Концерты Дмитрия Шостаковича
ноты (партитура том 12 и клавир том 13)
В тринадцатый том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены
концерты № 1 и 2 для фортепиано с оркестром в авторском переложении для
двух фортепиано, а также произведения для двух фортепиано — Концертино
и Тарантелла. В приложении впервые публикуется юношеское сочинение композитора
— Сюита для двух фортепиано.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром,
до минор, соч. 35, написан в 1933 году. Автограф переложения концерта
для двух фортепиано содержит даты начала и завершения работы над этим
сочинением: 6 марта (Ленинград) — 20 июля (Петергоф). В музыкальную ткань
концерта Шостакович ввел фрагменты широко известных тем из произведений
Бетховена и Гайдна; звучат в ней и интонации популярной уличной песенки.
Кроме того, в четвертой части концерта (соло трубы) использована тема
Финала, сочиненного Шостаковичем как вставной номер к опере Э. Дресселя
«Колумб».
Премьера концерта состоялась 15 октября 1933 года в Большом зале Ленинградской
филармонии; партию фортепиано исполнил автор. Продолжительность звучания
— ок. 21 мин.
Переложение концерта для двух фортепиано напечатано Музгизом в 1934 году.
Автограф переложения хранится в Государственном центральном музее музыкальной
культуры имени М. И. Глинки (ф. 32, ед. хр. 41).
В основе настоящей публикации — издание 1934 года. Текст сверен с автографом,
другими изданиями переложения для двух фортепиано — изданием 1935 года,
полностью идентичным первому, и с изданием 1969 года, а также с автографом
и обоими изданиями партитуры (М., 1934, 1963).
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, фа мажор, соч.
102, написан в 1957 году. Впервые концерт был исполнен 10 мая 1957 года
в Москве, в Большом зале консерватории. Продолжительность звучания — ок.
16 мин.
Переложение концерта для двух фортепиано напечатано в 1957 году издательством
«Советский композитор».
Автограф переложения хранится в Центральном государственном архиве литературы
и искусства СССР (ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 7).
В основе настоящей публикации — издание 1957 года. Текст сверен с автографом,
с изданиями 1964 и 1969 годов, а также с автографом и изданием партитуры
(М., 1957).
Концертино для двух фортепиано, соч. 94,
написано в 1953 году, впервые исполнено 20 января 1954 года в Малом зале
Московской консерватории. Продолжительность звучания — 9 мин.
Сочинение издано Музфондом СССР в 1955 году.
Автограф хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры
имени М. И. Глинки (ф. 32, ед. хр. 76).
В основе настоящей публикации текст издания 1966 года, во многом отличающийся
от автографа и издания 1955 года.
Тарантелла для двух фортепиано написана предположительно
в 1954 году, впервые исполнена 8 ноября 1954 года в Малом зале Московской
консерватории. Местонахождение автографа неизвестно.
Тарантелла публикуется по первому изданию: М., Музгиз, 1963 (редакция
Е. Ховен).
Сюита для двух фортепиано, соч. 6, написана в 1922 году.
В произведении четыре части: /. Прелюдия; II. Фантастический танец; III.
Ноктюрн; IV. Финал. Сюита была впервые исполнена 20 марта 1925 года в
Малом зале Московской консерватории.
Сочинение публикуется впервые.
Черновой автограф сюиты хранится в Центральном государственном архиве
литературы и искусства СССР (ф. 2048, оп. 1, ед. хр. 35), авторизованная
копия с пометками композитора — в Государственном центральном музее музыкальной
культуры имени М. И. Глинки (ф. 32, ед. хр. 77). Эти рукописи и положены
в основу настоящего издания, подготовленного Н. А. Копчевским.
Все явные погрешности рукописных и печатных материалов исправлены без
оговорок. Существенные разночтения оговорены в примечаниях, помещенных
в конце тома; редакторские добавления заключены в квадратные скобки.