фортепианные произведения композитора Антонио Солера
Антонио Франсиско Хосе Солер-и-Рамос (1729—1783) — выдающийся испанский композитор, клавесинист и органист. Музыкальное образование получил в школе монастыря Монсеррат, из стен которого вышло немало известных композиторов, хормейстеров, органистов (Б. Серрано, В. Родригес и др.). Уже в юности Солер прославился виртуозной игрой на клавесине и органе и в 1752 году был назначен придворным органистом дворца Эскориал вблизи Мадрида. Здесь раскрылись и творческие возможности Солера-композитора. Он пишет многочисленные инструментальные сочинения, органные концерты, а также мессы, мотеты, реквием. Кроме того, он создает театральную музыку к народным драматическим сценкам на религиозные сюжеты — тонадильям, основанным на испанском фольклоре. Разносторонняя одаренность Солера проявилась и в создании им теоретического труда «Искусство модуляции», опубликованного в Мадриде в 1762 году.
Широкой известностью в наши дни пользуются клавирные сонаты Антонио Солера. В них ощущается влияние другого выдающегося композитора XVIII века — Доменико Скарлатти, у которого Солер брал уроки композиции. Однако это влияние проявляется лишь в использовании формы (одночастной) и некоторых приемов изложения. В сонатах Солера своеобразно преломились традиции испанского народного музицирования. Это не только ритмические формулы таких известных танцев, как болеро и фанданго, хота и сардана, это и мастерское воссоздание звучания народных инструментов, особенно гитары.
Сонаты выдающегося испанского композитора пользуются заслуженной популярностью как концертные пьесы. Вместе с тем они — прекрасный материал для педагогической практики в ДМШ и музыкальных училищах.
Публикуемые в предлагаемом сборнике сонаты издаются в СССР впервые.
М. Вайсборд