М.Раухвергер Ноты для фортепиано

Пойте, малыши!

фортепианные произведения композитора Михаила Раухвергера для детей

 

 

Ноты к пьесам Раухвергера
Советская фортепианная классика для детей и юношества
М.Раухвергер
Избранные пьесы

для фортепиано
педагогическая редакция И.Кулясова
"Советский композитор", 1989г.
номер с8692к

содержание:

 

ДВЕ ПЬЕСЫ
1. Грустная песенка
2. Веселая песенка
СТАККАТО (этюд)
ГРУСТНАЯ ПЕСНЯ
ШУТКА
БЫЛЬ
РАСПЛЯСАЛИСЬ
РАССКАЗ
ТАНЕЦ
ПАМЯТИ ГЕРОЯ
МАРШ
УКРАИНСКАЯ ПЕСНЯ (инвенция)
ТАНЕЦ (на тему А. Малдыбаева)
ИГРА
ПЕСНЯ
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
ДРУЗЬЯ.
РАССКАЗ ДЕДА
ЧЕТЫРЕ ПЬЕСЫ из цикла «Украинские миниатюры»
ПЕСНЯ В ГОРАХ
ТРИ ПЬЕСЫ из цикла «Киргизские миниатюры»
НОКТЮРН
МАЖОР И МИНОР
ТАРАНТЕЛЛА
ДВА ЭТЮДА
ДВА ТАНЦА
1. Сарабанда
2. Гавот
ТРИ ПАСТУШЕСКИХ НАИГРЫША
КОЛХОЗНЫЙ САД

Детские пьесы Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Ноты к пьесе Раухвергера
Библиотека юного пианиста
1-3 классы детской музыкальной школы
М.Раухвергер
Пьесы для фортепиано

редакция автора
"Музыка", 1964г.
номер 2051

содержание:

 

ОТ АВТОРА
Настоящий сборник фортепианных пьес состоит из двух разделов. В первом из них помещены пьесы, написанные на основе русских революционных песен. Во втором—пьесы, в основе которых—песни народов Запада. Весь народно-песенный материал использован почти без изменений,
В каждом из разделов пьесы следуют друг за другом приблизительно по возрастающей трудности. Самые трудные пьесы могут быть использованы в IV классе.
Ниже следуют краткие примечания к каждой пьесе в отдельности.

I. РУССКИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПЕСНИ

№ 1. Смело, товарищи, в ногу. Здесь требуется точный, суровый маршевой ритм.
№ 2. Под частым разрывом. Другое название этой песни «Расстрел коммунаров». Это — суровое, горестное, мужественное раздумье, полное внутренней собранности и силы. Никаких внешних эффектов. Никакой патетики! Самый громкий оттенок mf.
№ 3. Солнце всходит и заходит. Хотелось бы, чтоб звучание этой вещи походило, хоть отдаленно, на звучание мужского хора.
№ 4. Молодая гвардия. Эту вещь следует исполнять торжественно, точно ритмически и вместе с тем певучим тоном.
№ 5. Там вдали, за рекой. Полифоническая пьеса, в которой гегемония остается за верхним голосом, излагающим мелодию песни.
№ 6. Смело мы в бой пойдем. Мне кажется, что такая нетрудная пьеса для одной левой руки может оказаться полезной для развития юного пианиста.
№ 7. Комсофлотский марш. Эта комсомольская песня требует исполнения, полного юного задора и энергии.

