Современный пианист - Н.Копчевский, В.Натансон, М.Соколова

Пособия по фортепиано

Литература, книги, пособия для обучения на фортепиано

 

 

Скачать пособие для фортепиано
Современный пианист
Учебное пособие для начинающих
Редакторы-составители
Н. Копчевский, В. Натансон, М. Соколова
“Музыка”, 1983г.
номер 9137

Содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие Современный пианист составлено на основе музыки советских и современных зарубежных композиторов и предназначается для учащихся первого и второго классов детской музыкальной школы.
Современная музыка со всеми ее особенностями должна полноправно входить в репертуар маленького пианиста. Задача педагога заключается в том, чтобы буквально с первых занятий на фортепиано приобщить ученика к произведениям, написанным в различных стилях. Современная музыка, если она по-настоящему образна и талантлива, воспринимается ребятами не хуже, чем классика, несмотря на необычный, а подчас н довольно сложный музыкальный язык.
Настоящее пособие должно, по мнению составителей, проходиться параллельно с распространенными в педагогической практике Хрестоматиями и Школами, в которых основное место занимает классический репертуар.
Целый ряд пьес советских композиторов написан специально для настоящей работы с учетом соответствующих методических заданий. Пьесы западных композиторов в большей части заимствованы из зарубежных изданий и у нас до этого не публиковались.

Название «Современный пианист» отражает не только характер включенного сюда материала — и в расположении его нашли отражение современные методические принципы. Делается упор на то, чтобы заинтересовать ребенка самой музыкой (для этого дается много ансамблей, в которых ученик играет одну или две ноты, а основная нагрузка падает на педагога; здесь очень важно, что с самого начала ученик чувствует себя соучастником исполнительского процесса). Большое внимание уделяется выработке ощущения позиции, а также переносам руки (опять-таки по позициям). При ознакомлении ученика с нотной грамотой проводится принцип одновременного обучения игре в обоих ключах.
Объяснения и правила, адресованные ученикам, отсутствуют, но группировка материала в соответствии с этапами первоначального обучения, распределение сочинений по степени трудности (как внутри каждого раздела, так и последовательно — от раздела к разделу), а также включение подробных методических комментариев для педагогов приближают это пособие к «Школе».
Пособие характеризуется не только постепенным нарастанием технических трудностей—оно строится по принципу постоянного усложнения музыкального языка, ладовых», ритмических элементов, гармонических последований, введения элементов полифонии и др.
«Современный пианист» состоит из семи разделов.
I. Развитие первоначальных навыков игры без знания нотной записи.
Этот раздел является принципиально важным, так как ансамбли, помещенные в нем, должны с самого начала привить интерес к игре. Здесь же педагог будет знакомить ученика с навыком извлечения одного звука, двух, трех и, наконец, с исполнением простейших мелодий (в сопровождении партии педагога). Составители намеренно включили в этот раздел сравнительно большое количество пьес, для того чтобы ребенок, который перейдет ко второму разделу задолго до окончания первого, разбирая по нотам простейшие мелодии, смог бы одновременно играть более интересные по музыке пьесы — без нот.
II. Начало игры по нотам (в обоих ключах).
Принципиальная особенность этого раздела заключается в том, что изучение нот в разных ключах происходит не раздельно — сначала в скрипичном, затем в басовом, — а одновременно.
Во всех пьесах этого раздела правая рука играет в скрипичном, левая — в басовом ключе. Такое обучение будет способствовать образованию точной зрительно-двигательной координации.
III. 3акрепление навыков игры в одной позиции. Элементы полифонической игры.
Пьесы этого раздела развивают ощущение координации пальцев на клавишах. Все пьесы даются в пределах одной позиции. Если в предыдущих разделах были пьесы, рассчитанные на игру каждой рукой отдельно, то здесь обе руки играют одновременно. Много пьес в этом разделе основано на зеркальном движении — такое симметричное движение более естественно для пальцев, чем параллельное— при более традиционной игре, например, в октаву. Простейшие полифонические и политональные примеры развивают ощущение самостоятельности каждого голоса.
В последующих разделах постепенно усложняются музыкальный язык и пианистические задачи.
IV. Выход за пределы пят и пальцевой позиции (перенос руки, подмена пальцев, элементарное подкладывание первого пальца и перекладывание пальцев).
V. Широкое расположение пальцев. Скачки.
VI. Сложные формы движения.
Некоторые пьесы этого раздела отражают элементы пианистической техники, не применявшиеся раньше на этом этапе (мартеллато, скачки, быстрые переносы рук).
VII. Аккомпанемент.
Игра с инструменталистом и с певцом развивает с самого начала «чувство локтя» и доставляет маленькому пианисту ни с чем не сравнимое удовольствие.
Четырехручные ансамбли не образуют самостоятельного раздела, так как постоянно вкрапливаются в репертуар —с самых первых шагов обучения. Игру в ансамбле, в особенности на первоначальном этапе, составители считают неотъемлемым элементом педагогического процесса.


