда, жига, ария, менуэт). Пёрселлу принадлежит лишь данный менуэт.

Новая ирландская мелодия «Лилли-бурлеро» (646). Эта мелодия впервые появилась в печати (без указания автора) в 1686 году под названием «Quickstep» («Быстрый шаг») в сборнике «Lessons» для поперечной или продольной флейты. Она стала очень популярной, к ней писались стихи, большей частью сатирического содержания. Слово «лиллибурлеро» — бессмыслица (наподобие русского «тарабарщина») —это пародия на ирландское произношение. Мелодия использовалась и в более серьезном плане — во времена Нидерландской буржуазной революции она была неофициальным гимном приверженцев принца Оранского. Напев сохранил популярность вплоть до нашего времени — теперь это известная детская песенка. Пёрселл использовал эту мелодию не только в клавирной пьесе, но и — в качестве остинатного баса — в жиге для струнных инструментов, написанной к театральной постановке «Разрубленный гордиев узел». Однако предположение, что Пёрселл является автором этой мелодии, очевидно, следует считать необоснованным: один из ее вариантов встречается в голландской псалтири, напечатанной еще в 1540 году.

Прощальная пьеса (Sefauchi's Farewell) (656). Написана в 1689 году в память отъезда из Англии знаменитого итальянского певца-кастрата Джованни Франческо Гросси, прозванного Siface.

Менуэт ре минор (Т 688) — авторская транскрипция ритурнели для струнных из кантаты «Песнь в честь дня св. Цецилии» (1683).
Гавот и Сарабанда ре мажор (D 219/1, 2). Пьесы известны по рукописному сборнику, хранящемуся в Британском музее. Там они объединены в небольшую сюиту и носят названия, не соответствующие их характеру, — Almand (Аллеманда) и Воггу (Бурре). Авторство Пёрселла в отношении этих пьес не удостоверено.

Meлодия для трубы, называемая «Сеbell» (Т 678),— авторская транскрипция. Оригинал был, по-видимому, написан для трубы и струнных. Cebell —старинная английская разновидность гавота с пассажами в высоком и низком регистре, образующими контраст; танец несколько более подвижный, чем обычный гавот.

Мелодия для трубы (Т697). В некоторых источниках называется Air (Ария).

Граунд соль мажор (A Ground in Gamut) 1 (645). Ground— («земля», «почва», «грунт», «основа»— англ.) —английское обозначение остинатного баса, а также и пьес, построенных на остинатном басу (нередко такие пьесы назывались «divisions upon a ground» — «вариации на остинатный бас»). Одно из значений слова gamut — гамма, вернее, гексахорд (то есть шестиступенный звукоряд). Поэтому заголовок данной пьесы можно пространно перевести следующим образом: «Вариации на остинатный бас, изложенный гаммообразно в диапазоне сексты». Данный остинатный бас буквально совпадает с басом в «Гольд-берговских вариациях» И. С. Баха.

Аллеманда до мажор (665/2). В некоторых источниках пьеса носит название Air (Ария). Она является второй частью неизвестной ранее сюиты до мажор (665), которая была по каким-то причинам перекомпонована самим автором. Ее третья и четвертая части перешли в Сюиту V (666).

Граунд до минор (Т681) представляет собой авторскую транскрипцию арии из «Оды на день рождения короля Джеймса II» (1686).
Прелюдия ля минор (652), Лесс он (Сарабанда с вариацией) (654). Существует гипотеза, что эти пьесы являются первой и, соответственно, последней частями некоей сюиты. В качестве ее второй и третьей частей предполагаются не включенные в наш сборник Аллеманда (642/1) и Куранта (642/2).

Ария ре минор (Т675). Эта транскрипция связана с музыкой к театральной пьесе «Король Индии».

Ария соль мажор (641), Куранта соль мажор (644), Менуэт соль мажор (651). В одной из рукописей Ария соединена с Сюитой I (660). В издании Пёрселловского общества эти три пьесы вместе с Аллемандой (643), представляющей собой вариант Аллеманды из Сюиты I, объединены в сюиту.

Прелюдия (Voluntary) соль мажор (720). Эта пьеса, так же как и две следующие, предназначается для органа. Словом «voluntary» («добровольно» — англ.) в Англии XVI—XVII вв. обычно обозначались инструментальные пьесы (главным образом органные) импровизационного характера типа фантазий или прелюдий. Настоящая пьеса в разных источниках именуется то как Prelude, то как Voluntary, поэтому мы сочли возможным ввести название «Прелюдия» (взамен отсутствующего в русском языке буквального эквивалента термина «voluntary»).

Прелюдия (Voluntary) до мажор (717). Заголовок ; «Прелюдия» дается нами по аналогии с предыдущей пьесой.