II. ПЕСНИ НАРОДОВ ЗАПАДА
 
№ 1. Французская песня. В этой пьесе основной трудностью является смена пальцев на одной клавише при сохранении legato и певучести звука.
№ 2. Английская песня. Здесь исполнителю следует позаботиться о том, чтобы мелодия, исполняемая попеременно двумя руками, сохранила бы цельность и выразительность. Характер вещи — веселый, задорный.
№ 3. Кукушка (Французская песня). Мелодия исполняется разными штрихами — legato и portamento. Самые трудные места — это 13-й и 14-й такты. Здесь в правой руке два голоса, исполняемые разными штрихами и разными динамическими оттенками: верхний — portamento и mf, нижний — staccato и р.
№ 4. Румынская песня. Задача — исполнить мелодию в левой руке полнокровным «сочным», но мягким и певучим звуком.
№ 5. Чешская песня. Здесь штрих поп legato. Пьеса исполняется энергично, в одном динамическом оттенке (0. но при этом следует всячески избегать жесткости звучания, проистекающей часто из-за физической скованности юного исполнителя.
№ 6. Финская песня — грустное размышление. Задача исполнителя — передать как можно выразительнее настроение этой вещи, избегая всякой манерности и вычурности,
№ 7. Пастораль (Бретонская песня) — ив этой, и в предыдущей пьесе — legato. Но до чего непохож штрих здесь и там! Если в финской песне требуется текучее» legato, подобное человеческому пению, то здесь, сохраняя связность, следует добиваться легкого и точного «атакирования» каждого звука.
№ 8. Английская песня. Этот незатейливый, но задушевный рассказ требует соответствующего исполнения — искреннего, простого и задушевного.
№ 9. Словацкая песня. Здесь требуется точный, энергичный ритм. Обращаю внимание на элементы канона, которые появляются начиная с 19-го такта.
№ 10. Шведская песня. Игра legato здесь осложняется наличием двух голосов в одной руке. Указанная мной аппликатура может помочь преодолению этой трудности.
№ 11. Фландрская песня. Как уже отмечалось в предисловии к сборнику моих пьес для III—VII классов (Издательство «Советский композитор», 1962 г.), я указываю педаль только в тех немногих случаях, когда по моему замыслу она приобретает какое-либо особое тембровое или гармоническое назначение.
Вот одно из этих исключений,
№ 12. 1-я Шотландская песня. Это, пожалуй, одна из самых трудных пьес сборника. Здесь требуется простота и непосредственность выражения, но вместе с тем ритмическая свобода (rubato), особенно на ферматах и сразу же после них.
№ 13, 2-я Шотландская песня. Суровая, но полная внутренней экспрессии, песня требует исполнения, соответствующего ее характеру.
№ 14. Ирландская песня. Эта песня полна народного юмора, веселья. Ее следует исполнять с большим подъемом и с точным «напряженным» ритмом. Резкая смена оттенков О—Р—0 соответствует характеру вещи.
№ 15. 1-я Венгерская песня. Вот один из многих случаев, когда внешне простая народная мелодия наполнена значительным, глубоким внутренним содержанием. Эта мелодия полна драматизма, который мне и хотелось подчеркнуть скромными пианистическими средствами, не выходящими за пределы возможностей юных исполнителей.
№ 16. 2-я Венгерская песня. Обращаю внимание исполнителей на ритмическую трудность в 11-м в 15-м тактах пьесы, где синкопа в правой руке должна попасть точно на короткую паузу (I) (16) в левой руке.
№ 17. Мазурка. (Польская песня). Эта мелодия, полная легкой, мечтательной грусти и изящества, требует непринужденного, лишенного какой-либо напряженности исполнения. Динамический диапазон — от р до росо f — ограничен. Даже самое громкое место в пьесе, обозначенное оттенком росо f, должно быть исполнено легко и певуче.
№ 18. Пастушка (Румынская песня). Обычно слова «пастушеская», пастораль» и т. п. ассоциируются в нашем представлении с идиллическими настроениями и безоблачными пейзажами. Данная мелодия, мне кажется, не имеет ничего общего с указанной характеристикой. Наоборот, она полна энергии, задора и южного темперамента.

Может показаться, что в примечаниях к некоторым из пьес данного сборника автор ставит слишком сложные исполнительские задачи перед юными и еще неопытными исполнителями. Но ведь эти примечания, как и все предисловие в целом, обращены не к ребятам, а к учителям.
Квалифицированный учитель всегда безошибочно определит меру своих требований и найдет нужные педагогические приемы для того, чтобы добиться максимальных результатов, которых может достичь данный ученик.
М. Раухвергер

Пьесы для первого - третьего класса Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Этюды Раухвергера
М.Раухвергер
25 этюдов

для фортепиано
"Советский композитор", 1969г.
номер с644к

содержание:

 

ОТ АВТОРА

Предлагаемые этюды предназначены для учащихся старших классов детской музыкальной школы. Наиболее трудные номера могут быть использованы и в музыкальном училище.
Несколько замечаний общего характера:
В данной тетради этюдов в основном использованы те технические приемы (технические приемы в узком смысле слова, метроритмические, педализация и т. д.), которые могут помочь учащемуся в преодолении трудностей, встречающихся в современной фортепианной литературе.
Аппликатура, указанная в нотном тексте, отнюдь не обязательна. Это один из возможных вариантов.
Ниже следуют краткие примечания к этюдам:

