В последнее время внимание педагогической общественности
направлено на улучшение системы общего музыкального образования. В детских
музыкальных школах начали серьезно заниматься чтением нот с листа, большое
значение придается развитию ансамблевых навыков, знакомству с элементами
хорового дирижирования и т. д. Педагоги много и настойчиво работают над
устранением некоторых формалистических тенденций в методике преподавания.
Уже признана аксиомой неразрывная связь обучения технике игры на инструментах
с осмысливанием музыкально-образного содержания исполняемых произведений.
Однако другая сторона дела — подготовка талантливых кадров для профессиональных
учебных заведений — в известной мере остается как бы в тени, и здесь еще
многое предстоит сделать. Ведь не секрет, что ученики, обладающие хорошими
и отличными исполнительскими данными, далеко не всегда достаточно владеют
элементами мастерства, необходимыми для поступления в музыкальные училища.
На наш взгляд, задача подготовки будущих профессиональных кадров в.классах
детских музыкальных школ, хоть она и распространяется на значительно меньший
круг учащихся, является не менее важной, чем проблема общего музыкального
воспитания подрастающего поколения. От ее удачного решения в итоге зависит
уровень нашей профессиональной исполнительской культуры, успехи наших
будущих педагогов, концертмейстеров, победы молодых пианистов на конкурсах.
Примерно к началу пятого года обучения в фортепианных классах детской
музыкальной школы педагоги уже имеют определенное суждение о каждом
ученике и ясно могут представить себе, обладает ли он данными для продолжения
пианистического образования или его музыкальное воспитание ограничится
рамками детской школы. В зависимости от этого должен, строиться процесс
обучения фортепианной игре в старших классах (V— VII). От учащихся, подготавливаемых
к поступлению в музыкальные училища, требуется значительно более высокий
уровень мастерства и художественной зрелости, чем от тех, кто получает
в школе общее музыкальное образование.
Наиболее уязвимыми сторонами в подготовке поступающих в музыкальные училища
являются, на наш взгляд, такие: культура звука, быстрота музыкального
мышления (как предпосылка к виртуозной игре), чувство меры— гармоничное
соответствие между художественным намерением и реальным его осуществлением
на инструменте. Конечно, все это требует специального внимания со стороны
педагога, быть может, увеличения часов занятий с такими учениками, гораздо
более высокого критерия при выставлении оценок на ученических вечерах
и экзаменах.
На каждом шагу мы сталкиваемся с положением, когда способному ученику
за проявленные во время эстрадного исполнения «хорошие намерения> (музыкальность,
искренность, выразительность и т. д.) выносят высшую оценку, прощая при
этом многие несовершенства в области пианистического мастерства (техническую
неряшливость, ритмическую разболтанность, грубое forte, грязную педализацию
и т. д.). Между тем только большая требовательность наших педагогов (и
прежде всего к самим себе) может изменить в лучшую сторону создавшуюся
тенденцию уравнивания требований к будущим профессионалам-пианистам и
к будущим любителям музыки, участникам художественной самодеятельности.
В числе прочих недостатков, до сих пор свойственных нашим детским музыкальным
школам, есть один особенно нетерпимый: вялое, а иногда и равнодушное отношение
педагога к новой отечественной педагогической литературе. Нежелание регулярно
вводить в репертуар учащегося новые произведения советских авторов тормозит
его развитие, что неизбежно скажется позднее, в период занятий в училище.
Ученику необходимо привыкать к более сложной фортепианной фактуре, обогащать
свой внутренний мир новыми современными интонациями. При всем громадном
значении музыкальной классики в формировании вкуса юных музыкантов нельзя
допускать, чтобы их воспитание протекало вне атмосферы музыкальных образов
современности.
Разумеется, далеко не все из того материала, который собран в трех альбомах
«Юного пианиста» и в выпусках серии
«Библиотека юного пианиста», войдет в сокровищницу советской детской фортепианной
литературы; сама жизнь отберет лучшее и отбросит менее удачное. В этом
процессе активнейшая роль принадлежит педагогам детских музыкальных школ.