М.Раухвергер Ноты для фортепиано

Пойте, малыши!

фортепианные произведения композитора Михаила Раухвергера для детей

 

 

Ноты к пьесе Раухвергера
Библиотека юного пианиста
1-3 классы детской музыкальной школы
М.Раухвергер
Пьесы для фортепиано

редакция автора
"Музыка", 1964г.
номер 2051

содержание:

 

ОТ АВТОРА
Настоящий сборник фортепианных пьес состоит из двух разделов. В первом из них помещены пьесы, написанные на основе русских революционных песен. Во втором—пьесы, в основе которых—песни народов Запада. Весь народно-песенный материал использован почти без изменений,
В каждом из разделов пьесы следуют друг за другом приблизительно по возрастающей трудности. Самые трудные пьесы могут быть использованы в IV классе.
Ниже следуют краткие примечания к каждой пьесе в отдельности.

I. РУССКИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПЕСНИ

№ 1. Смело, товарищи, в ногу. Здесь требуется точный, суровый маршевой ритм.
№ 2. Под частым разрывом. Другое название этой песни «Расстрел коммунаров». Это — суровое, горестное, мужественное раздумье, полное внутренней собранности и силы. Никаких внешних эффектов. Никакой патетики! Самый громкий оттенок mf.
№ 3. Солнце всходит и заходит. Хотелось бы, чтоб звучание этой вещи походило, хоть отдаленно, на звучание мужского хора.
№ 4. Молодая гвардия. Эту вещь следует исполнять торжественно, точно ритмически и вместе с тем певучим тоном.
№ 5. Там вдали, за рекой. Полифоническая пьеса, в которой гегемония остается за верхним голосом, излагающим мелодию песни.
№ 6. Смело мы в бой пойдем. Мне кажется, что такая нетрудная пьеса для одной левой руки может оказаться полезной для развития юного пианиста.
№ 7. Комсофлотский марш. Эта комсомольская песня требует исполнения, полного юного задора и энергии.

II. ПЕСНИ НАРОДОВ ЗАПАДА
 
№ 1. Французская песня. В этой пьесе основной трудностью является смена пальцев на одной клавише при сохранении legato и певучести звука.
№ 2. Английская песня. Здесь исполнителю следует позаботиться о том, чтобы мелодия, исполняемая попеременно двумя руками, сохранила бы цельность и выразительность. Характер вещи — веселый, задорный.
№ 3. Кукушка (Французская песня). Мелодия исполняется разными штрихами — legato и portamento. Самые трудные места — это 13-й и 14-й такты. Здесь в правой руке два голоса, исполняемые разными штрихами и разными динамическими оттенками: верхний — portamento и mf, нижний — staccato и р.
№ 4. Румынская песня. Задача — исполнить мелодию в левой руке полнокровным «сочным», но мягким и певучим звуком.
№ 5. Чешская песня. Здесь штрих поп legato. Пьеса исполняется энергично, в одном динамическом оттенке (0. но при этом следует всячески избегать жесткости звучания, проистекающей часто из-за физической скованности юного исполнителя.
№ 6. Финская песня — грустное размышление. Задача исполнителя — передать как можно выразительнее настроение этой вещи, избегая всякой манерности и вычурности,
№ 7. Пастораль (Бретонская песня) — ив этой, и в предыдущей пьесе — legato. Но до чего непохож штрих здесь и там! Если в финской песне требуется текучее» legato, подобное человеческому пению, то здесь, сохраняя связность, следует добиваться легкого и точного «атакирования» каждого звука.
№ 8. Английская песня. Этот незатейливый, но задушевный рассказ требует соответствующего исполнения — искреннего, простого и задушевного.
№ 9. Словацкая песня. Здесь требуется точный, энергичный ритм. Обращаю внимание на элементы канона, которые появляются начиная с 19-го такта.
№ 10. Шведская песня. Игра legato здесь осложняется наличием двух голосов в одной руке. Указанная мной аппликатура может помочь преодолению этой трудности.
№ 11. Фландрская песня. Как уже отмечалось в предисловии к сборнику моих пьес для III—VII классов (Издательство «Советский композитор», 1962 г.), я указываю педаль только в тех немногих случаях, когда по моему замыслу она приобретает какое-либо особое тембровое или гармоническое назначение.
Вот одно из этих исключений,
№ 12. 1-я Шотландская песня. Это, пожалуй, одна из самых трудных пьес сборника. Здесь требуется простота и непосредственность выражения, но вместе с тем ритмическая свобода (rubato), особенно на ферматах и сразу же после них.
№ 13, 2-я Шотландская песня. Суровая, но полная внутренней экспрессии, песня требует исполнения, соответствующего ее характеру.
№ 14. Ирландская песня. Эта песня полна народного юмора, веселья. Ее следует исполнять с большим подъемом и с точным «напряженным» ритмом. Резкая смена оттенков О—Р—0 соответствует характеру вещи.
№ 15. 1-я Венгерская песня. Вот один из многих случаев, когда внешне простая народная мелодия наполнена значительным, глубоким внутренним содержанием. Эта мелодия полна драматизма, который мне и хотелось подчеркнуть скромными пианистическими средствами, не выходящими за пределы возможностей юных исполнителей.
№ 16. 2-я Венгерская песня. Обращаю внимание исполнителей на ритмическую трудность в 11-м в 15-м тактах пьесы, где синкопа в правой руке должна попасть точно на короткую паузу (I) (16) в левой руке.
№ 17. Мазурка. (Польская песня). Эта мелодия, полная легкой, мечтательной грусти и изящества, требует непринужденного, лишенного какой-либо напряженности исполнения. Динамический диапазон — от р до росо f — ограничен. Даже самое громкое место в пьесе, обозначенное оттенком росо f, должно быть исполнено легко и певуче.
№ 18. Пастушка (Румынская песня). Обычно слова «пастушеская», пастораль» и т. п. ассоциируются в нашем представлении с идиллическими настроениями и безоблачными пейзажами. Данная мелодия, мне кажется, не имеет ничего общего с указанной характеристикой. Наоборот, она полна энергии, задора и южного темперамента.