Методические замечания
I раздел
Дунаевский И. Говорит Москва. Позывные радио. Запись А. Самоноса
Шостакович Д. Родина слышит. Позывные радио. Запись М. Соколова
Фельцман О. С добрым утром. Позывные воскресной радиопередачи.
Огарокадоыский М. Моя любимая книжка. Музыка к началу радиопередачи для детей. Запись А. Самолова.
Говорит Сухуми. Запись М. Соколова.
Дмитриев Г. Вальс
Белый В. Флейта и оркестр.
Александров А«. Звездочка. Позывные телевизионной передачи для детей. Запись А. Коблякова
Тилнчеева Е. К нам новая книга идет. Позывные телевизионной передачи для детей. Зачтись А. Коблякова
Островский А. Спокойной ночи, малыши. Позывные телевизионной передачи для детей. Запись А. Коблякова
Фрид Г. Кукушка
Беляев В. Вечером
Агафонников В. Спать пора.
Агафонников В. Былинный напев.
Захаров Э. Часы на башне
Захаров Э. Добрый бегемот.
Беляев В. Волынка
Чудова Т. Пастух играет
Чудова Т. Простуженный оркестр (шутка)
Чудова Т. Малый барабан, флейта и большой барабан
Беляев В. Колыбельная
Корганов Т. Гамма-вальс

II раздел
Корнеа-Ионеоку А. (Румыния). Фанфары.
Болгарская народная песня.
Корнеа-Иояеску А. (Румыния). Грустная песенка
Горная птичка. Болгарская детская песенка
Весна. Румынская народная песня
Раутио М. (Финляндия). Разговор
Берлин Б. (Канада). Пони сЗвездочка»
Вечерком красна девица. Русская народная песня. Обработка в 4 руки Г. Банщикова
Цагарейшвшги В. (Грузинская ССР). Пестрая бабочка. Грузинская народная песня. В 4 руки
Протяжная латышская песня. Обработка в 4 руки Т. Назаровой
Я на горку шла. Украинская народная песня. Обработка в 4 руки М. Мйльмана.
Шульгин Л. Портрет Ильича.
Беляев В. Плясуны
Финская народная песня
Добжай Л. (Венгрия). Игра света и тени
Човек Э. (Венгрия). Задумчивый напев
Човек Э. Наигрыш волынки.
Стравинский И. Медведь

