В семнадцатый том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича
Шостаковича включены авторские переложения для виолончели и фортепиано
концертов № 1 и № 2 для виолончели с оркестром. Партитуры этих концертов
помещены в шестнадцатом томе Собрания сочинений.
Концерт № 1 для виолончели с оркестром ми-бемоль мажор, соч. 107, написан
в 1959 году. Работа над концертом началась весной, и уже к началу июня
его первая часть была готова. В беседе с корреспондентом газеты «Советская
культура» Шостакович рассказывал: «Ближайшей моей крупной работой будет
Концерт для виолончели с оркестром. Первая часть, Allegretto в характере
шутливого марша, уже закончена. Концерт, судя по всему, будет трехчастным.
Сообщить что-либо определенное о его содержании я затрудняюсь. Подобные
вопросы, несмотря на их внешнюю естественность и простоту, мне всегда
кажутся очень трудными. Ведь нередко бывает так, что в процессе создания
произведения существенно меняются и форма, и круг выразительных средств,
и самый жанр его. Могу лишь сообщить, что Концерт этот задуман сравнительно
давно. Первоначальным импульсом к его сочинению явилось ознакомление с
Симфонией-концертом для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева. Произведение
это весьма заинтересовало меня и вызвало желание попробовать свои силы
в этом жанре». Как видно из этого рассказа, замысел концерта первоначально
укладывался в традиционную форму трехчастного цикла.
В июле 1959 года произведение было завершено. Авторское переложение концерта
для виолончели с фортепиано сделано, по всей вероятности, сразу после
завершения партитуры. Именно в виде переложения концерт впервые прозвучал
во Всесоюзном доме композиторов в Москве 21 сентября 1959 года.
Первое исполнение концерта № 1 для виолончели с оркестром состоялось 4
октября 1959 года в Ленинграде, в Большом зале филармонии. Московская
премьера концерта прошла 9 октября того же года в Большом зале консерватории.
Продолжительность звучания—ок. 29 мин.
Авторское переложение концерта № 1 для виолончели и фортепиано напечатано
Музгизом в 1960 году.
Автограф переложения концерта № 1 хранится в Государственном центральном
музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ф. 32, ед. хр. 73).
В основу настоящей публикации положено издание 1975 года (Москва, «Музыка»).
Текст сверен с автографом клавира, с изданием клавира 1960 года и с изданием
партитуры 1961 года. Учтены также пометки автора в корректурных листах.
Концерт № 2 для виолончели с оркестром соль мажор, соч. 126, написан в
1966 году.
Созданию этого сочинения непосредственно предшествовала новая оркестровка
концерта для виолончели с оркестром Р. Шумана, которую Шостакович осуществил
в 1963 году и пометил в списке произведений номером 125. Вскоре после
создания концерта № 2 для виолончели с оркестром он выполнил еще одну
аналогичную работу: переинструментовал Первый концерт для виолончели с
оркестром своего ученика Б. Тищенко.
Работа над концертом № 2 началась, по-видимому, весной 1966 года в Москве,
а закончена партитура в Ялте, в санатории «Ореанда», где композитор находился
с 20 апреля. На последней странице автографа партитуры имеется дата: «27
апреля».
Впервые концерт № 2 для виолончели с оркестром был исполнен 25 сентября
1966 года в Большом зале Московской консерватории, в концерте, посвященном
60-летию Шостаковича.
Продолжительность звучания—ок. 36 мин.
Авторское переложение концерта № 2 для виолончели и фортепиано опубликовано
издательством «Советский композитор» в 1969 году.
Местонахождение автографа переложения неизвестно.
В основу настоящей публикации положено издание 1976 года (Москва, «Музыка»).
Текст сверен с автографом партитуры, с изданием партитуры 1970 года и
с изданием клавира 1969 года.
Явные погрешности рукописных и печатных материалов устранены без оговорок.
Существенные разночтения приводятся в примечаниях, помещенных в конце
тома. Редакторские добавления заключены в квадратные скобки.