Может показаться, что в примечаниях к некоторым из пьес данного сборника автор ставит слишком сложные исполнительские задачи перед юными и еще неопытными исполнителями. Но ведь эти примечания, как и все предисловие в целом, обращены не к ребятам, а к учителям.
Квалифицированный учитель всегда безошибочно определит меру своих требований и найдет нужные педагогические приемы для того, чтобы добиться максимальных результатов, которых может достичь данный ученик.
М. Раухвергер

Пьесы для первого - третьего класса Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Этюды Раухвергера
М.Раухвергер
25 этюдов

для фортепиано
"Советский композитор", 1969г.
номер с644к

содержание:

 

ОТ АВТОРА

Предлагаемые этюды предназначены для учащихся старших классов детской музыкальной школы. Наиболее трудные номера могут быть использованы и в музыкальном училище.
Несколько замечаний общего характера:
В данной тетради этюдов в основном использованы те технические приемы (технические приемы в узком смысле слова, метроритмические, педализация и т. д.), которые могут помочь учащемуся в преодолении трудностей, встречающихся в современной фортепианной литературе.
Аппликатура, указанная в нотном тексте, отнюдь не обязательна. Это один из возможных вариантов.
Ниже следуют краткие примечания к этюдам:

I. Технический прием — подкладывание первого пальца после пятого и наоборот. Рекомендуется следить за тем, чтобы «текучесть» пассажей не нарушалась акцентами в начале каждой квинтоли.
II. Этюд лирического характера, изложенный двойными нотами. Следует сохранять legato в обоих голосах при некотором преобладании верхнего голоса.
III. Движение в этом этюде носит несколько «упрямый» характер. Необходимо, чтобы квартоли в правой и триоли в левой руке звучали ровно в ритмическом отношении.
IV. Один из наиболее легких этюдов тетради.
V. Главная мелодия песенного характера начинается с пятой четверти такта 3 в левой руке.
С такта 12 главная мелодия переходит в правую руку. С пятой четверти такта 20 в левой руке начинается второе проведение темы в форме канона.
Короткие мелодические отрезки в начале и в конце этюда носят характер инструментального вступления и заключения к этой песенной теме.
При правильном исполнении изменения метра не должны быть заметны.
VI. Следует добиться полной свободы и легкости в точном исполнении скачков, ни в коем случае не упуская из виду логическое мелодико-гармоническое развитие этюда.
VII. Как и в каждой пьесе для одной левой руки, здесь следует стремиться к тому, чтобы создавалось впечатление, что играют обе руки.
VIII. Эта энергичная пьеса основана на технике октавного типа. Исполняется с подъемом.
IX. Основная техническая задача — беззвучная смена пальцев на одной клавише. Очень важно, чтобы эта смена происходила при легком прикосновении пальцев к клавиатуре. Никакого нажима!
X. Все детали фактуры переходят из одной руки в другую. Мелодия должна звучать так, как будто она исполняется одной рукой. Скачки в средней части этюда трудны при исполнении по нотам. При игре на память, когда появляется возможность смотреть на клавиатуру, эти скачки становятся гораздо легче.
XI. Технические задачи — уверенная игра на черных клавишах, быстрое переключение пальцевой техники на аккордовую и обратно, ровное звучание (особенно рр) всех звуков, составляющих аккорд.