III раздел
Упражнения на материале детских песен (А. Вишкарева)
Човек Э. (Венгрия). Перед зеркалом.
Каштан М. (Венгрия). Голубой платочек.
Венгерская песня
Упражнение
Кориеа-Ионеоку А. (Румыния). Пьеса
Окунев Г. Отражение в воде.
Кутева Л. (Болгария). Сельская сцена
Кочев Б. (Болгария). Баю-баю
Губайдулина С. Песенка
Каштан М. (Венгрия). Пьеса.
Прокофьев С. Болтунья. Переложение в 4 руки Э. Денисова..
Румынская народная песня
Кепитис Я- (Латвийская ССР). Песенка.
Маркевичувна В. (Польша). Спор.
Селенн И. (Венгрия). Карусель
Музафаров М. Дождик
Големииов М. (Болгария). Дядя Тричко
Човек Э. (Венгрия). Пьеса
Раутио М. (Финляндия). Кантеле (финский народный инструмент)
Бартох Б. (Венгрия). Пьеса.
Три пьесы в болгарских народных ритмах
Роули А. (Великобритания). Акробаты.
Кётшау И. (ГДР). Кукушка и осел. Немецкая детская песенка.
Коргаиов Т. В горах
Тардош В. (Венгрия). Терции. Моццати А. (Италия). Экзотический напев

IV раздел
Клехневска А. (Польша). Песенка горцев
Бертолотто И. (Швеция). Диалог.
Дмитриев Г. Опять кляксы!.
Корганов Т. Болтушки
Ярдами П. (Венгрия). Этюд.
Барток Б. (Венгрия). Противоположное движение
Моццати А. (Италия). Восточная мелодия
Львов-Компанеец Д. Раздумье.
Тардош Б. (Венгрия). Песенка.
Селени И. (Венгрия). Пьеса.
Орчр К. (ФРГ). Пьеса
Кабалевский Д. Вечерняя песенка
Свиридов Г. Березка (отрывок из песни)
Баласанян С. Что за парень!.
Слонимский С. Лягушки
Сопрони И. (Венгрия). Живет в воде жаба. Венгерская народная песня
Кабалевский Д. Труба и барабан
Холминов А. Ирочкина песенка.
Христов Д. (Болгария). Золотые капельки
Леденев Р. Вечер
Окунев Г. Зайчику холодно.
Дмитриев Г. Колокольчики.
Татарская народная песня. Обработка в 4 руки Т. Назаровой
Стравинский И. Тилим-бом. Детская песенка (отрывок). Переложение в 4 руки И. Доброго
Хачатурян А. О чем мечтают дети. Переложение в 4 руки А. Самонова.
Га рута Л. (Латвийская ССР). Полифоническая пьеса
Гольденвейзер А. Маленький канон
Окунев Г. Маленькие лиги
Барток Б. (Венгрия). Пьеса.
Прокофьев С. Петя. Отрывок из симфонической сказки Петя и Волк. Переложение в 4 руки. А. Сазонова.
Малинников В. Таня села за рояль
Мильман М. Марш
Мясковский Н. Вроде вальса.
Файэи Д. (Татарская АССР). Скакалка.
Ярдани П. (Веигрня). Пьеса.
Кабалевский Д. Ежик
Кабалевский Д. Плакса
Кабалевский Д. Злюка
Тобис Б. Кукареку, петушок.
Калоша П. (Венгрия). Ритмический этюд
На речушке, на Дунае. Русская народная песня,
Шуровский Ю. (Украинская ССР). Черный ворон
Мягко кружатся звуки. Португальская народная песня. Обработка В. Малинникова
Денисов Э. Танец
Окунев Г. Вверх и вниз по лесенке Гаджибекоа У. (Азербайджанская ССР).
Весенним утром
Леденев Р. Немножко грустно.
Леденев Р. Вприпрыжку
Хайду М. (Венгрия). Турецкая сказка.
околаи Ш. (Венгрия).Дразнилка.
Наседкин А. Медведь играет на фаготе
Волыемут Г. (ГДР). Хорошо выспались.