I. Технический прием — подкладывание первого пальца после пятого и наоборот. Рекомендуется следить за тем, чтобы «текучесть» пассажей не нарушалась акцентами в начале каждой квинтоли.
II. Этюд лирического характера, изложенный двойными нотами. Следует сохранять legato в обоих голосах при некотором преобладании верхнего голоса.
III. Движение в этом этюде носит несколько «упрямый» характер. Необходимо, чтобы квартоли в правой и триоли в левой руке звучали ровно в ритмическом отношении.
IV. Один из наиболее легких этюдов тетради.
V. Главная мелодия песенного характера начинается с пятой четверти такта 3 в левой руке.
С такта 12 главная мелодия переходит в правую руку. С пятой четверти такта 20 в левой руке начинается второе проведение темы в форме канона.
Короткие мелодические отрезки в начале и в конце этюда носят характер инструментального вступления и заключения к этой песенной теме.
При правильном исполнении изменения метра не должны быть заметны.
VI. Следует добиться полной свободы и легкости в точном исполнении скачков, ни в коем случае не упуская из виду логическое мелодико-гармоническое развитие этюда.
VII. Как и в каждой пьесе для одной левой руки, здесь следует стремиться к тому, чтобы создавалось впечатление, что играют обе руки.
VIII. Эта энергичная пьеса основана на технике октавного типа. Исполняется с подъемом.
IX. Основная техническая задача — беззвучная смена пальцев на одной клавише. Очень важно, чтобы эта смена происходила при легком прикосновении пальцев к клавиатуре. Никакого нажима!
X. Все детали фактуры переходят из одной руки в другую. Мелодия должна звучать так, как будто она исполняется одной рукой. Скачки в средней части этюда трудны при исполнении по нотам. При игре на память, когда появляется возможность смотреть на клавиатуру, эти скачки становятся гораздо легче.
XI. Технические задачи — уверенная игра на черных клавишах, быстрое переключение пальцевой техники на аккордовую и обратно, ровное звучание (особенно рр) всех звуков, составляющих аккорд.
XII. В этой пьесе лирического характера использованы некоторые приемы (ритмические и гармонические) джазовой музыки.
XIII. Сопоставление метров 3/4 и 3/8 (создающее впечатление некоторого беспокойства) в данном случае облегчается восьмыми в левой руке, которые должны быть совершенно одинаковыми по длительности в обоих метрах.
Несколько труднее переход от такта 24 к 25. Здесь следует сопоставлять четвертные ноты.
XIV. Мелодия, состоящая из быстро повторяющихся звуков, должна звучать очень плавно и ровно, без всяких акцентов. Общий характер музыки— спокойный, плавный.
XV. Техническая трудность этюда — в его «замысловатости»: витиеватые средние голоса, сложная аппликатура, трудность координации двух рук в среднем эпизоде (такты 21—24 и 29—32). Все это не должно мешать спокойному и выразительному исполнению верхнего голоса.
XVI. В каждом такте этого этюда столько же восьмых, сколько в обыкновенном четырехчетвертном такте, но сгруппированы они по-другому: не
4+4, а 3+2+3. Следует внимательно следить за тем, чтобы средние две восьмые были абсолютно равны по длительности остальным восьмым тактам
и ни в коем случае не превращались в дуоль между двумя триолями. Все пассажи
должны звучать выразительно, как мелодия, чем они в сущности и являются.

Ноты этюдов Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

 

Краткие сведения

 

РАУХВЕРГЕР Михаил Рафаилович — советский композитор—родился 22. XI. 1901 года в Одессе. Окончил Московскую консерваторию по фортепиано у Ф. Блуменфельда. Народный артист Киргизской ССР. Среди его произведений: оперы «Кокуль», «Джамиля», «Красная шапочка»; опера-балет «Снежная королева»; балеты «Чолпон», «Близнецы», «Мы— тимуровцы»; для оркестра — симфония, сюиты; для струнного оркестра — сюита «Юные музыканты»; концерт для виолончели с оркестром; 3 квартета; песни, хоры; музыка к спектаклям; пьесы для фортепиано.

Альбом советской детской музыки для фортепиано Том 1