Т.Хренников - Альбом пьес

на темы оперы сказки «Мальчик-великан»


Ноты к произведениям композитора для фортепиано в 2 и 4 руки

 

 

Вступительная статья М. Соколова

 

Выдающийся советский композитор, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, Тихон Николаевич ХРЕННИКОВ родился 10 июня 1913 года в старинном русском городе Ельце. Еще в раннем детстве он проявил яркие музыкальные способности, пел в хорах и играл в самодеятельном оркестре. Особенно любил мальчик русские песни и народные танцы. В многочисленной семье Хренниковых почти все играли на каком-либо народном инструменте и много пели. Хотя рояля в доме и не было, все же с 9 лет начинается период обучения мальчика игре на фортепиано. В 13 лет юноша неожиданно начинает сочинять музыку. Первое его сочинение — арпеджированный этюд для фортепиано.

После окончания в 1929 году средней школы Хренников, по совету М. Ф. Гнесина, уезжает на учебу в Москву и поступает в музыкальный техникум им. Гнесиных сразу по двум специальностям: по композиции, в класс М. Ф. Гнесина, и по фортепиано, в класс Э. Г. Гельмана. После окончания техникума Т. Н. Хренникова осенью 1932 года принимают сразу на второй курс Московской консерватории, где он учится по композиции у профессоров Г. И. Литинского и В. Я. Шебалина, а по фортепиано у профессора Г. Г. Нейгауза.
Первым крупным сочинением Т. Н. Хренникова явился концерт для фортепиано с оркестром в четырех частях, снискавший большую популярность. Впервые он был исполнен в 1933 году автором и симфоническим оркестром радио под управлением К- С. Сараджева. С тех пор концерт часто звучит как у нас в стране, так и за рубежом.
В 1936 году молодой композитор заканчивает Московскую государственную консерваторию. Его имя заносится на мраморную доску отличия, рядом с именами прославленных русских и советских музыкантов.
Еще в студенческие годы Т. Н. Хренников написал первую симфонию (1933—1935) в трех частях, отличающуюся ярким национально-русским колоритом и широкой песенностью. Симфония также была благожелательно встречена музыкальной общественностью столицы. Ее первое исполнение состоялось в октябре 1935 года в Москве.

После окончания консерватории Т. Н. Хренников много работает над сочинением музыки к спектаклям различных театров столицы. Особую известность приобрела его музыка к спектаклям «Много шума из ничего», «Дон-Кихот», «Давным-давно» и многим другим. Мелодичность, острые характеристики и юмор музыки очень полюбились советским слушателям, и отдельные ном-ера стали повседневными в репертуаре ряда советских исполнителей.
Популярности музыки Хренникова во многом способствовали и его авторские концерты, систематически устраиваемые концертными организациями. В 1935 году произошла знаменательная встреча молодого композитора с выдающимся театральным деятелем В. И. Немировичем-Данченко, во время -которой последний посоветовал Хренникову написать оперу на современную тему. После долгих поисков композитор остановился на сюжете романа Н. Вирты «Одиночество» и начал серьезную работу над оперой. В 1939 году опера «В бурю» была закончена и с огромным успехом поставлена в оперном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. С тех пор она не сходит со сцен многих театров Советского Союза и ряда социалистических стран. Большую популярность приобрели отдельные арии, сцены и песни из оперы, построенные на интонациях, близких к народным песням. Интересной работой композитора является и его комическая опера «Фрол Скобеев» (впоследствии перередактированная и поставленная под названием «Безродный зять»), написанная также по совету В. И. Немировича-Данченко. В опере много действующих лиц. В гротескных остроумных характеристиках и в народнобытовых эпизодах гулянья в масленицу Т. Н. Хренникову удалось создать полные задора и юмора ярко запоминающиеся музыкальные образы.

Во время Великой Отечественной войны Т. Н. Хренниковым было написано много патриотических песен, получивших широкое распространение. Особенный успех у слушателей имели его песни из кинофильмов «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Поезд идет на восток», «Возвращайся с победой», «Донецкие шахтеры», «Верные друзья», «Гусарская баллада» и многие другие.
Непосредственным откликом композитора на события Великой Отечественной войны явилась его вторая симфония в четырех частях, впервые исполненная 9 июня 1944 года оркестром радио под управлением Н. С. Голованова. В этой симфонии была отражена самая различная эмоциональная сфера: мужественность, драматичность, скорбь и, главное, характерная для композитора русская лирическая распевность. Симфония много исполнялась у нас и за рубежом и прочно вошла в репертуар симфонических оркестров.
В 1952 году Т. Н. Хренников совместно с драматургом А. М. Файко начал работу над оперой «Мать» по повести А. М. Горького. Опера была поставлена в 1957 году в Большом театре Союза ССР.
За последние годы много внимания уделил Т. Н. Хренников и жанру музыкальной комедии. Им написаны оперетты «Сто чертей и одна девушка» и «Белая ночь», поставленные в Московском театре оперетты, а также в музыкальных театрах других городов. И в этом жанре композитору удалось сохранить свои наиболее интересные черты — искрометность и легкость звучания оркестра, лирическую напевность и яркие характеристики действующих лиц.

