Старинные вальсы

Ноты для фортепиано



Ноты к вальсам в переложении для фортепиано

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

 

 


 Помещенные в этом сборнике вальсы выдержали испытание временем: все они примерно вековой и даже большей давности. Поэтому при обработке их для фортепиано в две руки проявлены максимальная осторожность и бережливость. Мелодия, хотя бы в одном проведении дана в нетронутом виде. Тональные планы и гармонии, в основном, тоже сохранены, однако они несколько обновлены, «осовременены», и стали немного острей и разнообразнее.

Ко многим вальсам написаны новые вступления и заключения, по преимуществу на тематическом материале. Это представлялось нужным для известного расширения и обогащения музыкальной формы.
Вальс, пожалуй, чуть ли не единственный танец, который проник в широкие массы и признан почти всеми нациями и слоями общества. Главная причина популярности вальса заключается в его демократическом происхождении, в народном характере. Так непосредственным родоначальником вальса был лендлер — крестьянский парный круговой танец, зародившийся в Австрии и южной Германии в конце XVIII века. Широкую дорогу к человеческим сердцам открыли этому танцу великие венские классики.
Особенно много вальсов для бытового музицирования написал Ф. Шуберт (1797—1828). По его пути пошли Иосиф Ланнер (1801—1843), Иоганн Штраус-отец (1804—1843) и «Король вальса» — Иоганн Штраус-сын (1825—1899), произведения которых были хорошо известны и любимы в России.
К вальсу обращались зарубежные и русские классики, советские композиторы в своих балетах, операх, симфониях и инструментальных пьесах. Вальс и теперь занимает почетное место во всех музыкальных жанрах.

В настоящем издании публикуются старинные русские вальсы, которые и сейчас не потеряли своей художественной значимости и чисто русского обаяния.
В первом разделе сборника предлагаются обработки романсов и песен, написанных в форме вальса; во втором — старинные инструментальные вальсы в авторских редакциях.
Приводим краткие сведения об отдельных номерах сборника.

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ ВАЛЬСЫ В ОБРАБОТКЕ А. ЖИВЦОВА
1. Талисман. Стихотворение написано Пушкиным в 1827 году, издано в 1828. Романс Н. С. Титова на эти стихи издан в 1829 году. Авторы юбилейного пушкинского фильма «Путешествие в Арзрум» вспомнили об этом романсе. Его исполняют под аккомпанемент гитар гусары и среди них офицер Семеновского полка Николай Титов.
Мелодия романса оставлена без изменений, но вместо вступительной ферматы на тоническом трезвучии, написана небольшая интродукция, рисующая образ восточной волшебницы. На самом деле волшебница была обыкновенной русской женщиной,— это жена одесского генерал-губернатора Екатерина Воронцова., Она подарила Пушкину кольцо с монограммой — талисман и спасла жизнь поэту, отговорив от безумной попытки уплыть в Турцию на утлом челне.
2. Нет, не тебя так пылко я люблю. Одноименный романс на стихотворение М. Лермонтова сочинен известным цыганским композитором и гитаристом А. Шишкиным, видимо, в 70-х годах прошлого века. В настоящем издании он дается в редакции, созданной замечательной певицей Н. А. Обуховой и ее постоянным аккомпаниатором М. Сахаровым. Только вступление написано заново на тематическом материале и некоторые гармонии слегка обновлены и видоизменены.

3. Черные очи. Под этим названием известный украинский писатель Е. П. Гребенка опубликовал в 1843 году на русском языке свое стихотворение, ставшее затем самым популярным романсом XIX— XX веков не только в России, но и во всем мире.
Гребенка окончил нежинскую «Гимназию высших наук», где вместе с ним учились известные писатели и фольклористы: Н. Гоголь, Н. Кукольник, В. Забила, А. Афанасьев-Чужбинский и др. Кроме романса «Черные очи», обычно называемого «Очи черные» или «Черные глаза», Гребенка написал еще много популярных песен и романсов: «Казак на чужбине», «Почтальон», «Бело личко, черны брови», «Ни, мамо, не можно нелюба любить», «Молода еще девица я была» — последняя на мелодию старинной солдатской строевой походной песни.
Поскольку в те времена в привилегированных учебных заведениях пение и игра на музыкальных инструментах (фортепиано, скрипка, гитара) были обязательными предметами, и многие, если не большинство своих стихотворений, Гребенка создавал на народные напевы, и по ряду других причин у многих музыковедов возникало предположение, что и мелодия романса «Черные очи» принадлежит ему, или «подобрана» им же.
С течением времени с романсом Гребенки произошли удивительные изменения. Во-первых, многие, в том числе и Шаляпин, стали варьировать «пересочинять» основной текст. Во-вторых, выяснилось, что Гребенка сочинил не весь основной текст, а только припев, рефрен, и все на разные лады стали сочинять запев, начальные куплеты. Так появились многочисленные варианты текста и музыки.
В предлагаемой обработке объединены три мелодии: а) старинный отыгрыш (вступление и заключение), б) мелодия популярного в 20—30-х годах нашего века романса О. Строка «Черные глаза», написанного в стиле танго, и в) главный, первоначальный вальсовый припев—рефрен Гребенки.

4. Песня цыганки («Мой костер в тумане светит»). Текст песни написал поэт Я. Полонский в 1853 году. Долгое время мелодия считалась народной, но недавно автор этих строк обнаружил ее случайно в сборнике вальсов И. Ланнера. Таким образом, остается неизвестным лишь имя певца, впервые исполнившего вальс с текстом Я. Полонского.
В обработке использованы метро-ритмические и ладо-гармонические обострения, которые нашли в этой песне и использовали в своем исполнительстве русские певцы.

