Юный пианист

Ноты для фортепиано ДМШ



нотные сборники для обучения в ДМШ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

 

В последнее время внимание педагогической общественности направлено на улучшение системы общего музыкального образования. В детских музыкальных школах начали серьезно заниматься чтением нот с листа, большое значение придается развитию ансамблевых навыков, знакомству с элементами хорового дирижирования и т. д. Педагоги много и настойчиво работают над устранением некоторых формалистических тенденций в методике преподавания. Уже признана аксиомой неразрывная связь обучения технике игры на инструментах с осмысливанием музыкально-образного содержания исполняемых произведений. Однако другая сторона дела — подготовка талантливых кадров для профессиональных учебных заведений — в известной мере остается как бы в тени, и здесь еще многое предстоит сделать. Ведь не секрет, что ученики, обладающие хорошими и отличными исполнительскими данными, далеко не всегда достаточно владеют элементами мастерства, необходимыми для поступления в музыкальные училища.
На наш взгляд, задача подготовки будущих профессиональных кадров в.классах детских музыкальных школ, хоть она и распространяется на значительно меньший круг учащихся, является не менее важной, чем проблема общего музыкального воспитания подрастающего поколения. От ее удачного решения в итоге зависит уровень нашей профессиональной исполнительской культуры, успехи наших будущих педагогов, концертмейстеров, победы молодых пианистов на конкурсах.

Примерно к началу пятого года обучения в фортепианных классах детской музыкальной школы педагоги уже имеют определенное суждение о каждом ученике и ясно могут представить себе, обладает ли он данными для продолжения пианистического образования или его музыкальное воспитание ограничится рамками детской школы. В зависимости от этого должен, строиться процесс обучения фортепианной игре в старших классах (V— VII). От учащихся, подготавливаемых к поступлению в музыкальные училища, требуется значительно более высокий уровень мастерства и художественной зрелости, чем от тех, кто получает в школе общее музыкальное образование.
Наиболее уязвимыми сторонами в подготовке поступающих в музыкальные училища являются, на наш взгляд, такие: культура звука, быстрота музыкального мышления (как предпосылка к виртуозной игре), чувство меры— гармоничное соответствие между художественным намерением и реальным его осуществлением на инструменте. Конечно, все это требует специального внимания со стороны педагога, быть может, увеличения часов занятий с такими учениками, гораздо более высокого критерия при выставлении оценок на ученических вечерах и экзаменах.

На каждом шагу мы сталкиваемся с положением, когда способному ученику за проявленные во время эстрадного исполнения «хорошие намерения> (музыкальность, искренность, выразительность и т. д.) выносят высшую оценку, прощая при этом многие несовершенства в области пианистического мастерства (техническую неряшливость, ритмическую разболтанность, грубое forte, грязную педализацию и т. д.). Между тем только большая требовательность наших педагогов (и прежде всего к самим себе) может изменить в лучшую сторону создавшуюся тенденцию уравнивания требований к будущим профессионалам-пианистам и к будущим любителям музыки, участникам художественной самодеятельности.
В числе прочих недостатков, до сих пор свойственных нашим детским музыкальным школам, есть один особенно нетерпимый: вялое, а иногда и равнодушное отношение педагога к новой отечественной педагогической литературе. Нежелание регулярно вводить в репертуар учащегося новые произведения советских авторов тормозит его развитие, что неизбежно скажется позднее, в период занятий в училище. Ученику необходимо привыкать к более сложной фортепианной фактуре, обогащать свой внутренний мир новыми современными интонациями. При всем громадном значении музыкальной классики в формировании вкуса юных музыкантов нельзя допускать, чтобы их воспитание протекало вне атмосферы музыкальных образов современности.
Разумеется, далеко не все из того материала, который собран в трех альбомах «Юного пианиста» и в выпусках серии «Библиотека юного пианиста», войдет в сокровищницу советской детской фортепианной литературы; сама жизнь отберет лучшее и отбросит менее удачное. В этом процессе активнейшая роль принадлежит педагогам детских музыкальных школ.