Среди произведений Т. Н. Хренникова множество песен, романсов, инструментальной музыки. Широко известны его концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, инструментальные пьесы и другие.
Совсем недавно композитор закончил детскую фантастичесную оперу «Мальчик-великан» (либретто Н. Шестакова), премьера которой состоялась в Московском детском музыкальном театре (сценический вариант Н. Сац). В настоящем педагогическом сборнике представлены пьесы, созданные на музыкальном материале этой оперы. Автор свободных обработок — композитор и педагог А. В. Самонов— очень бережно отнесся к поставленной задаче, все обработки сделаны им с учетом пожеланий и советов Т. Н. Хренникова. Соответственно специфике издания некоторым пьесам даны более конкретные названия.
Сборник состоит из двух разделов. В первом помещены 6 пьес для двух рук, во втором — 4 пьесы в четыре руки, рассчитанные на игру двумя учениками. Однако обработки, вошедшие во второй раздел, могут исполняться и учеником с учителем. В этом случае учитель должен играть левую (басовую) партию и брать гармоническую педаль.

 

* * *

 

Опера «Мальчик-великан» — одно из последних сочинений Т. Н. Хренникова, адресованное детям. В авторской ремарке указано: «Для детей от 10 лет и старше». «И старше» указано не случайно — в основе оперы лежит вечная гуманистическая идея борьбы сил света и тьмы, близкая людям различного возраста.

Рабочий-революционер Ингрэм, его сын Мак, изобретатель Кабреро, сторож зверинца Шур, его дочь Майя, олицетворяющие силы добра, противопоставлены образам зла — Диктатору, полицейскому Доберману, хозяйке зверинца мадам Ехидне и другим.
Краткое содержание оперы таково: изобретатель Кабреро создал чудесный порошок, свойство которого — сказочно быстро усиливать рост всего живого на земле. Он надеется, что это изобретение поможет человечеству избавиться от голода и лишений. Однако правитель Диктатор, завладевший порошком, готовится использовать его для гибели людей.
В своем кредо Диктатор обнажает человеконенавистническую сущность, когда поет о том, что людей на земле стало слишком много и гибель большинства человечества послужит только на пользу уцелевшим избранникам. Чудесный порошок можно использовать для роста смертоносных микробов и бактерий, что и готовится сделать Диктатор. От такой концепции веет духом попа Мальтуса, идеи которого в разных формах проскальзывают в некоторых антигуманистических теориях Запада. Финал оперы утверждает торжество сил добра и света над силами зла и тьмы. Эта идея ярко и убедительно раскрыта композитором в музыкальных образах оперы, в противопоставлении мужественных и лирических гротесковым и сатирическим.

 

 

ПЬЕСЫ В ДВЕ РУКИ

 

1. Весеннее настроение. Пьеса написана на тему песни Амблистомы — маленькой лицемерки, которая поет о том, что в школе она тиха и скромна, но дома нет нужды притворяться и можно быть сорвиголовой. Живая, веселая музыка постоянно варьируется в изложении: тема звучит то в правой руке, то в левой; в середине она проходит в миноре и звучит задумчиво и мечтательно. При разучивании пьесы необходимо обратить внимание на двойные ноты в крайних частях, а в середине следить за тем, чтобы фигурация шестнадцатыми не заглушала мелодического голоса. Кстати, исполнение середины (такты 23—27) требует свободной манеры (rubato) и гибкой фразировки. При переходе к репризе следует выделить декламационные реплики (meno mosso) —они должны быть сыграны выразительно, с сочной педалью.
(V класс ДМШ)

 

2. Марш. В основе пьесы лежит песня Аксолотля— хвастунишки, который поет о себе в превосходной степени: «самый храбрый, самый меткий — это я, это я, знаменитый Аксолотль».
Острая пунктирная пьеса начинается коротким вступлением, имитирующим звучание малого барабана. Аккордовое сопровождение должно исполняться сухо и четко, как пиццикато у струнных инструментов; сама же тема предполагает более певучее туше, и в отдельных местах исполняется с педалью. Значительную трудность представляют скачки из регистра в регистр в разработке темы, сопровождающиеся сменой динамики (f—р) и штрихов (staccato—legato). Вообще динамика пьесы может варьироваться, но все каденции темы (такты 10, 18, 35) должны исполняться непременно тихо (р subito).
(IV— V классы ДМШ)

 

