Ноты для фортепиано произведений Дмитрия Шостаковича
В тридцать девятый том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
включены сочинения для фортепиано: Три фантастических танца, сонаты №
1 и 2, «Афоризмы», 24 прелюдии и «Детская тетрадь». В приложении к данному
тому помещены ранние сочинения, а также пьесы для детей, не издававшиеся
при жизни композитора; сюда вошли Менуэт, Прелюдия и Интермеццо, Пять
прелюдий, пьесы «Мурзилка» и «Веселый марш».
Пьесы «Мурзилка», «Веселый марш», Менуэт, Прелюдия и Интермеццо публикуются
по автографам, «День рождения» (из «Детской тетради») — по рукописной
копии. В основу публикации остальных сочинений, вошедших в том, положены
их первые издания.
Нотный материал сверен с авторскими рукописями. Все явные ошибки и погрешности
устранены безоговорочно. Существенные разночтения приводятся в примечаниях,
помещенных в конце тома.
Три фантастических танца, соч. 5, написаны в 1920—1922
годах в Петрограде.
Установить точную дату первого исполнения Трех фантастических танцев не
удалось, однако известно, что первым их исполнителем был сам автор, который
с начала 20-х годов неоднократно включал это сочинение в свои концертные
программы. Продолжительность звучания — ок. 3,5 мин.
Три фантастических танца напечатаны в 1926 году в Москве Музсектором Госиздата.
Они стали первым опубликованным произведением Шостаковича, поэтому в издании
были обозначены как соч. 1. Между тем в автографе, а также во всех составленных
самим Шостаковичем перечнях его сочинений Три фантастических танца значатся
под номером.
Сохранились два полных автографа сочинения. Первый из них, представляющий
собой более ранний вариант, находится в Ленинграде, в Институте театра,
музыки и кинематографии, ф. 28, оп. 1, ед. хр. 1230. Автограф окончательного
варианта Фантастических танцев, послуживший оригиналом для первого издания,
хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР
(ЦГАЛИ), ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2260.
Соната для фортепиано № 1, соч. 12, написана в 1926 году
в Ленинграде. Первоначально соната называлась «Октябрьская», позже композитор
снял название.
Впервые исполнена в декабре 1926 года автором в Малом зале Ленинградской
филармонии, в концерте Ассоциации современной музыки. Продолжительность
звучания — ок. 13 мин.
Соната № 1 напечатана в 1927 году в Москве Музсектором Госиздата.
Во втором издании (М., 1935) автор добавил метрономические указания, учтенные
в настоящей публикации.
Автограф сонаты хранится в ЦГАЛИ СССР, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2264.
Афоризмы, соч. 13, написаны между 25 февраля и 7 апреля
1927 года. В цикл вошли десять пьес: Речитатив, Серенада, Ноктюрн, Элегия,
Похоронный марш, Этюд, Пляска смерти, Канон, Легенда, Колыбельная песня.
Название «Афоризмы» было подсказано композитору Б. Яворским. 6 мая 1927
года Шостакович подарил ему автограф произведения с надписью: «Дорогому
Болеславу Леопольдовичу Яворскому от любящего Шостаковича».«Афоризмы»
были впервые исполнены автором в 1927 году в концерте Ассоциации современной
музыки в Ленинграде.
Продолжительность звучания—ок. 12 мин.
Произведение напечатано в 1927 году в Ленинграде издательством «Тритон».
Полный автограф хранится в Государственном центральном музее музыкальной
культуры имени М. И. Глинки (ГЦММК), ф. 146, Б. Яворский, ед. хр. 241.
Автограф первых четырех пьес находится в ЦГАЛИ СССР, ф. 2048, оп. 2, ед.
хр. 16. После названия здесь имеется подзаголовок: «Сюита».
24 прелюдии для фортепиано, соч. 34, как видно из автографа,
начаты 30 декабря 1932 года, завершены 2 марта 1933 года5.
Сочинение впервые исполнено автором 24 мая 1933 года в Москве, в Малом
зале консерватории. Продолжительность звучания—ок. 31, 5 мин.