Verse фа мажор (716). Словом verse («стих», «куплет») обозначалась органная интерлюдия между пением хора.

Сюиты I—V (660, 661, 662, 663, 666). Публикуются первые пять сюит из цикла «Восемь сюит для* харпсихорда». Сюиты VI, VII, VIII известны советским музыкантам по сборнику: Пёрселл Г, Избранные клавирныё сочинения (под редакцией Н. Голубовской). — М., 1954.

В Приложении даются две фортепианные транскрипции сочинений Пёрселла, сделанные в нашей стране в XX веке.
Первая из них — знаменитая ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней» — принадлежит крупнейшему русскому пианисту и дирижеру А. И. Зи-лоти (1863—1945).
Вторая транскрипция — Кантата (№ 31 из сборника Пёрселла «Светские песни и кантаты») — была сделана известным советским музыкантом А. Н. Юровским и впервые опубликована в сборнике: Пёрсель Г. Пять концертных транскрипций Александра Юровского. — М., 1938.

* * *

Большую роль в старинной музыке играла мелизматика. Из существующих многочисленных таблиц расшифровки украшений видно, что обычно каждый композитор трактовал украшение по-своему, существовали также национальные системы орнаментики, значительно отличавшиеся одна от другой. Система графических обозначений мелизмов, применявшаяся английскими музыкантами, коренным образом отличается от более известных французской и итальянской систем.

Пёрселл сам составил таблицу «Rules for Graces» («Правила для украшений») для своего сборника «А Choice Collection of Lessons» («Избранная коллекция упражнений» для харпсихорда), изданного в 1696 году. Эта таблица была воспроизведена (в довольно свободной интерпретации) в уже упоминавшемся нами сборнике клавирных сочинений Пёрселла под редакцией Н. Голубовской. Фотокопия таблицы содержится в известном советским музыкантам польском издании пьес Пёрселла под редакцией Яна Драта.
Комментируя таблицу Пёрселла, современный английский исследователь Говард Фергюсон высказал предположение, что в ней имеются ошибки, появившиеся в связи с тем, что сборник вышел в свет уже после смерти автора и не был проверен им. Так, например, бросается в глаза отсутствие мордента — украшения, широко распространенного в это время не только на континенте, но и в Англии. Возможно, что во время подготовки издания гравер перепутал две строки оригинала (до нас не дошедшего) — пропустил расшифровку мордента, относившуюся к слову beat, и вместо этого награвировал другую, более сложную фигуру.

Исходя из этих соображений, Фергюсон дает в своей книге откорректированный им вариант таблицы Пёрселла, который мы здесь и воспроизводим (квадратные скобки и перечеркнутая лига указывают на добавления Фергюсона).

Смотрите в сборнике

Фергюсон уточняет ритмические особенности исполнения украшений: «В дальнейшем, при объяснении backfall & shake автор „Rules for Graces" говорит, что если орнамент относится к ноте без точки, то backfall занимает первую половину ее длительности, a shake — оставшуюся вторую половину. Если же нота с точкой, то backfall относится к самой ноте (то есть занимает две трети всей длительности), a shake — к точке (то есть к оставшейся трети всей длительности). Тем не менее практика позволяет предположить, что величина обоих орнаментов могла варьироваться в зависимости от контекста».

В настоящем издании украшения не расшифрованы — исполнителю предоставляется возможность сделать это самостоятельно, на основе вышеприведенной таблицы, рекомендаций Фергюсона и своего собственного опыта. В ряде пьес расшифровка украшений дается при помощи аппликатуры и ее приблизительного ритмического распределения. Следует предостеречь против механичного и чрезмерно метричного исполнения мелизмов — никогда не нужно забывать о том, что это именно орнаменты, украшающие и расцвечивающие музыкальную ткань; они являются одним из тех факторов, которые сообщают течению музыки живость, естественность, спонтанность. Не нужно забывать и о том, что само отношение к орнаментам было в достаточной степени свободным — их нередко опускали или же, наоборот, добавляли. Не надо бояться — в особенности при работе с недостаточно подготовленными учениками — играть отдельные места или даже всю пьесу целиком без орнаментов (это чрезвычайно важно на ранней стадии разучивания, ибо необходимо, чтобы ученик с самого начала усвоил зафиксированные элементы музыкальной ткани и лишь потом перешел к ее разукрашиванию).

Текст настоящего сборника базируется на издании: Suites, Lessons and Pieces for the Harpsichord by Henry Purcell / Edited by William Barclay Squire (in 4 Volumes). — London: J. & W. Chester, 1918.

В. Алексеева

Клавирная пьеса Пёрселла Скачать ноты