3. Грустный вальс. Здесь передан образ Майи — дочери доброго старика, сторожа зве-ри1нца. Она подруга Мака, мальчика, изображающего в зверинце обезьяну. Ему и посвящено ариозо Майи. Теме вальса предшествует небольшое вступление, неустойчивое в гармоническом, динамическом и темповом отношениях (crescendo — diminuendo; accelerando — rallentando). Оно предвосхищает появление в дальнейшем темы вальса, которая должна исполняться очень свободно и гибко.
Большое значение в этой пьесе приобретает педализация. В репризе возможно применение левой педали (una corda) для достижения прозрачного звучания. В середине пьесы необходимо -выделить тему в левой руке, в то время, как противосложение в правой должно звучать деликатно и мягко. Исполнение этой пьесы потребует от ученика хорошего вкуса и известной эмоциональной активности.
(V класс ДМШ)

4. Юмореска. Написана на материале песни и танца Ехидны. Мадам Ехидна — злая и вздорная старуха. В своей песне она зазывает посетителей в зверинец, похваляясь тем, что ее звери самые кровожадные на свете.
Пьеса контрастна по музыкальному материалу, хотя средняя ее часть представляет собой измененное (в миноре) изложение первой темы. Забавное звучание возникает при исполнении восьмых штрихом острого staccato (в крайних частях пьесы). Это необходимо сделать для яркости юмористического образа. В середине, когда музыка становится более тяжеловесной, будет уместен штрих portamento. В конце пьесы (после знака ферматы) важно добиться непринужденного завершения. Заключительный штрих (pianissimo) должен быть подобен небрежному росчерку пера.
(V класс ДМШ)

5. Маленькая кампанелла. Основана на теме танца обезьянки-Мака. В изложении пьесы использован определенный пианистический прием, напоминающий аналогичный прием из «Кампанеллы» Паганини — Листа, что и обусловило название пьесы. Исполнение ломаных октав должно быть легким и отрывистым. Во второй части пьесы тематическое развитие требует постепенного усиления звучности и использования педали. Пассаж в конце пьесы следует исполнять очень четко, для этого полезно его поучить штрихом staccato.
(V класс ДМШ)

6. Инвенция. Двухголосная полифоническая пьеса на тему песни Ганса-оленя. В начале инвенции каждое новое проведение темы должно сопровождаться нарастанием динамики. В интермедиях (начиная с такта 13) очень важно добиться неожиданно тихого звучания (р subito), в то время как в конце пьесы будет естественным яркое форте с акцентированным проведением темы в басу. Известную трудность представляют акценты на слабых долях (в интермедиях). Их целесообразно поучить сразу двумя руками вместе. Все шестнадцатые полезно играть пальцами staccato в умеренном движении.
(V—VI классы ДМШ)

 

ПЬЕСЫ В ЧЕТЫРЕ РУКИ

 

7. Далекие звоны. Ансамбль написан на музыкальном материале песни сторожа зверинца Шура, в которой он жалуется на горькое «звериное житье». В музыке важно найти интересные педальные краски в аккордах, повторяющихся, как рефрен, четыре раза. Исполнять эти аккорды можно staccato на педали, как бы бросая их в воздух. В теме необходимо выделить подголоски и имитации, а в противосложении максимально убрать звучность. С середины пьесы до репризы возможно некоторое оживление темпа.
(IV—V классы ДМШ)

8. Дифирамб. Это ансамблевая пьеса, в основе которой лежит тема пролога оперы. Яркий эмоциональный характер музыки не предполагает здесь слишком быстрого темпа (andante con moto). После двух тактов вступления партия сопровождения должна сразу уйти на второй план, оттеняя вступление темы. В конце пьесы, когда музыка затихает и как бы растворяется, важно прослушать педальные звучания, возникающие при наложении одной гармонии на другую, вплоть до последних аккордов.
(V класс ДМШ)

9. Пантомима. Музыкальной основой пьесы послужил «Сладкий танец». Темп неторопливый, всевозможные форшлаги в обеих партиях придают музыке нарядный, изысканный характер. Штрих staccato должен быть очень легким и цепким (пальцевое staccato), а исполнение форшлагов не должно нарушать метра музыки. В середине пьесы нужно подчеркнуть переклички в партиях ансамбля.
(V—VI классы ДМШ)

10. Фантастический галоп. Этот ансамбль создан на музыкальном материале марша Добермана. Сержант Доберман — полицейский сыщик — в своем марше рекламирует собственные достоинства, ищейки и детектива. Острые акцентированные аккорды, которые необходимо исполнять сухо (без педали), придают музыке характер гротеска. Быстрый темп пьесы и постоянно меняющиеся хроматические фигурации требуют от исполнителей специальной технической проработки. Точное соблюдение аппликатуры поможет решить эту задачу.
(V— VI классы ДМШ)

М. СОКОЛОВ

Т.Хренников - Альбом пьес