XII. В этой пьесе лирического характера использованы некоторые приемы (ритмические и гармонические) джазовой музыки.
XIII. Сопоставление метров 3/4 и 3/8 (создающее впечатление некоторого беспокойства) в данном случае облегчается восьмыми в левой руке, которые должны быть совершенно одинаковыми по длительности в обоих метрах.
Несколько труднее переход от такта 24 к 25. Здесь следует сопоставлять четвертные ноты.
XIV. Мелодия, состоящая из быстро повторяющихся звуков, должна звучать очень плавно и ровно, без всяких акцентов. Общий характер музыки— спокойный, плавный.
XV. Техническая трудность этюда — в его «замысловатости»: витиеватые средние голоса, сложная аппликатура, трудность координации двух рук в среднем эпизоде (такты 21—24 и 29—32). Все это не должно мешать спокойному и выразительному исполнению верхнего голоса.
XVI. В каждом такте этого этюда столько же восьмых, сколько в обыкновенном четырехчетвертном такте, но сгруппированы они по-другому: не
4+4, а 3+2+3. Следует внимательно следить за тем, чтобы средние две восьмые были абсолютно равны по длительности остальным восьмым тактам
и ни в коем случае не превращались в дуоль между двумя триолями. Все пассажи
должны звучать выразительно, как мелодия, чем они в сущности и являются.

Ноты этюдов Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Вариации для пианино
Педагогический репертуар детская музыкальная школа
М.Раухвергер
Вариации

для фортепиано
"Музыка", 1969г.
номер 5902

содержание:

 

Сборник вариация pdf Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Сонатины композитора
М.Раухвергер
Сонатины

для фортепиано
"Музыка", 1972г.
номер 7189

содержание:

 

Сборник сонатин pdf Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Ноты пьесы Раухвергера
Библиотека юного пианиста
средние и старшие классы детской музыкальной школы
М.Раухвергер
Десять пьес

для фортепиано
"Музыка", 1978г.
номер с4492к

содержание:

 

От автора
В пьесах этого сборника использованы отдельные мотивы из инструментальных наигрышей киргизских народных музыкантов Атая Огонбаева, Молдобасана Мусулманкулова, Калы Акиева, Мураталы Куренкеева и Сайида Бекмуратова; «Пастораль» полностью построена на наигрыше Атая Огонбаева.
Пьесы расположены в порядке возрастающей трудности. Автору представляется, что некоторые из них могут быть использованы и для концертного исполнения.
М. Раухвергер

Ноты пьес Раухвергера Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Ноты к пьесам Раухвергера
Советская фортепианная классика для детей и юношества
М.Раухвергер
Избранные пьесы

для фортепиано
педагогическая редакция И.Кулясова
"Советский композитор", 1989г.
номер с8692к

содержание:

 

Детские пьесы Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Краткие сведения

 

РАУХВЕРГЕР Михаил Рафаилович — советский композитор—родился 22. XI. 1901 года в Одессе. Окончил Московскую консерваторию по фортепиано у Ф. Блуменфельда. Народный артист Киргизской ССР. Среди его произведений: оперы «Кокуль», «Джамиля», «Красная шапочка»; опера-балет «Снежная королева»; балеты «Чолпон», «Близнецы», «Мы— тимуровцы»; для оркестра — симфония, сюиты; для струнного оркестра — сюита «Юные музыканты»; концерт для виолончели с оркестром; 3 квартета; песни, хоры; музыка к спектаклям; пьесы для фортепиано.

Альбом советской детской музыки для фортепиано Том 1