5. И нет в мире очей. Романс известного московского композитора и педагога по вокалу Петра Булахова (1822—1885). Автор текста неизвестен. При обработке гармонии слегка модифицированы, форма сочинения сохранена полностью.

6. Ночь светла. Романс на стихи М. Д. Языкова. Музыка, — по одной версии, — известного цыганского композитора и дирижера, гитариста М. Шишкина, по другой, — Я. Ф. Пригожего. (См. сборник «Песни и романсы русских поэтов», «С. П»., М. 1965, стр. 1078). Ни автографа, ни первого издания пока не обнаружено. Мелодия существует в нескольких вариантах. В основу данной обработки положена грамзапись, сделанная еще до Великой Отечественной войны артисткой цыганского театра «Ромен» Н. Черкасовой. Гармонический язык несколько обновлен и усложнен.

7. Крутится, вертится шар голубой. Популярная когда-то фабричная песенка обрела вторую молодость в кинофильме «Юность Максима» в увлекательном исполнении Бориса Чиркова. Еще раньше эту мелодию использовал композитор Н. Стрельников в оперетте «Холопка» (эффектный номер «Черная ночка, да серый конь лихой»).
В предлагаемой обработке, кроме вступления и заключения, даны два проведения основной мелодии. Второе — в русском вариационном стиле.

8. Гайда, тройка. Один из самых известных романсов начала нашего века. Слова и музыку сочинил ученик Римского-Корсакова, профессор, доктор искусствоведения М. О. Штейнберг (1883—1946).
О «Тройке» Штейнберга известны любопытные истории. По свидетельству бытописателя Москвы В. А. Гиляровского ее пел на торжественном открытии Елисеевского магазина знаменитый русский хор Анны Захаровны из «Яра». С шумным успехом исполняла «Тройку» замечательная русская певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева.
Обработка написана под впечатлением сохранившейся грамзаписи А. Д. Вяльцевой. Вступление новое, некоторые гармонии обновлены и усложнены.

9. Позарастали стежки-дорожки. Известный городской романс. Обработка навеяна девическим дуэтом и вокализом, который когда-то довелось услышать автору настоящего сборника ночью на Оке.

10. Собачий вальс. Одна из самых остроумных музыкальных шуток. Предполагают, что зародился вальс в конце XVI11 — начале XIX веков в Петербурге, в музыкальном салоне Титовых. Главное достоинство его заключается в том, что основную мелодию, начало вальса может исполнить человек, не знающий нот и не умеющий играть на фортепиано.

Первым из крупных композиторов обратил внимание на эту занятную тему А. П. Бородин. Римский-Корсаков вспоминает в своей «летописи», что весной 1878 года Бородин принес Польку, которая всем очень понравилась. Действительно, так просто и эффектно: пьеса для фортепиано в три руки!.
Было решено всей «могучей кучкой» написать цикл вариаций, названных «Парафразы» или «Тати-Тати» (название, предложенное В. Стасовым). Правда, М. Балакиреву и М. Мусоргскому эта несерьезная затея не понравилась. Наибольшее число пьес в «Парафразах» принадлежит Римскому-Корсакову, который, наоборот, отнесся к выдумке Бородина серьезно, как к учебной, технической задаче. Он написал, вернее приписал к теме Собачьего вальса (изложенного, кстати, на 2U) две Фуги, Колыбельную, Тарантеллу, Менуэт, Карийон (перезвон) и вместе с Ц. Кюи и А. Лядовым двадцать четыре Вариации и Финал. Бородин, кроме уже упомянутой Польки, сочинил Похоронный марш, Реквием и Мазурку.

СТАРИННЫЕ РУССКИЕ ВАЛЬСЫ В АВТОРСКИХ РЕДАКЦИЯХ И ТРАДИЦИОННЫХ ПЕРЕЛОЖЕНИЯХ
1. На сопках Маньчжурии. Вальс композитора И. Шатрова появился в мрачные годы русско-японской войны (1904—1905), был исключительно популярен и выдержал испытание временем, много раз переиздавался для различных инструментов, исполнялся с текстами разных поэтов.
2. Г. Китлер. Ожидание,
3. М. Кюсс. Амурские волны,
4. П. Гапон. Оборванные струны — известные бальные вальсы в авторских переложениях и редакциях.
5. Осенний сон — один из самых популярных вальсов композитора А. Джойса.
6. Березка. Вальс Б. Шиллера написан на тему романса крупнейшего русского пианиста, композитора, дирижера и педагога, основателя Петербургской консерватории А. Г. Рубинштейна. Романс существует с несколькими текстами. Первоначальное название — «Разбитое сердце».
7. Снова пою. Вальс известен больше в сольно-вокальных и хоровых вариантах «Брызги шампанского».
8. Н. Бакалейников. Грусть,
9. В. Беккер. Лесная сказка — бальные «садовые» танцы, очень популярные в начале нашего века.
10. Нет, не люблю я Вас. Самый известный вальс П. Булахова, на стихи Зимина. В сборнике приводится в простом переложении с некоторыми чисто фактурными и регистровыми изменениями.
11. Я жду тебя. Композитор О. Кнауб (1875— 1949) в свое время написал много очень известных и удачных вальсов: «Синяя птица», «Анатема», «Поцелуй — первый шаг к охлажденью» (на стихи Надсона) и другие. Известен О. Кнауб также как нотоиздатель. В частности, первые вальсы Шатрова изданы им не только для фортепиано, но и для гитары, скрипки, мандолины.
 
Александр Живцов