Д. Шостакович - Том 13 - Концерт №1, №2

 



Концерты Дмитрия Шостаковича
ноты (партитура том 12 и клавир том 13)

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

 

Скачать ноты для двух фортепиано


В тринадцатый том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены концерты № 1 и 2 для фортепиано с оркестром в авторском переложении для двух фортепиано, а также произведения для двух фортепиано — Концертино и Тарантелла. В приложении впервые публикуется юношеское сочинение композитора — Сюита для двух фортепиано.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, до минор, соч. 35, написан в 1933 году. Автограф переложения концерта для двух фортепиано содержит даты начала и завершения работы над этим сочинением: 6 марта (Ленинград) — 20 июля (Петергоф). В музыкальную ткань концерта Шостакович ввел фрагменты широко известных тем из произведений Бетховена и Гайдна; звучат в ней и интонации популярной уличной песенки. Кроме того, в четвертой части концерта (соло трубы) использована тема Финала, сочиненного Шостаковичем как вставной номер к опере Э. Дресселя «Колумб».
Премьера концерта состоялась 15 октября 1933 года в Большом зале Ленинградской филармонии; партию фортепиано исполнил автор. Продолжительность звучания — ок. 21 мин.
Переложение концерта для двух фортепиано напечатано Музгизом в 1934 году.
Автограф переложения хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ф. 32, ед. хр. 41).
В основе настоящей публикации — издание 1934 года. Текст сверен с автографом, другими изданиями переложения для двух фортепиано — изданием 1935 года, полностью идентичным первому, и с изданием 1969 года, а также с автографом и обоими изданиями партитуры (М., 1934, 1963).


Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, фа мажор, соч. 102, написан в 1957 году. Впервые концерт был исполнен 10 мая 1957 года в Москве, в Большом зале консерватории. Продолжительность звучания — ок. 16 мин.
Переложение концерта для двух фортепиано напечатано в 1957 году издательством «Советский композитор».
Автограф переложения хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 7).
В основе настоящей публикации — издание 1957 года. Текст сверен с автографом, с изданиями 1964 и 1969 годов, а также с автографом и изданием партитуры (М., 1957).

Концертино для двух фортепиано, соч. 94, написано в 1953 году, впервые исполнено 20 января 1954 года в Малом зале Московской консерватории. Продолжительность звучания — 9 мин.
Сочинение издано Музфондом СССР в 1955 году.
Автограф хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ф. 32, ед. хр. 76).
В основе настоящей публикации текст издания 1966 года, во многом отличающийся от автографа и издания 1955 года.


Тарантелла для двух фортепиано написана предположительно в 1954 году, впервые исполнена 8 ноября 1954 года в Малом зале Московской консерватории. Местонахождение автографа неизвестно.
Тарантелла публикуется по первому изданию: М., Музгиз, 1963 (редакция Е. Ховен).


Сюита для двух фортепиано, соч. 6, написана в 1922 году. В произведении четыре части: /. Прелюдия; II. Фантастический танец; III. Ноктюрн; IV. Финал. Сюита была впервые исполнена 20 марта 1925 года в Малом зале Московской консерватории.
Сочинение публикуется впервые.
Черновой автограф сюиты хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 35), авторизованная копия с пометками композитора — в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ф. 32, ед. хр. 77). Эти рукописи и положены в основу настоящего издания, подготовленного Н. А. Копчевским.
Все явные погрешности рукописных и печатных материалов исправлены без оговорок. Существенные разночтения оговорены в примечаниях, помещенных в конце тома; редакторские добавления заключены в квадратные скобки.