V раздел
Оку мура X. (Япония). Кагоме, кагоме. Японская детская песенка.
Сарауэр А. (Чехословакия). Упражнение.
Галыннн Г. Медведь
Логшамп-Друщкевичова К. (Польша). Воробышек
Раутно М. (.Финляндия). Кларнет и фагот
Маркевичувиа В. (Польша). Таинственный замок
Цытович В. Сказка про белого бычка.
Волков К- Зовем весну
Волков К. Пастушьи рожки.
Блок В. Карельская мелодия.
Блок В. Жалейка (русский народный духовой инструмент)
Леденев Р. Гуси-лебеди
Гаврилин В. Песня
Кадоша П. (Венгрия). Два этюда.
Голубев Е. Вечер в деревне.
Шостакович Д. Колыбельная. Переложение в 4 руки Э. Денисова
Шостакович Д. Марш
Шостакович Д. Вальс
Стоянов А. (Болгария). Пьеска
Малер В. (ФРГ). Начало весны. Немецкая народная песня
Бунин Р. Считалка
Сарауэр А. (Чехословакия). Дядюшка Лоренц
Гладков Г. Колыбельная
Мартынов В. Песенка
Барток Б. (Венгрия). Детская пьеса.
Разоренов С. Утенок и утка (сценка)
Разоренов С. Разбрелись — кто куда.
Слонимский С. Кузнечик
Мясковский Н. Тревожная колыбельная
Фейнберг С. Накрапывает дождик (этюд)
Баркаускас В. (Литовская ССР). Тихие слезинки
Кабалевский Д. Хромой козлик
Смирнова Т. Песня
Смирнова Т. Игра в синкопы.
Тобис Б. Колыбельная
Тамберг Э. (Эстонская ССР). Кукла танцует
Денисов Э. Кукольный вальс..
Денисов Э. Игра в трезвучия.
Оиделыников Н. Едем в Ригу.
Сндельников Н. Играю в мяч.
Шостакович Д. Новороссийские куранты. Переложение в 4 руки А. Самонова

VI раздел
Черноводяну И. (Румыния). Акробаты (уп-
ражнение)
Леденев Р. Беззаботная песенка.
Разоренов С. Ну-ну-ну! Тпру-тпру-тпру
Хренников Т. Токкатина (Песня Леньки из оперы «В бурю»). Свободная обработка в 4 руки А. Самонова.
Прокофьев С. Русский танец из балета
«Сказ о каменном цветке». Обработка в руки А. Самонова
Осокин М. Ночью
Маркевичувна В. (Польша). Паровоз.
Адигезалов В. (Азербайджанская ССР).
Танец.
Селани И. (Венгрия). На детской площадке
Сарауэр А. (Чехословакия). Утро.
Любарский Н. Игра со скакалкой.
Аракишвили Д. (Грузинская ССР). Песня пахаря. Грузинская народная песня.
Делло-Джойо Н. (США). Горная мелодия
Ранки Г. (Венгрия). Полинезийская колыбельная
Ранки Г. Свирель из Лаоса.
Кабалевский Д. Боевая песенка
Тобис Б. Негритенок грустит.
Тобис Б. Негритенок улыбается
Николаев А. Мордовская народная песня
Николаев А. Спорщики
Фейнберг С. Русская песня.
Маркевичуана В. (Польша). Автобус.
Коблякоз А. Марш-шутка
Эксанишвили Э. (Грузинская ССР).
Этюд Бертолотто И. (Швеция). Ритм блюза
Хоффер П. (ГДР). Битва
Кабалевский Д. Маленький жонглер
Слонимский С. Под дождем мы поем.
Караманов А. Раздумье
Мнлыман М. Доброе утро
Эйслер Г. (ГДР). Фугетта
Шнитке А. В горах
Раухвергер М. Этюд-мелодия
Губайдулииа С. Загадка
Банщиков Г. Утро в лесу
Агафонников В. Сани с колокольчиками.
Барток Б. (Венгрия). Три пьесы для детей
Чайковский Б. Веселая прогулка
Хачатурян А. Скакалка
VII раздел (аккомпанементы к детским песням)
Русская народная песня
Вот что случилось. Английская детская песня
Тиличеева Е. Кукушка
Кабалевский Д. Наш край
Раухвергер М. Берёзонька
Раухвергер М. Разговор перед сном.
Шайнский В. Песенка крокодила Гены.
Комментарии

Скачать пособие Скачать пособие по фортепиано