24 прелюдии напечатаны в 1934 году в Москве Музгизом.
Полный автограф хранится в ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 40. В ЦГАЛИ СССР имеется
неполный автограф прелюдий (отсутствуют № 23 и 24) — ф. 2048, оп. 2, ед.
хр. 17. Авторскую помету «1933—1934» на титульном листе данной рукописи
следует считать ошибочной.
Соната для фортепиано № 2, соч. 61, написана в 1943 году.
Первая часть сонаты, как следует из автографа, закончена 18 февраля 1943
года, вторая—3 марта 1943 года в Куйбышеве и третья —17 марта того же
года в Архангельском, под Москвой.
Сочинение впервые исполнено автором 6 июня 1943 года в Москве, в Малом
зале консерватории. Продолжительность звучания — ок. 29 мин.
Соната № 2 опубликована в 1943 году в Москве Музгизом.
Автограф сочинения находится в ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 79.
Детская тетрадь, соч. 69, написана в 1944—1945 годах.
Сюда входят Марш, Вальс, Медведь, Веселая сказка, Грустная сказка, Заводная
кукла, День рождения. Музыку последней, седьмой пьесы Шостакович впоследствии
использовал в Праздничной увертюре, соч. 96 (1954). Пьесы были сочинены
композитором для дочери Галины и ею впервые исполнены на секции детской
музыки Московского отделения Союза композиторов в 1945 году.
Два автографа, в которых отсутствует седьмая пьеса, хранятся в двух архивах:
в ЦГАЛИ СССР — ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 18 и в ГЦММК — ф. 32, ед. хр. 79.
Авторская рукопись последней пьесы утрачена. В ЦГАЛИ имеется лишь ее рукописная
копия (ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 19).
Цикл напечатан в 1945 году Музфондом СССР, кроме седьмой пьесы «День рождения»,
которая прежде не публиковалась. Однако в авторском перечне сочинений
она включена в состав соч. 69.
Менуэт, Прелюдия и Интермеццо принадлежат к ранним сочинениям
Шостаковича. Они сохранились в бумагах профессора А. Розановой, в классе
которой композитор учился в 1919—1920 годах.
Автографы трех этих пьес (Интермеццо—в незавершенном виде) хранятся в
ГЦММК, ф. 32, ед.хр. 44.
Пять прелюдий написаны композитором в 1919—1921 годах.
Об истории их создания известноследующее. В консерваторские годы Шостакович
и его коллеги, студенты-композиторы Г. Клеменц и П. Фельд, задумали написать
цикл прелюдий для фортепиано во всех 24 тональностях в виде коллективной
тетради, каждый по восемь6. Работа над циклом не была завершена. Тетрадь
содержит 18 прелюдий, долгие годы она хранилась у Г. Юдина, в настоящее
время она передана им И. Шостакович. В эту тетрадь Шостакович вписал своей
рукой пять прелюдий: ля минор (№ 2), соль мажор (№ 3), ми минор (№ 4),
ре-бемоль мажор (№ 15) и фа минор (№ 18).
Возможно, что для коллективной тетради композитор использовал пьесы из
цикла Восемь прелюдий, соч. 27, автограф которого утерян.
Публикуемые пять прелюдий были напечатаны в «Музыкальном наследстве» (т.
2, ч. 1) издательством «Музыка» в 1966 году.
Отдельные автографы двух прелюдий—ля минор и фа минор — хранятся в ЦГАЛИ
СССР, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 14, а также в ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 293.
Мурзилка, пьеса для фортепиано; нет указаний ни на опус,
ни на год создания. Автограф хранится в ЦГАЛИ СССР, ф. 2048, оп. 2, ед.
хр. 21. Издается впервые.
Веселый марш для двух фортепиано написан в 1949 году.
Автограф пьесы хранится в ЦГАЛИ СССР, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 20. Здесь
«Веселый марш» значится как соч. 81. Однако в авторском списке сочинений
под этим номером стоит «Песнь о лесах», созданная в том же году. Очевидно,
композитор не предполагал публиковать «Веселый марш» и счел возможным
проставить этот номер у другого сочинения. Публикуется впервые.